Педагогический совет "Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников через познавательное развитие"
консультация

Миронова Любовь Анатольевна

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. 

 Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет


 «Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников

через познавательное развитие».

Миронова Л.А.

старший воспитатель

 МБДОУ детского сада № 18 г. Павлово

Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей, систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении, через познавательное развитие.

                                                                      План педсовета.

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста через познавательное развитие (мини-лекция).

2. Создание условий для развития активной речи дошкольников – результаты тематического контроля.

3. Педагогический ринг.

4. Презентация игровых дидактических пособий  по

    развитию речи дошкольников.

5. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка в семье»

Проведение педсовета

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста через познавательное развитие.

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность.  

 Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является  одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

    «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

    В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего,  диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.  Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

2. Создание условий для развития активной речи дошкольников – результаты тематического контроля.

3. Педагогический ринг.

1.  Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нем. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда верно ответила – забирает лепесток себе.

 Вопросы:

  1. Назовите формы речи. (Диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Перессказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Разговор двоих или нескольких собеседников на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это…? (Диалог)
  5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это…? (Монолог)
  6. Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени – это…? (Рассказ-повествование)
  7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа)
  8. Ведущий прием для активизации речи и мышления – это…? (Образец воспитателя)

2. задание.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.

• Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

•Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

3. Тренинг «Формула успеха»

     Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

     Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

  1. Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  2. Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).

ФОРМА

Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.

Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.

Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.

Треугольник – лидерство упорство, уверенность, карьера.

Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

ЦВЕТ

Красная – лидерство, радость, общение.

Желтая – работа по настроению, зависть, ревность.

Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.

Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).

Белая – чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.

Коричневая – твердо уверенные люди, переживают по мелочам.

Черная – тайность и неизвестность.

4. Презентация игровых дидактических пособий  по     развитию речи дошкольников.

Воспитатели представляют дидактические игры по развитию речи, сделанные своими руками.

5. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка в семье»

Анкета для родителей «Речевое развитие дошкольников в семье»

1.      Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников?

  1.   Научить детей полноценно общаться со взрослыми  и сверстниками;
  2.   Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
  3.   Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
  4.   Развивать мышление, память, внимание, воображение;
  5.   Речь развивается самостоятельно.

2.      Какую оценку Вы даете уровню развитию речи своего ребенка?

  1. ​ Соответствует возрасту;
  2.  Частично соответствует возрасту;
  3.  Не соответствует возрасту;
  4.  Затрудняюсь ответить.

3.      Каким образом Вы были ознакомлены с программой детского сада в области речевого развития?

  1.   На сайте ДОУ
  2.   На родительском собрании
  3.   В информационной папке в раздевалке группы

4.      По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развитию речи?

  1.   Ребенок рассказывает новые стихи;
  2.   Ребенок узнает и рассказывает о новых произведениях и об авторах;
  3. Речь ребенка обогащается новыми словами;
  4.   Обновление книжного уголка в группе;
  5.  Из бесед с воспитателями;

5.      Часто ли  Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес  к речевым играм, чтению книг?

  1.   Да, часто;
  2.   Иногда;
  3.   Не проявляет;

6.      Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес к чтению книги?

_____________________________________________________________________________

7.      Какую форму подачи художественной литературы  Вы предпочитаете дома?

  1.  Чтение книг (печатных изданий) и рассматривание иллюстрации;
  2.  Чтение электронных книг;
  3.  Просматривание мультфильмов по телевизору;
  4.  Прослушивание аудио сказок;

8.      Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка?

_____________________________________________________________________________

 

В опросе приняли участие 50 родителей, это все группы детского сада кроме группы раннего возраста.

1.      Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников?

  1.   Научить детей полноценно общаться со взрослыми  и сверстниками; - 30
  2.   Учить детей слушать литературные произведения разных жанров; - 4
  3.   Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; - 22
  4.   Развивать мышление, память, внимание, воображение; - 34
  5.   Речь развивается самостоятельно. - 6

2.      Какую оценку Вы даете уровню развитию речи своего ребенка?

  1. ​ Соответствует возрасту; -28
  2.  Частично соответствует возрасту; - 21
  3.  Не соответствует возрасту;
  4.  Затрудняюсь ответить. -1

3.      Каким образом Вы были ознакомлены с программой детского сада в области речевого развития?

  1.   На сайте ДОУ - 7
  2.   На родительском собрании - 25
  3.   В информационной папке в раздевалке группы - 26

4.      По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развитию речи?

  1.   Ребенок рассказывает новые стихи; - 37
  2.   Ребенок узнает и рассказывает о новых произведениях и об авторах; - 28
  3. Речь ребенка обогащается новыми словами; - 28
  4.   Обновление книжного уголка в группе; - 2
  5.  Из бесед с воспитателями; - 3

5.      Часто ли  Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес  к речевым играм, чтению книг?

  1.   Да, часто; - 28
  2.   Иногда;
  3.   Не проявляет; - 21

6.      Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес к чтению книги?

читаем – 44

Рассказываем - 6

7.      Какую форму подачи художественной литературы  Вы предпочитаете дома?

  1.  Чтение книг (печатных изданий) и рассматривание иллюстрации; - 43
  2.  Чтение электронных книг; - 1
  3.  Просматривание мультфильмов по телевизору; - 15
  4.  Прослушивание аудио сказок; - 11

8.      Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка?

- читаем сказки – самые распространённые ответы

- рассказываем стихи

- рассказываем по картинкам

- играем в алфавит

- проговариваем новые трудные слова

- посещение логопеда

- дополнительные занятия

- беседы

- играем в развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...

Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...

Обобщённый педагогический опыт педагога Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»

Обобщённый педагогический опыт педагогаТема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»Идея опыта: Формирование  социально - к...