"Как повысить педагогическую квалификацию в рамках методического объединения?" консультация для старших воспитателей
консультация

Сметанина Ирина Алексеевна

В данной консультации я постаралась рассказать как организовать свою работу по повышению квалификации педагогов в рамках методического объединения, с чего начать, какие методы использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kvalifikatsiya.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить квалификацию педагогов в рамках методического объединения

Организуйте повышение квалификации педагогов в дошкольной организации в формате методического объединения. Используйте инновационные формы работы – они позволят педагогам быть активными участниками, а не просто пассивными слушателями. Из рекомендации узнайте, как спланировать работу методического объединения, какие инновационные методы использовать.

Зачем создавать методическое объединение 

Чтобы педагоги соответствовали требованиям ФГОС ДО и профстандарта, они должны повышать профессиональное мастерство, изучать и внедрять новые педагогические технологии, уделять внимание саморазвитию.

На эффективность этого процесса в дошкольной организации влияет конкурентная профессионально-педагогическая среда. Создать ее поможет методическое объединение. Ежемесячные тематические встречи с педагогами помогут выявить передовой педагогический опыт, оказать методическую поддержку коллегам и создать банк педагогических разработок.

Цели и задачи методического объединения:

Цель: создать условия для непрерывного внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов с учетом требований нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования в рамках работы методического объединения.

Задачи:

  • повышать методическую грамотность и компетентность педагогов;
  • совершенствовать их практические умения организовывать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС;
  • помогать педагогам осваивать и применять в работе современные педагогические технологии;
  • выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт

Как организовать работу методического объединения

Чтобы создать методическое объединение, определите число участников-педагогов, которые будут совместно решать задачи дошкольного образования и участвовать в координации работы дошкольных организаций по приоритетным направлениям.

Назначьте руководителя. Руководителем методического объединения выберите педагога с первой или высшей квалификационной категорией из коллектива участников методического объединения. Контролировать деятельность методического объединения должен заведующий детским садом в соответствии с планом методической работы и контроля внутри ДОО. Составьте перспективный план. Участники методического объединения работают в соответствии с перспективным планом на текущий учебный год. План работы методического объединения составляет творческая группа педагогов, согласовывает старший воспитатель и утверждает заведующий детским садом.

Проводите заседания по планам-программам. Заседания методического объединения проводите один раз в месяц по утвержденным планам-программам. На заседаниях педагоги анализируют нормативные правовые акты в сфере дошкольного образования и новинки методической литературы по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Также на заседаниях педагоги должны подбирать методические разработки по образовательным программам с учетом вариативности, обсуждать и утверждать индивидуальные планы методической работы. По каждому вопросу, который участники методического объединения обсуждают на заседании, формулируются рекомендации. В конце заседания руководитель методического объединения должен озвучить решения по протоколу и подписать их.

Анализируйте результаты. Еще одно направление в работе методического объединения – анализ результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования по итогам обработки карт наблюдения детского развития. Педагоги выявляют, какие методы работы с дошкольниками помогли достичь высоких результатов, как этому способствовала развивающая предметно-пространственная среда в группах.

Организуйте взаимопосещения. Чтобы педагоги обменивались опытом работы с воспитанниками в разных возрастных группах, руководитель методического объединения организует взаимопосещения. Педагоги наблюдают, как работает их коллега, а затем на заседании сравнивают достигнутые результаты на основе данных анализа и самоанализа деятельности воспитателя. Также в рамках работы методического объединения проходят смотры-конкурсы детского творчества.

Какие формы работы использовать для повышения квалификации педагогов

Инновационные формы работы методического объединения помогут избежать заорганизованности, однообразия форм методической работы, в которых преобладают объяснительно-иллюстративные методы. Они позволят превратить педагогов из пассивных слушателей в активных участников встречи.

Смысло-деятельностная игра. С помощью этой интерактивной игры вы сможете повысить квалификацию педагогов методом информального образования и организовать продуктивное взаимодействие с каждым участником. Игра поможет педагогам выстроить собственную образовательную траекторию и спроецировать ее на траекторию развития системы образования в целом. Цель игры – выявить возможность перехода рисков и угроз непрофессионализма педагогов в режим развития. То есть каждый педагог определяет, что нужно изменить в себе и своей профессиональной деятельности.

Воркшоп. Это групповое обучающее мероприятие, на котором педагоги в процессе активной работы учатся интенсивному групповому взаимодействию. Воркшоп подразумевает активное участие каждого. Руководитель методического объединения задает исходные данные, педагоги их анализируют, изучают тему, спорят, ищут пути решения проблемы. Результат каждого зависит от степени вовлеченности и работы всей команды.

Бенчмаркинг. Методика и комплекс мероприятий, в ходе которых изучают и анализируют успешный опыт коллег из других дошкольных организаций, чтобы применить его в своей работе. Бенчмаркинг – методика из сферы бизнеса, но если ее правильно применять, может быть полезной в работе с педагогами. Так как изучение чужих достижений и ошибок позволит им повысить качество своей профессиональной деятельности. В процессе обучения педагоги приобретают возможность делать то, чего раньше делать не умели, развивать способность к творчеству.

Инновационный коллайдер. Особенность этой формы коллективной деятельности – непредсказуемость результатов. Игра заключается в симуляции инновационного процесса с привлечением аудитории.

Методический марафон. Предполагает сетевое взаимодействие педагогов, цели которого – повысить профессиональное мастерство, распространить передовой педагогический опыт. Методические марафоны могут быть по тематике, содержанию и длительности проведения. Главная их особенность – полное погружение участников в рассматриваемую проблему.

Печа-Куча. Обучающее мероприятие, на котором педагоги выступают с короткими докладами. Выступления каждого участника ограничены по форме и продолжительности.

Аукцион мастер-классов. Цели аукциона – повысить творческую активность педагогов, создать условия для их профессиональной самореализации и распространить передовой педагогический опыт. В результате работы аукциона педагоги формируют банк педагогических идей (авторская педагогическая продукция).

Методический экспресс. Данная форма предусматривает профессиональную коммуникацию большого круга участников. В ходе такого общения педагоги преодолевают индивидуальные профессиональные затруднения и получают методическую поддержку.

Камертон-практикум. Это практические занятия тренировочного характера, которые связывают теорию и практику, часто служат иллюстрацией к лекции. В основе практикума – упражнение, в рамках которого педагоги решают познавательные задачи. осваивают новые приемы и способы профессиональной деятельности, овладевают научной терминологией, учатся устанавливать связи между различными научными категориями, иллюстрировать теоретические положения примерами из практики.

Подиум педагогических стилей. На данном мероприятии педагоги демонстрируют умения и навыки, при помощи которых они организуют образовательный процесс в группе с детьми. Кроме того, данная форма работы позволяет увидеть умение участников методического объединения управлять собой и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Тренинг-семинар. Данная форма активного обучения предусматривает сочетание лекции и практических заданий и позволяет вовлекать всех участников в групповую работу: выполнять упражнения, анализировать конкретные ситуации, участвовать в ролевых играх. Участники тренинга-семинара получают от ведущего различные теоретические схемы и алгоритмы решения проблемы.

Методический ринг. Это форма групповой работы, участники которой делятся на: оппонентов, группу поддержки оппонентов и группу анализа. Цель ринга – совершенствовать профессиональные знания педагогов, выявить их общую эрудицию. Есть разные варианты методических рингов, например, дискуссия и соревнование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)

Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)...

Учебно-методическое пособие для старших воспитателей, методистов, педагогов, воспитателей.

Семинар  для  педагогов  ДОУ        «ТЕХНОЛОГИЯ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ»     Цель: знакомство  педагогов  с  подходами ...

Роль методического кабинета и старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции воспитателя

Важность помощи старшего воспитателя в профессиональном росте молодых специалистов....

Методические рекомендации для старших воспитателей и методистов детских садов по теме: "Развитие понимания законов сохранения у детей старшего дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации   нацелены на то, чтобы познакомить педагогов и методистов детских садов с темой "Закон сохранения",  с тем, как дети старшего дошкольного возраста понимают ...

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений  «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа    «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...