Система организации наставничества в детском саду
учебно-методический материал

Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в образовательный процесс. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в профессиональной и личностной поддержке со стороны опытных коллег. 
Представленный опыт раскрывает систему организации наставничества с молодыми специалистами в ДОО, сформирован и апробирован на базе МБДОУ "Детский сад № 251" города Барнаула, призван помочь организации деятельности педагогов-наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_molodymi_spetsialistami.docx56.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №251»

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ

НАСТАВНИЧЕСТВА

в МБДОУ «Детский сад №251»

Разработчик:  

Герасимова Оксана Леонидовна,

старший воспитатель

Барнаул

Содержание

 

1.Общие положения        3

1.1.Цели и задачи работы с молодыми специалистами        3

2.        этапы РаботЫ с молодыми специалистами        3

Этап 1. Адаптация молодого специалиста        4

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста        5

Этап 3. Развитие потенциала молодого специалиста        6

Приложение 1        Индивидуальный план адаптации молодого

                                           специалиста        8

Приложение 2        Индивидуальный план профессионального развития

                                           молодого специалиста        9

Приложение 3        Анкета        10

Приложение 4        Отзыв о результатах адаптации молодого    

                                          специалиста        11

Приложение 5        Заключение об адаптации молодого специалиста        12

Приложение 6        Отзыв о результатах профессионального развития

                                          молодого специалиста        13

Приложение 7        Заключение о профессиональном развитии молодого специалиста        14

Приложение 8        Индивидуальный план развития потенциала молодого спциалиста        15

Приложение 9        Заключение о развитии потенциала молодого

                                          специалиста        16

                                             Общие положения

        Молодым специалистом считается педагог с высшим или средним профессиональным образованием, впервые приступивший к работе в МБДОУ «Детский сад №251», а так же и педагог, имеющий стаж  работы в должности не более трех лет (далее – молодые специалисты).

Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в образовательный процесс.

Цели и задачи работы с молодыми специалистами

Целью работы с молодыми специалистами является обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, его активного участия в деятельности и развитии учреждения.

Работа с молодыми специалистами направлена на решение следующих задач:

  • Адаптация молодых специалистов к требованиям учреждения и должности.
  • Развитие молодых специалистов в профессиональной деятельности.
  • Оценка потенциала молодых специалистов с целью формирования кадрового резерва и построения карьеры.

Основными принципами работы с молодыми специалистами являются:

Обязательность

  • проведение работы с каждым молодым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

Индивидуальность

  • выбор форм и видов работы с молодым специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность

  • целенаправленный процесс адаптации и развития молодого специалиста  продолжается на протяжении 3 лет.

Эффективность

  • обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития молодого специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Работа с молодыми специалистами проходит по следующим этапам:

Этап 1

  • Адаптация молодого специалиста (первые 6 месяцев работы в МБДОУ);

Этап 2

  • Профессиональное развитие молодого специалиста; (до конца первого года работы в МБДОУ);

Этап 3

  • Развитие потенциала молодого специалиста (второй и третий год работы в МБДОУ).

Этап 1. Адаптация молодого специалиста

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью МБДОУ и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.

Мероприятия по адаптации проводится в первые шесть месяцев работы молодого специалиста.

Работа с молодым специалистом на этапе адаптации строится по направлению:

  • Введение в должность.

Введение в должность – мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе.

Основными функциями наставника являются:

  • Планирование педагогической деятельности молодого специалиста;
  • Консультирование молодого специалиста по выполнению планов;
  • Оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем.

Наставник  совместно с молодым специалистом не позднее 1 недели со дня начала кураторства составляет индивидуальный план адаптации (Приложение 1) молодого специалиста (на 5 месяцев).

По результатам выполнения молодым специалистом индивидуального плана наставник совместно с молодым специалистом не позднее, чем за 2 недели до окончания 1-го этапа составляет проект индивидуального плана профессионального развития (Приложение 2) до конца первого года работы молодого специалиста (на 6 месяцев).

Оценка адаптации молодого специалиста проводится не позднее, чем за 1 неделю до окончания этапа адаптации.

Организация работ по оценке адаптации молодого специалиста осуществляется  старшим воспитателем МБДОУ.

На процедуру оценки предоставляются следующие документы:

  • Анкета, заполненная молодым специалистом (Приложение 3);
  • Отзыв наставника о результатах адаптации молодого специалиста (Приложение 4);
  • Индивидуальный план адаптации молодого специалиста;
  • Проект индивидуального плана профессионального развития молодого специалиста.

Старший воспитатель совместно с наставником рассматривают представленные документы и делают выводы о результатах адаптации молодого специалиста и при необходимости корректируют проект индивидуального плана профессионального развития.

Результаты оценки адаптации молодого специалиста оформляются в виде заключения об адаптации молодого специалиста (Приложение 5).

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки могут быть приглашены молодые специалисты.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит старший воспитатель, в ходе которого:

  • Сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • Обсуждает и согласовывает способы повышения качества работы молодого специалиста;
  • Согласовывает и вносит изменения в индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста;
  • При необходимости вносит изменения в процесс кураторства.
  • Знакомит с заключением об адаптации.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух рабочих дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся в течение 6 месяцев.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития (Приложение 2) и может включать следующие формы:

  • Самообучение;
  • Кураторство;
  • Участие в конкурсах молодежных разработок;
  • Участие в мероприятиях, организованных ОУ.

Оценка профессионального развития молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания данного этапа.

Организация работ по оценке профессионального развития молодого специалиста осуществляется  старшим воспитателем.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

  • Отзыв наставника о результатах профессионального развития молодого специалиста (Приложение 6);
  • Индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста (с отметками о выполнении и перечнем выполненных  мероприятий, не предусмотренных планом);
  • Проект индивидуального плана развития потенциала молодого специалиста.

Результаты оценки оформляются  в виде заключения о профессиональном развитии молодого специалиста (Приложение 7).

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит старший воспитатель, в ходе которого:

  • Сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • Обсуждает и согласовывает способы повышения качества работы молодого специалиста.
  • Знакомит с заключением о профессиональном развитии.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух рабочих дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 3. Развитие потенциала молодого специалиста

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся на протяжении второго и третьего года работы в МБДОУ.

Наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала (Приложение 8). В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе наставника или самого специалиста.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом  и может включать следующие формы:

  • Обучение;
  • Самообучение;
  • Участие в конкурсах молодежных разработок;
  • Участие в мероприятиях, организованных ОУ.

Оценка развития потенциала молодого специалиста проводится в последний месяц данного этапа.

Организация работ по оценке развития потенциала молодого специалиста осуществляется  старшим воспитателем.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

  • Индивидуальный план развития потенциала молодого специалиста (с отметкой о выполнении);

Результаты оценки оформляются  в виде заключения о развитии потенциала молодого специалиста (Приложение 9).

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит старший воспитатель, в ходе которого:

  • Сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • Обсуждает возможные перспективы развития специалиста.
  • Знакомит с заключением о развитии потенциала.

Все материалы, представленные на оценку и ее результаты в течение трех дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

адаптации молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Мероприятия  (содержание работы)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Мероприятия по введению в МБДОУ

1.1.

1.2.

2. Мероприятия по введению в должность

2.1.

2.2.

3. Работы и задания в рамках профессиональной деятельности

3.1.

3.2.

4. Участие в мероприятиях, организованных МБДОУ

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Молодой специалист

____________________/______________________

Наставник

___________________/ ______________________

Старший воспитатель

___________________/ ______________________

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Мероприятия  (содержание работы)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Самообразование

1.1.

1.2.

2. Участие в мероприятиях, организованных МБДОУ

2.1.

2.2.

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства

3.1.

3.2.

Молодой специалист

____________

Наставник

____________

Старший воспитатель

____________

____________

Приложение 3

АНКЕТА

Ф.И.О.

Должность

Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации? (отметьте все необходимое)

Наставник

Коллеги по работе

Администрация МБДОУ

Другое________________________

С какими из перечисленных проблем Вам приходилось сталкиваться? (отметьте все необходимое)

Взаимоотношения с коллегами

Содержание проф. деятельности

Взаимоотношения с наставником

Взаимоотношения с администрацией МБДОУ

Другое ________________________

Что является для Вас наиболее важным в профессиональной деятельности? (отметьте только один вариант)

Соответствие характера работы Вашим способностям и склонностям

Хорошие взаимоотношения с коллегами

Другое _________________________

Как часто Вам нужна в работе помощь?

Часто

Иногда

Редко

Что помогло Вам в процессе адаптации? (отметьте все необходимое)

Методические мероприятия, проводимые в МБДОУ

Индивидуальные консультации

Помощь наставника

Другое

Ваши предложения по организации работы с молодыми специалистами

________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись/ расшифровка

«_____»_______________201  г.

Приложение 4

ОТЗЫВ

о результатах адаптации молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Критерии оценки адаптации

Оценка

Обучаемость

Высокая

Средняя

Низкая

Умение планировать работу

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Ответственность за результаты работы

Высокая

Средняя

Низкая

Отношение к другим работникам

Доброжелательное

Преимущественно доброжелательное

Противоречивое

Конфликтное

Положение в коллективе

Авторитетное

Обычное рабочее

Неустойчивое

Наставник

______________________

«_____»_______________201  г.

Приложение 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 об адаптации молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Результаты адаптации

Хорошие

Удовлетворительные*

Неудовлетворительные*

* При данных результатах адаптации в индивидуальном плане профессионального развития необходимо предусмотреть выполнение мероприятий, направленных на:

Повышение уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для решения поставленных задач

Повышение ответственности за качество исполнения работ и результаты деятельности

Повышение дисциплинированности, соблюдение норм и правил этического кодекса педагога  

Улучшение организации молодым специалистом своей деятельности (планирования, самоконтроля)

Улучшение взаимоотношений молодого специалиста с коллегами/руководством

 

Наставник

_____________

Старший воспитатель

_____________

С заключением ознакомлен

(подпись молодого специалиста)

«_____»_______________201  г.

Приложение 6

ОТЗЫВ

о результатах профессионального развития молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Критерии оценки профессионального развития

Оценка

Соблюдение сроков работ

Соблюдение

Частичное соблюдение

Несоблюдение

Качество выполнения работ

Высокое

Среднее

Низкое

Профессиональная компетентность

Полная

Недостаточно полная

Неполная

Выполнение функциональных обязанностей

Выполнение

Частичное выполнение

Невыполнение

Выполнение планов

Выполнение

Частичное выполнение

Невыполнение

Наставник

______________________

«_____»_______________201  г.

Приложение 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о профессиональном развитии молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Оценка уровня профессионального развития

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего*

Низкий*

* При данных уровнях профессионального развития в индивидуальном плане развития потенциала молодого специалиста необходимо предусмотреть выполнение мероприятий, направленных на:

Повышение уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для решения поставленных задач

Повышение ответственности за качество и сроки исполнения работ, результаты деятельности

Повышение дисциплинированности, соблюдение норм и правил Общества  

Улучшение организации молодым специалистом своей деятельности (планирования, самоконтроля)

Наставник

_____________

Старший воспитатель

_____________

С заключением ознакомлен

______________________  (подпись молодого специалиста)

«_____»_______________ 201 г.

Приложение 8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

развития потенциала молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата приема на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Мероприятия  (содержание работы)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Самообучение

1.1.

1.2.

2. Обучение

2.1.

2.2.

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства

3.1.

3.2.

4. Участие в мероприятиях, организованных МБДОУ

4.1.

4.2.

5. Участие в мероприятиях, организованных МО

5.1.

5.2.

Наставник

__________

Старший воспитатель

__________

С заключением ознакомлен

____________________ (Ф.И.О молодого специалист)

«_____»_______________ 201   г.

Приложение 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о развитии потенциала молодого специалиста

_________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, дата поступления на работу)

на  период  с___________ до _________ 201   г.

Критерии оценки потенциала

Оценка

Профессиональная компетентность

Высокая

Средняя

Низкая

Организаторские способности

Высокие

Средние

Низкие

Способность к саморазвитию

Высокая

Средняя

Низкая

Инициативность

Высокая

Средняя

Низкая

Ответственность

Высокая

Средняя

Низкая

Оценка уровня потенциала

Высокий

Выше среднего

Средний*

Ниже среднего*

Низкий*

* При данных уровнях потенциала рекомендации не выносятся.

Рекомендации

Моральное стимулирование («Почетная грамота», «Благодарность»)

Планирование карьеры

Включение в кадровый резерв

Наставник

______________________

Старший воспитатель

______________________

С заключением ознакомлен

______________________  (подпись молодого специалиста)

«_____»_______________ 201 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество в детском саду

В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но, к сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано? Со ...

Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...

Наставничество в детском саду. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога.

Очень многое зависит от того, как молодого педагога встретяс в детском саду. Оставят один на один сосвоими проблемими или помогут влиться в работу, в коллектив. Мы в нашем детском саду уделяем много в...

Проект Наставничества в детском саду

Краткая презентация о наставничестве в детском саду...

Наставничество в детском саду.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наст...