Особенности организации процесса обучения и воспитания в разновозрастной группе
материал

Зяблова Екатерина Александровна

Уважаемые коллеги, в этом материале вы сможете найти необходимую информацию по прганизации работы в разновозрастной группе. Здесь есть режим, санитарные нормы, особенности организации образовательного процесса и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovozrastnye_gruppy.pptx475.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации процесса обучения и воспитания в разновозрастной группе Подготовил воспитатель первой квалификационной категории Зяблова Екатерина Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» г. Владимира

Слайд 2

Особенности организации процесса обучения и воспитания в разновозрастной группе Специфика работы в РВГ. Преимущества РВГ. Комплектация группы по возрасту. Особенности организации режима. Особенности проведения занятий. Создание развивающей среды. Особенности работы с родителями.

Слайд 3

В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы (РВГ). Формирование таких групп обусловлено объективными причинами: контингент детей, территориальная ограниченность ДОУ, запрос родителей и др. из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Разновозрастные группы имеются как в малокомплектных дошкольных учреждениях (чаще в сельской местности, в малых городах, отдельных городских районах), так и в многокомплектных детских садах (круглосуточные группы, санаторные группы, группы повышенной комфортности и др.).

Слайд 4

Проблемы с которыми сталкиваются педагоги, работающие в РВГ: Недостаточность знаний психических и физических особенностей детей разного возраста: постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших детей, в их развитии могут наблюдаться отставания Трудности в организации режима дня: в организации учебной деятельности педагогам приходится тратить в два, а то и в три раза больше времени, чем в одновозрастной группе Трудности в построении предметно-развивающей среды: требуется разработка концепции предметно - развивающей среды для таких групповых сообществ детей Низкая компетентность в вопросах сопровождения адаптационного периода: переходя из младшей разновозрастной группы в старшую, ребёнок второй раз переживает адаптационный период, так как происходит смена его возрастного статуса.

Слайд 5

Проблемы с которыми сталкиваются педагоги, работающие в РВГ: Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу. Кроме этого, педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей разных возрастов по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.

Слайд 6

Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка ( Л.С.Байбородова , Б.З.Вульфов , С.Л.Ильюшкина , О.В. Соловьев и др.). В разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития - достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Слайд 7

В раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию - младшие, средние, старшие. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения. Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом УДО, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста. Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

Слайд 8

В отечественной педагогической теории и практике идея создания разновозрастных детских объединений в образовательных целях принадлежит А.С. Макаренко. Разновозрастной коллектив и его воспитательные возможности были предметом раздумий талантливого педагога в последние годы деятельности. Макаренко был убежден, что разновозрастной отряд без специальной инструментовки обеспечивает взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, великодушие, требовательность и многие другие. Исследователи отмечали, что в разновозрастных отрядах быстрее налаживаются отношения между старшими и младшими детьми, указывали на то, что, находясь в окружении товарищей с разным опытом жизни и уровнем знаний, школьники получают больше возможностей для духовного взаимообогащения. Ученые и практики обращали внимание на возможность естественной передачи социально-нравственного опыта от старших детей к младшим при общепризнанном праве старших на авторитет и влияние. По мнению Гербеева Ю.В. в разновозрастных группах выше «коэффициент контактности», т.е. значительнее уровень общения, больше переплетений, взаимных проникновений, взаимных влияний.

Слайд 9

Организация образовательного процесса в РВГ В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае: состав группы; выделить две-три подгруппы; в соответствии с ними дифференцировать воспитательно -образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей ).

Слайд 10

В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим: в трехгрупповом ДОУ: две группы – дети смежного возраста, одна – старшие дети одного возраста. в двухгрупповом ДОУ: 1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет. 2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет. 3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет. в одногрупповом ДОУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы: 2 группы – дети смежного возраста. 1 группа - старшие дети одного возраста.

Слайд 11

Наименее благоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста: во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим; во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п. в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса. В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Слайд 12

Воспитательно -образовательная деятельность в малокомплектных ДОУ Воспитательно -образовательная работа в малокомплектных ДОУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность. Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

Слайд 13

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех. при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети); - при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Слайд 14

Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д. Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДОУ. Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.

Слайд 15

Примерный режим дня для детей

Слайд 16

Таким образом, в смешанных группах режим дня становится единый для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок ). Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогической работе с детьми, владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в смешанной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур. Важно помнить! Когда воспитатель руководит большинством группы, помощник воспитателя находится с меньшинством.

Слайд 17

Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной преддошкольной группе Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой, например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна ).

Слайд 18

В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый). В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми. После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда. Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.

Слайд 19

После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. Затем всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют. Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать. При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.

Слайд 20

Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной дошкольной группе С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д. Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают. В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин . В смешанной дошкольной группе большое внимание уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4 лет составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ.Чернышова Я.К., воспитатель Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения св...

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»

Обратить внимание педагогов на составляющие элементы каждого занятия по изобразительной деятельности....

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду.

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе?Подготовка к школе в детском саду это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дош...

Создание родительских сообществ, как важная составляющая организации процесса обучения и воспитания.

В статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ....