Создание родительских сообществ, как важная составляющая организации процесса обучения и воспитания.
статья

Коротких Александра Владимировна

В статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korotkih.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Создание родительских сообществ, как важная

составляющая организации процесса обучения и

воспитания.

Коротких Александра Владимировна,   старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

Аннотация: в статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ

Ключевые слова: родительское сообщество, родительская гостиная, детско-родительский клуб

Все мы прекрасно понимаем, что в любой образовательной организации, будь то школа либо детский сад главными заказчиками являются родители, при организации своей деятельности мы опираемся на их предпочтения, запросы.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности образовательного учреждения. На сегодняшний день мы не можем рассматривать родительскую общественность отдельно от остальных участников воспитательного  процесса.   Поэтому, важным является вопрос о сотрудничестве родительской общественности и образовательного учреждения в лице воспитателей и руководителя. В этом сотрудничестве очень важно правильно определить  роль каждого участника: родителя, воспитателя, самого воспитанника.

Определяя  роль родительской общественности, мы предполагаем, что родитель  не только, наблюдатель, но и партнер в воспитательном процессе. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.   

Наше дошкольное учреждение  осуществляет привлечение родительской общественности в управлении качеством воспитания в условиях реализации стандарта (ФГОС ДОО) по разным направлениям, используя как традиционные формы так и нетрадиционные такие как организация родительских сообществ:

Родительское сообщество – своеобразная интегративная форма взаимодействия, в своём формате органично объединяющая многие ресурсные возможности семьи (педагогические, мотивационные, информационные, технологические, материальные и другие).

В нашем случае мы организуем сообщества по трем формам:

- Родительские клубы (сообщества)

- Родительские гостиные

- Проектная деятельность

Детско – родительский клуб, как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, семейных ценностей, творческого потенциала, формирование социокультурной среды, развитие инициативы и самостоятельности. На базе нашего учреждения существуют два клуба:

  1. Клуб речевой направленности литературный клуб «Солнышко», который активно работает уже много лет, но по сей день пользуется спросом и родители в нем активно проявляют себя, свои таланты и таланты своих ребят.
  2. С этого учебного года появился родительский клуб «Вместе с мамой», многофункциональный клуб,  созданный с целью  привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения и  мотивировании активного участия в жизни детского сада. Деятельность клуба базируется на личном примере взрослого. Здесь важна и личность воспитателя, личности родителей.

Основными принципами работы детско-родительского сообщества являются добровольность, компетентность, доступность соблюдение педагогической этики (то есть доступен всем желающим, вступают в клуб на добровольной основе и приобретают новые компетентности в тех или иных вопросах).

Задачи:

1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

2.Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его

3. Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

Клуб проводится 1 раз в месяц, работает по плану, разработанному совместно с родителями.

Родительская гостиная – это модель взаимодействия, где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Отличительная особенность родительских гостиных.

  1. Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. 
  2. Подготовка каждой семьи к встрече.
  3. Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания и обучения.
  4. Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

В этом учебном году мы открывали такие гостиные к праздничным мероприятиям таким как  День Матери и День отца. Гостиные открывались во всех возрастных группах и проходили в рамках недели открытых дверей. Родители сами проводили мастер-классы, участвовали в НОД  с детьми, в конкурсах и выставках.

Такие гостиные позволили интересно осветить событийные мероприятия и разнообразить их различными подходами.

Так ко дню Матери у нас работали три гостиных.

Кулинарный блок  «Пальчики оближешь»  родители совместно с детьми готовили печенье, а затем в теплой уютной атмосфере пили чай с результатом своего труда.

«Перезвон талантов» здесь родители подготовили мастер классы, открыли творческую  студию, научились изготавливать красивые резинки для волос,  в другой студии родительница проводила мастер класс по обработке фотографий.

«Тепло сердец» где мамы смогли представить свои художественные таланты, вышивку, вязание, поделки ДПИ,  а презентовали  выставку дети.

Ко дню отца работала гостиная по ранней профориентации «Школа будущих космонавтов».

Проектная деятельность  также дает большие возможности взаимодействия с родителями. Мы реализуем как долгосрочные, так и краткосрочные проекты различного уровня. Роль родителей в этом очень весома. Они помогают обновлять предметно-пространственную среду, помогают в организации экскурсий, осуществляют волонтерскую деятельность, участвуют в акциях, охотно выполняют домашние задания.

Самых активных родителей администрация детского сада поощряет подарками, грамотами, запускаем розыгрыши, конкурсы на главный приз. У наших родителей мы также после каждого совместного мероприятия интересуемся их впечатлениями, родители и дети довольны, значит вся осуществляемая деятельность целесообразна.

   

В заключении хотела бы отметить, что  совместная деятельность изменяет отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к образовательному учреждению в целом. Это  проявляется  в реализации семейных проектов. Мы даем возможность  родителям окунутся в процесс обучения и воспитания, прочувствовать его.    Родители становятся партнёрами. Мы вместе – воспитатели, родители и общественность – делаем достойное дело - воспитываем, растим  достойных людей, наше будущее.

Список литературы:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

«Экскурсия, как важная составляющая образовательного процесса в дошкольном образовании»

Работая в дошкольном образовании более 10 лет, я заметила одну интересную особенность - детям очень нравятся экскурсии.Мы часто забываем, что экскурсия-это один из методов приобретения знаний, являетс...

Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений

В статье раскрывается формирование родительской компетентности, как важного фактора в построении общения с ребенком....

Особенности организации процесса обучения и воспитания в разновозрастной группе

Уважаемые коллеги, в этом материале вы сможете найти необходимую информацию по прганизации работы в разновозрастной группе. Здесь есть режим, санитарные нормы, особенности организации образовательного...