Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений
статья

Юлия Николаевна Файзулина

В статье раскрывается формирование родительской компетентности, как важного фактора в построении общения с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Файзулина Юлия Николаевна

Воспитатель I квалификационной категории

ФГБДОУ «Детский сад № 84», г. Новосибирск

Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений

В последнее время все чаще меняются и совершенствуются приоритетные направления дошкольного образования. По-новому прописаны основные требования к общеобразовательным программам дошкольного образования в приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 года «Об утверждении ФГОС» № 1155. В требованиях ФГОС важное место отведено сотрудничеству и активному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. При этом современные подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а переосмысление родительского опыта порождает много разных моделей, которые не всегда согласуются друг с другом. А ДОУ должно обеспечивать поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития, укрепления здоровья и образования детей.

Что же такое родительская компетентность?

Родительскую компетентность можно определить как:

  • наличие у родителей знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка (Н.Н. Мизина) [6];
  • интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына) [10];
  • возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина) [5];
  • знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя (Н.Ф. Талызина) [9].

Современные ученые трактуют родительскую компетентность как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры, единство теоретической и практической готовности родителей  к осуществлению педагогической деятельности, обусловливающей возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.

Одно из самых распространенных и полных определений родительской компетентности звучит следующим образом:

«Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо подобрать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться» [7].

Надо отметить и тот факт, что современные родители сейчас больше осознают необходимость самообразования в части воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Очень большой процент родителей не знают,  как правильно воспитывать своих детей, что им будет во благо, а что нет. Поэтому сегодня очень многие родители, которые боятся быть «плохими» родителями выбрали гиперопеку как наиболее приемлемый стиль родительского воспитания. Дети этих родителей были окружены чрезмерной заботой и вниманием с одной стороны и у них снижается развитие самостоятельности и социальная адаптация – с другой.

Из этого можно сделать вывод, что современные родители испытывают потребность в помощи педагога в вопросах воспитания ребенка и формирования родительской  компетентности.

Столкнувшись с этой проблемой мы с коллегами изучили большое количество литературы, но большинство из них   не раскрывает психолого-педагогических аспектов формирования родительской компетентности, а содержат лишь теоретические сведения.

Так как эта проблема очень актуальна, ее психолого-педагогическая значимость в практическом значении обусловили необходимость поиска новых современных технологий в этой области.

В качестве наиболее эффективного метода формирования родительской компетентности нами рассматривается «Родительский клуб» детско-родительских отношений.

«Родительский клуб» направлен на развитие у родителей способностей компетентно создавать условия для личностного развития их детей, раскрывать и развивать таланты и способности детей, развивать родительское мышление, помогает исполнять родителям их родительские роли. Поэтому мы пытаемся сделать главный упор на изменение мышления родителей, чтобы помочь им в воспитании гармоничной личности.

Чтобы провести плодотворно первое заседание клуба нами была проведена предварительная работа. Мы постарались выяснить, насколько хорошо родители знают и понимают своих детей. Родителям раздали анкеты в которых были вопросы об их детях: что они любят, чего хотят и так далее. И засняли на видеокамеру ответы детей на эти же вопросы. На первом заседании «Родительского клуба» мы включили родителям эту запись, а они сравнивали со своими ответами. Как выяснилось – родители и на половину не знают своих детей. Больше всего их удивило то, что дети хотят больше самостоятельности и чтобы их не заваливали игрушками, а поиграли с ними, сходили в кино, театр, научили их что-нибудь мастерить.

Посещали наш клуб все родители. Целью работы было формирование и повышение уровня родительской компетентности как основы гармоничного развития ребенка и его самореализации в творческой деятельности. На заседаниях клуба решались следующие задачи:

  • научить родителей работе над собой;
  • формированию у них осознания того, что  изменения своей личности, поведения и мышления благоприятно скажутся на дальнейшем развитии ребенка;
  • научить родителей основам конструктивных отношений, которые позволяют вырастить гармоничную личность.

Прежде чем начать решать проблему с ребенком родители должны изменить что-то в себе.

Уникальность нашего «Родительского клуба» в том, что родители, приходящие в наш клуб, становятся проводниками полученных знаний и умений в своем социальном окружении. Они учатся выстраивать гармоничные отношения не только в своей семье, но и собственным примером распространяют положительный опыт семейного воспитания в ближайшем семейно-соседском социуме.

Абсолютно все родители хотели бы видеть своего ребенка здоровым, послушным, успешным, комфортно чувствующим себя в социуме т.е. подготовленным к дальнейшей жизни. Все эти качества позволяют смоделировать идеальные отношения между детьми и родителями в современной семье: родители заботятся о своем малыше, любят его, прислушиваются к его мнению, работают над собой. Важно отметить, что 98% наших родителей хотели бы продолжать заседания нашего клуба для повышения своей родительской компетентности.

Обобщая все, можно сделать вывод, что современные родители детей дошкольного возраста – это люди, желающие реализовать свой родительский потенциал и повысить свою родительскую компетентность. Но, сталкиваясь с проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью в решении проблем по воспитанию детей к нам, педагогам дошкольного воспитания и это позволяет наметить основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников для вовлечения последних непосредственно в образовательную деятельность.

Литература:

  1. Баркан А. Ручной ребенок или непокорный…Какой вам нужен ? – М.: Этерна, 2012.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  3. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. – М. Ломоносовъ, 2010.
  4. Дементьева Л.А. Психологический тренинг детско-родительских отношений.- Курган, 2007.
  5. Кормушина Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у детей. Дисс.канд.психол.наук. Саратов, 2011.
  6. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей детей с асоциальным поведением . Сборник научных трудов. – Севастополь, 2004.
  7. Овчарова Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005.
  8. Сатир В Вы и Ваша семья: руководство по личному росту. – М.: Астрель-Пресс, 2011.
  9. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя.- М.: Проспект, 2009.
  10. Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель.// Вестник Герценовского унниверситета.- 2010.-№ 3

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

ИКТ-компетентность педагога важная составляющая его профессионализма

Для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение приобретает проце...

Консультация для воспитателей " ИКТ - компетентность педагога - важная составляющая его профессионализма"

Консультация для воспитателей ДОУ разработана с целью разъяснения важности и необходимости использования ИКТ- технологий в работе....

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Родительское собрание на тему "Формирование родительской компетентности по вопросам кризиса трех лет с использованием коуч-технологий"

Консультация для родителей об эффективном взаимодействии с детьми в период кризиса трех лет...

Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...

Создание родительских сообществ, как важная составляющая организации процесса обучения и воспитания.

В статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ....