Создание педагогом ситуация успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника.
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_uspeha.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Создание педагогом ситуация успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника.

Слайд 2

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям, читайте в данной статье.

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.

Слайд 3

Успех-это результат деятельности человека, который включает в себя те достижения, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

Основными признаками понятия «успех», которые определены педагогами – это те достижения, которые сделал ребёнок по сравнению со вчерашним днем, познания и совершенствования своих возможностей, развитие  творческих сил.

Создание педагогом мотивации для достижения  успеха, позволяет  развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Успех осознается дошкольником в процессе приобретения  опыта и достигается благодаря усилиям и старанию.

Слайд 4

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрастном возрасте,  важно обеспечить переживание успеха дошкольником в этом виде деятельности.   Так как дошкольники  переживают успех или неуспех чувствами, а не  умом, то, следует определить  понятие "успех старших дошкольников в игровой деятельности" как чувство удовлетворения от удачного выполнения желаемой роли в игре, реализации задуманного сюжета и получения признания со стороны сверстников через проявление их желание вступать в игровую ситуацию с этим ребенком.

Слайд 5

Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет . Поэтому у ребенка возникает потребность положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с этим, необходимо с особым вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования  деятельности детей. На основе  мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность  деятельности дошкольника для семьи и воспитателя.

Слайд 6

 Условия реализации ситуации успеха в игровой деятельности:

• перед началом игры нужно освободить ребенка от  излишней  застенчивости.

•роль в игре роль должны быть доступными для ребенка.

• при выборе роли важно учитывать особенности каждого дошкольника.

• предлагаемая игровая деятельность должна приносить удовольствие.

• нужно провести оценку детской игры: придерживался правил игры и т.д.

Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха для ребёнка в повседневной и образовательной деятельности?

Выделяя условия для создания ситуации успеха, на первое место можно поставить создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных средств.

Педагогические приемы, которые следует использовать для создания ситуации успеха:

- Снятие  страха перед деятельностью, которую надо выполнить, для преодоления ребенком неуверенности и уверенности, в положительном конечном результате.

- Мотивация – вместе с целью, педагог объясняет ребенку, для чего или кого это делается. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым  его любознательность.

-   Прогнозирование успешного результата с помощью фраз.

- Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при котором ребенок почувствует радость успеха.

Создавая возможность ребенку переживать удовольствие от успеха, педагог тем самым способствует формированию у него мотивации для достижения успеха.

   Современная жизнь требует от личности быстрой адаптации к преобразованиям, быть активным, не уходить трудностей, уметь ставить перед собой  цели и стремиться их достигать. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют положительную самооценку, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха. 

Слайд 7

Переживание успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношение  ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию для достижения успеха. Процесс обучения должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они это делают. Все это поможет им развивать мотивацию успеха.  

Если малыши получают  удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то для более старших  детей  становится важной и оценка. В среднем дошкольном возрасте поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.

Оценка  повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Слайд 8

Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха

Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой, А. Тряпициной, являются:

  • диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);
  • анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности);
  • прогноз (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);
  • проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности)

Слайд 9

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

  • признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
  • признание личности ребенка в целом.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, — осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Слайд 10

Внесение мотива — вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

Авансирование успешного результата — вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т. д.), на которые педагог сможет опереться.

Скрытая инструкция — по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с…», «Обрати внимание на…«).

«Персональная исключительность» — содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…«), что возлагает ответственность, мобилизует личность.

Педагогическое внушение — эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха — предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось…».

Слайд 11

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.

Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

   Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Ч...

Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать ...