Семинар-практикум
материал

Акопян Алина Спартаковна

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_1_2022.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»

 

Подготовила старший воспитатель

 высшей квалификационной категории:

Акопян А.С.

Ессентуки, 2021г.

Цель:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

Задачи:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию инновационных интерактивных игр.

Обучить участников семинара методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

План

1.Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников», Игра «Купите билетик». (старший воспитатель).

2.Использование блоков Дьёныша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста (старший воспитатель).

3.Кубики Никитина – простота и эффективность использования (педагог-психолог Колмакова Л.А.).

1 ЧАСТЬ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

СЛАЙД 2

Интеллект -сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка.

 СЛАЙД 3

Игра «Купите билетик» (интеллектуальная разминка)

Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты».  

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

На ваших билетах написаны номера вопросов, а на столе перед вами лежат сами вопросы по теме игровая деятельность дошкольников (вопросы прилагаются). Предлагаю каждому из вас выбрать тот ВОПРОС по номеру билета, который вы выбрали.

Цель: уточнение системы знаний педагогов     в области   игры дошкольников.

 1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

а) цель б) мотив в) результат г) действия д) воображаемая ситуация е) роли

ОТВЕТ 1. а б в г 

2. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий  г) выигрыш

ОТВЕТ 2. а 

3. Конечный результат в творческих играх:

а) его нет б) реализация игрового замысла в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий  д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений


ОТВЕТ  3. а

4. Основная цель творческих игр:


а) насладиться процессом б) реализация замысла в) принять роль

г) действия с предметами д) организация досуга

ОТВЕТ  4. а

5.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:

а) дидактическая задача б) игровая задача в) воображаемая ситуация

г) роль д) игровые действия е) правила

ОТВЕТ 5. в г д

6. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:

а) цепочка из 1-2 действий б) роли не осознаются в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых

ОТВЕТ 6.  г 

7.Назовите основные компоненты дидактических игр:


а) воображаемая ситуация б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения г) правила д) роли е) игровые действия


ОТВЕТ 7.  б в г 

8. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира


ОТВЕТ 8 . а б в д 

9. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?


а) игровые модули б) предметы-заместители в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек д) дидактические игрушки

ОТВЕТ 9 . а б

10. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским:

а) игра-школа воли

б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

ОТВЕТ 10. а б г д

СЛАЙД 4

Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

Активизация умственной деятельности детей.

Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

Формирование основ творческого мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Развитие коммуникативных навыков.

Повышение интереса детей к математике.

Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.

Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

2.Использование блоков Дьёнеша и палочек КюизенЕра в работе с детьми дошкольного возраста (старший воспитатель).

СЛАЙД 5

Блоки Дьенеша

Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша. Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

  Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,  кубики,  которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Формы организации работы с логическими блоками.

1.НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления  геометрических фигур, цвета, величины.  Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.  Например , используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность  (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

СЛАЙД 6

Палочки КюизенЕра

Джордж Кюизенер большую часть своей жизни проработал в начальной школе, где применял на практике различные методики и обучающие программы, дорабатывал наиболее действенные и эффективные. Авторская методика Кюизенера обучения детей математике получила название «Цветные числа».

Палочки КюизенЕра имеют как объемный, так и плоский варианты.

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

 Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками).  

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ МОСКВА.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

СЛАЙД 7

Игры Никитина

Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети.

 

СЛАЙД 8

Развивающие игры Вячеслава Воскобовича

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Слайд 9

Китайская мудрость гласит:

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»

Уважаемые коллеги давайте вместе разберем правила « Как играть педагогу с детьми».  

Слайд 10

ПРАВИЛА: «КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ»

1.Радоваться успехам, но не захваливать.

2.Ни пресыщения, ни принуждения!

3.Самостоятельно – без подсказки! А как быть с ошибками?

4.Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

5.По воле “волн”. Когда игры себя исчерпают?

6.С помощью сказки и без нее.

1)Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно НЕ ПЕРЕХВАЛИТЬ.

2)Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной.  

3)Основное правило творческих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

4)Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И

5)Интерес к развивающим играм тоже подчинен закону “волны”, малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натол­кнувшись на непреодолимые пока узоры.  

6)Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление.  

Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми.  Другими словами, завтра он будет делать сам то, что сегодня делал вместе с воспитателем, родителями.

По мнению Л.С. Выготского это есть   «зона ближайшего развития» ребёнка.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся:

Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность.

СЛАЙД 10

ИТОГ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

СЛАЙД 11-12                                                                            

Закончить нашу встречу хочу подарить вам и вашим родителям памятки на тему: «Советы родителям по выбору игрушек для детей» и «Картотеку развивающих игр».

СЛАЙД 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 

1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

а) цель б) мотив в) результат г) действия д) воображаемая ситуация е) роли


 

2. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий  г) выигрыш



 3. Конечный результат в творческих играх:

а) его нет б) реализация игрового замысла  в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий   д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений

4. Основная цель творческих игр:

а) насладиться процессом б) реализация замысла в) принять роль

г) действия с предметами д) организация досуга


5.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:

а) дидактическая задача б) игровая задача в) воображаемая ситуация

г) роль д) игровые действия е) правила

 

6. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:

а) цепочка из 1-2 действий б) роли не осознаются в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых

  

7.Назовите основные компоненты дидактических игр:

а) воображаемая ситуация б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения г) правила д) роли е) игровые действия

8. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

9. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули б) предметы-заместители в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек д) дидактические игрушки

10. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским:

а) игра-школа воли б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...