Мастер-класс "Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ"
методическая разработка

Гордеева Светлана Леонидовна

Мастер-класс по теме «Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ» был проведён в рамках методического объединения «Профессиональная компетентность педагога, как фактор повышения качества дошкольного образования». 

Цель: Расширение представлений педагогов ДОУ о возможностях индивидуального образовательного маршрута, как средства повышения профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

- познакомить с современной технологией разработки ИОМ педагога;

- развивать профессиональную компетентность педагога;

- раскрыть актуальность построения индивидуального образовательного маршрута  педагога;

- развивать сплочённость, умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_algoritm_razrabotki_iomp_dou.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»

Методическое объединение

«Профессиональная компетентность педагога,

как фактор повышения качества дошкольного образования»

Мастер-класс по теме:

«Алгоритм разработки индивидуального

образовательного маршрута педагога ДОУ»

Составила:

Гордеева Светлана Леонидовна

 ст. воспитатель

Дата проведения: 

1-2 марта 2018 года

Место проведения:

МАДОУ «Детский сад «Малышок»,

с. Александровское

с. Александровское

2018

Цель: Расширение представлений педагогов ДОУ о возможностях индивидуального образовательного маршрута, как средства повышения профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

- познакомить с современной технологией разработки ИОМ педагога;

- развивать профессиональную компетентность педагога;

- раскрыть актуальность построения индивидуального образовательного маршрута  педагога;

- развивать сплочённость, умение работать в команде.

      У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития. Различным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем выше результативность профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

      Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

        Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • изменения, происходящие в образовании;
  • запросы и потребности участников образовательного процесса.

Алгоритм   разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Структура  индивидуального маршрута

профессионального развития   педагога

Титульный лист

Название  ДОУ____________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ___________

Ф. И.О. педагога:___________________________________________  

Город, год  создания________________________________________

Информационная справка об авторе ИОМ

Ф. И.О.

Занимаемая должность:

Образование:

Дата прохождения аттестации:

Квалификационная категория:

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

Педагогический стаж:                                    

Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

  • Индивидуальная тема по самообразованию
  • Цель                
  • Задачи
  • Форма  самообразования
  • Предполагаемый  результат
  • Сроки работы над проблемой
  • Форма  отчета о проделанной работе

      При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой детского сада и методического объединения.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога:

  • Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог.
  • Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

Матрица ИОМ (реализация ИОМ)

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

       

В  индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления  деятельности:  

  • профессиональное;
  • психолого-педагогическое (ориентированное на детей и их родителей);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесбережение.

Что может включать каждое направление?

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2.Изучение образовательной программы ДОУ, уяснение их особенностей и требований.

3. Разработать комплексно-тематическое планирование по темам в соответствии требований ФГОС и образовательной программы ДОУ.

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.

6.Плановая аттестация на подтверждение (повышение) квалификационной категории.

7. Профессиональные публикации, брошюры.

8. Участие в  конкурсах профессионального мастерства.

Психолого-педагогическое

1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы.

2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.

Методическое

1.Совершенствовать знания содержания системно-деятельностного подхода.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения.

3. Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО.

4. Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, города, региона через Интернет.

5. Знакомиться с содержанием работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми.

6.Посещать НОД, проводимые коллегами  и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

8. Внедрять в педагогический  процесс новые формы индивидуализации.

9. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Информационно-компьютерные технологии

  1. Изучать информационно компьютерные технологии  и  внедрять их в учебный  процесс.
  2. Совершенствовать навыки работы  на  компьютере.
  3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
  4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
  5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
  6. Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя, классного руководителя,  руководителя МО.
  7. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
  8. Разработать комплект сценариев уроков с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов.
  9.  Разработать пакет тестового материала в электронном виде.
  10. Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом.
  11. Участие в конкурсах в Интернете.
  12. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Охрана здоровья

Внедрять здоровьесберегающие технологии.

        По каждому направлению определяются  показатели, виды деятельности и сроки исполнения.

Разделы ИОМ:

  • Изучение литературы, связанной с темой самообразования.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
  • Участие в системе дошкольной методической работы.
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ.

 Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по  месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.  

Формы самообразовательной деятельности:

- курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- методические практикумы в ДОУ;

- обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

- подготовка к аттестации;

- научно-практические конференции;

- обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

- теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития педагога;

- обсуждение проблем самообразования на заседаниях методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;

- работа творческих мастерских;

- проведение самоанализа деятельности педагога  за год, рефлексия своего опыта.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня педагогической компетенции

• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• разработка и проведение НОД с включением  инновационных технологий

• проведение семинаров, конференций, мастер-классов.

Формы представления результатов  педагогической деятельности учителя

  • Портфолио
  • Творческий отчет
  • Мастер-класс
  • Творческая мастерская
  • Педагогический проект
  • Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
  • Презентация  опыта работы по выявленной проблеме

Пример оформления таблицы

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное

1.Изучение новых образовательных  стандартов.

2. Разработка календарно-тематического плана  в соответствии с требованиями ФГОС и реализуемой программы «Дошкольник»

В течение года

Август

Аукцион педагогических идей

Творческий отчет

Педсовет, творческие отчеты

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

  • достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
  • субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчёта, самопрезентации);
  • формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

  • не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
  • не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
  • стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.  

  На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.

Заключение.

Непрерывное повышение квалификации, профессиональной компетентности педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одарённости воспитанников, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией «проживания инноваций», обеспечивает возможность саморазвития и самообразования, удовлетворения личных потребностей с возможностью планировать своё время в соответствии с образовательными запросами и возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

1.Афонькина, Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО : журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением / Ю.А.Афонькина. – Волгоград : Учитель, 2017. – 83 с.

Интернет - ресурсы:

1. Алгоритм разработки ИОМ. – Режим доступа : https://www.menobr.ru/article/65221-qqq-17-m4-obrazovatelniy-marshrut-pedagoga 

2. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. – Режим доступа : https://infourok.ru/individualniy-obrazovatelniy-marshrut-pedagoga-715232.html 

3. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. - Режим доступа : http://yaredudep.ru/files/prochie/2015/individual_nyj_obrazovatel_nyj_marshrut_pedagoga_doo.pdf 

4.Индивидуальный образовательный маршрут педагога: технология самопроектирования и реализации. – Режим доступа : https://solncesvet.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%98%D0%9E%D0%9C-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.docx 

5. Карта  индивидуального образовательного  маршрута воспитателя. – Режим доступа : http://82chita.detkin-club.ru/editor/1329/files/a52c7b78a6a88e7b9abbd2acbfe48d43.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...

Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"

Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута   в условиях реализации ФГОС"...

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО....

Роль методиста в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной р...

Алгоритм и структура разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференциров...

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА

Рост профессиональной компетентности педагога, адекватным меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, н...

Алгоритм и структура разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференциров...