Главные вкладки

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
    статья по теме

    Полякова Ольга Александровна

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья430.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

    Н.В.Федяева, Н.В.Миронова, М.В.Назарова, О.А.Полякова

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

    2016 г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение

    Этапы разработки ИОМ

    1. I этап. Самооценка профессионализма собственной деятельности педагогов
    2. II этап. Осуществление контроля для выявления объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов
    3. III этап. Основные направления проектирования карты образовательного маршрута педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Разработка ИОМ
    4. Ожидаемые результаты и риски
    5. Список литературы
    6. Приложения


    ВВЕДЕНИЕ

    Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, Приказом  Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

    Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Если раньше педагог был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

    • Работа с одаренными детьми;
    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
    • Работа с детьми - мигрантами;
    • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

    Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

    Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации.  Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь - то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

    Вся сложность проблем перехода на профстандарты  ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. В образовательных организациях нам предлагают поступить следующим образом – разработать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагогов ДОУ.

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОМ

    I ЭТАП.

    САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМИ.

    Разработчиками карты индивидуального образовательного маршрута педагога, была отобрана контрольная группа. В исследовании приняло участие 11 человек (воспитатели 11 групп), из которых:

    • 5 человек – педагоги с высшей категорией;
    • 4 человека – педагоги 1-ой категорией;
    • 2 человека – педагоги без категории.

    Таким образом, было получено следующее процентное соотношение:

    Педагогам ДОУ было предложено ответить на вопросы анкеты - «Лист самооценки», состоящей из 46 вопросов (Приложение 1), по выявлению степени выраженности следующих трудовых функций:

    • общепедагогической;
    • воспитательной;
    • развивающей;
    • педагогической.

    Воспитателям необходимо было оценить уровень собственного профессионализма  в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом педагога. Выбрать из 4-х предложенных ответов по степени выраженности (1,2,3,4,).

    Результатом мониторинга стали:

    4 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики, проявилась у педагогов имеющих высшую квалификационную категорию, которая выявляется в подавляющем большинстве ситуаций и является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению педагога. Ответ - «да».

    Так же, у данной категории педагогов выявлена средняя степень выраженности характеристики, трудовых действий. В некоторых ситуациях качества и поведение педагогов соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ – «среднее значение».

    3 - высокая степень выраженности характеристики, проявилась преимущественно у педагогов имеющих 1-ую квалификационную категорию, когда качество трудовых функций педагога не всегда соответствуют утверждению. Ответ – «скорее да, чем нет».

    1 – слабая степень выраженности характеристики, преимущественно выявлена у педагогов без квалификационной категории. Данная степень редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ– «скорее нет, чем да».


    II ЭТАП.

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ.

    В настоящее время от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед организацией, поэтому оценка качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непрерывно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса оценочные листы, карты. В связи с чем, возникает необходимость помочь педагогу увидеть собственные достижения, выявить проблемы и найти пути их решения. На основании мониторинга самооценки педагогов был проведен методический контроль по тем же параметрам.

    В результате контроля было выявлено, что не все педагоги адекватно оценивают свои профессиональные качества:

    1) из педагогов имеющих высшую квалификационную категорию (45%) лишь 30 % реально оценивают свои трудовые действия, которые соответствуют высокой степени выраженности характеристики;

    2) из педагогов имеющих 1-ую квалификационную категорию (36%) реально оценивают свои трудовые действия 25%, которые соответствуют средней степени выраженности характеристики;

    3) из педагогов без категории (19%) реально оценивают свои трудовые действия 11%, которые соответствуют слабой степени выраженности характеристики.

    Таким образом, выявив проблему неадекватной самооценки педагогов, разработчики наметили построение индивидуального образовательного маршрута, что является одной из технологий, обеспечивающих стимулирование профессионального роста и совершенствования педагогов образовательных учреждений в области овладения инновационным опытом, повышения уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности.

    III ЭТАП.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА.

     «Карта индивидуального образовательного маршрута педагога» представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу развития, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

    РАЗРАБОТКА ИОМ.

    Мы полагаем, что индивидуальный образовательный маршрут педагога целесообразно проектировать на основе его профессиональных потребностей, затруднений, потребностей конкретного образовательного учреждения.

     Индивидуальный образовательный маршрут педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу развитие профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

     Карта индивидуального образовательного маршрута педагога должна наиболее полно отражать профессиональные потребности конкретного педагога. Достаточное место необходимо отвести самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности.

    Мы считаем, что в карте индивидуального образовательного маршрута педагога необходимо отразить следующие основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности:

    • Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.
    • Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
    • Участие педагога в методической работе.

    Самообразование педагога.

    В соответствии с данными направлениями деятельности необходимо определить содержание, формы и методы по развитию профессиональной компетентности педагога.

    Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений.

    Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и др.

    Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т.п.), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги и т.п.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на заседаниях городских методических объединений и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т.п.).

    Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение инновационных образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием педагог должен иметь возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (методист, педагог-психолог).

    На наш взгляд, срок реализации карты индивидуального образовательного маршрута педагога может варьироваться от одного года до трёх (пяти) лет в зависимости от выявленных затруднений, ситуации в конкретном образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

    Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется по карте (Таблица1) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.


    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений;
    • положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательных учреждений, повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;
    • осознанная потребность педагогов в непрерывном профессиональном образовании;
    • совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных технологий, способствующих развитию способностей воспитанников, повышению их образовательного уровня.

    Возможные риски:

    • отсутствие внутренней мотивации педагогов для непрерывного профессионального образования;
    • завышение самооценки ряда педагогов по поводу повышения профессиональной и методической компетентности и совершенствования образовательного процесса;
    • отсутствие полноценной системы стимулирования педагогов, стремящихся к повышению качества образования.

    лист самоконтроля


    11


    2





    Список использованных источников:34535

    1. ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации"
    2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
    3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.
    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
    5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"

    Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...

    "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"

    Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с  педагога...

    Примерная "Дорожная карта" индивидуального образовательного маршрута педагога

    Примерная форма плана профессионального роста педагога...

    Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

    В методической разработке предлагается вариант дорожной карты педагога для подготовки внедрения профессионального стандарта педагога...

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год

    Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный год...