АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа

Шваюк Анастасия Александровна

Анализ потенциала развития образовательной организации по реализации стратегии развития образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programmy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемая Наталия Валерьевна, сразу не смог ответить, потому что не знал как предложить изменения в Программу. Так как Вы работали бухгалтером, то я попробую некоторые вещи изложить в педагогическом плане.

Программа развития - это документ, который должен продемонстрировать учредителю то, что Вы готовы к управлению дошкольной образовательной организацией, а педагогам ДОУ то, что Вы разделяете ценности дошкольного образования. В системе образования уже сложилось определенное представление о дошкольном образовании и менять его можно лишь постепенно и частично. Ваша Программа по содержанию очень нестандартна и может вызвать ненужные к Вам вопросы. К сожалению, я много говорил об управленческих изменениях в структуре Программы и мало внимания, с педагогической точки зрения, уделил ее содержанию. Поэтому попробуем сейчас это восполнить.

Программа развития ориентирована на управление:

1. дошкольной образовательной организацией - государственной некоммерческой организацией, выполняющей государственное задание в рамках бюджетного финансирования.

2. дошкольным образованием, которое представляет собой ФГОС дошкольного образования и удовлетворение представлений родителей воспитанников.

Исходя из этого, главной целью Программы развития является выполнение государственного задания, которое представляет собой выполнение основной образовательной программы ДОУ. Второй целью - развитие уникальности ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО и удовлетворения запросов родителей.

Наконец, дошкольное образование представляет собой всестороннее развитие ребенка в процессе его подготовки как выпускника ДОУ к обучению в начальной школе (образовательная деятельность) и обеспечения безопасности ребенка (присмотр и уход). Подготовка выпускника ДОУ к обучению в начальной школе, как правило, рассматривается не как развитие его уникальности, а как устранение препятствий в развитии на пути подготовки будущего успешного ученика начальной школы. Будущий ученик должен уметь говорить, думать, проявлять интерес и инициативу, работать в группе. Все это определено в пяти образовательных областях основной образовательной программы ДОУ. Обеспечить достижение этих результатов необходимо в условиях здоровьесбережения, психологического комфорта и гигиенических процедур. Требования к условиям изложены в санпине.

А теперь опираясь на эти представления о работе ДОУ попробуем проанализировать Вашу Программу развития.

1. На титульном листе у Вас указан детский сад №  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Это значит, что от Вашей Программы ждут развития данного приоритета ДОУ. Название Программы необходимо изменить. Музей профессий может быть частным инновационным проектом развития ДОУ, но в целом для названия программы необходимо более общее представление, например, От гармонии физического развития ребенка к его успеху в начальной школе. 

2. Цели программы более соответствуют школе, а не дошкольному учреждению. Профессиональный и социальный успех в современном мире можно обещать выпускнику 11 класса, но не ребенку 5-7 лет. Конкурентоспособность в международных исследованиях относится к школе, а не ДОУ. Для дошкольника важны не конкурентоспособность, а ее составляющие: исследовательская деятельность, самостоятельность, практикоориентированность, сотрудничество в игровой деятельности. Поэтому попробуем сформулировать две цели: инвариантную и вариативную.

1. Создание организационно-педагогических условий для обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способствующего полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающего равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях;

2. Обеспечение гармоничного физического развития ребенка как условия гармоничного интеллектуального, социального, коммуникативного и эстетического развития личности.

3. Формулировки направлений и задач меняем. Все указанные направления относятся к развитию общего образования. Их названия необходимо изменить под специфику дошкольного образования. Например, Успех каждого ребенка для дошкольного образования означает уникальность развития каждого ребенка в выполнении образовательной программы. Уникальность достигается за счет поддержки самостоятельности ребенка, исследовательской, проектной, экспериментальной деятельности, развития его любознательности, результатом чего выступает индивидуальный результат - проект, рисунок, поделка, стихотворение и др. Поэтому все пять направлений необходимо написать следующим образом, например, 1. Исследовательское пространство развития ребенка (Успех каждого ребенка), 2. Современное пространство развития ребенка (Цифровая образовательная среда), 3. Комфортное пространство развития ребенка (Современный учитель), 4. Семейное пространство развития ребенка (Поддержка семей, имеющих детей) и 5. Социальное пространство развития ребенка (Социальная активность).

Характер каждого направления мы раскрываем в пяти задачах Программы развития. Меняем все формулировки задач. Пишем словами, которые должны быть понятны воспитателям ДОУ с обязательным акцентом на физическое развитие ребенка.  Например, 1. Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды ДОУ, способствующей развитию исследовательского поведения воспитанника, его физических задатков, индивидуальных особенностей и запросов, достижению уникальных результатов становления его личности в индивидуальной и групповой работе.

4. Наконец, Ожидаемые конечные результаты. Здесь необходимо изменить только 1 результат. У Вас он звучит очень узко. Давайте расширим. Например,  Обеспечение современного качества дошкольного образования в соответствии с обновленными показателями оценки качества общего образования (международные исследования подготовки учащихся); 2, 3 и 4 результаты остаются.

Далее меняем содержание по всей Программе развития.

5. . Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования до 2025 года сделаны под школу. Пересмотреть обязательно Новые ресурсы развития образования. Убрать вещи, которые относятся только к школе или интерпретировать их в контексте дошкольного образования.

6. В Миссии убрать первый абзац и заменить его на ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

Самой миссии нет. Попробуйте сформулировать философию развития ДОУ со словами гармоничное физическое развитие ребенка а дальше по ст. 64 или Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности. Необходимо это сделать эмоционально в ценностях дошкольного образования. Можно привлечь воспитателей.

Измените содержание раздела: "Учитывая требования выше перечисленных документов необходимо:" Вы очень узко ориентированы на профориентацию. Необходимо расширить контекст профориентации дошкольным образованием. Например, Создать условия для развития у ребенка интеллектуальной любознательности, поддержки исследовательского поведения и социальной компетентности в рамках ранней профориентации и деятельности Музея профессий.

7. Весь раздел Анализа в Программе должен показать Ваше знание проблем, затрудняющих деятельность государственной образовательной организации, которой является Ваше ДОУ, и возможностей развития уникального дошкольного образовательного учреждения. Поэтому в начале радела 1. Анализ результатов реализации Программы развития дайте на страницу информационную справку о ДОУ из отчета о самообследовании: реализуемые программы (включая дополнительные), количество воспитанников, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение. SWOT – анализ должен показать Ваше знание проблем действующего ДОУ и Вашу готовность эти проблемы решать. Еще раз профориентация - это способ решения проблем в деятельности ДОУ, а не проблемы. Поэтому странно выглядит слабая сторона Отсутствие локальных нормативных актов, определяющих заинтересованность воспитателей в мотивации воспитанников по выбору к профессии. Это не является целью их профессиональной деятельности, а инструментом, позволяющим обеспечить всестороннее развитие ребенка.

8. В Целевых программах изменить содержание колонки Мероприятия. Сформулировать мероприятия в привязке к ДОУ. Убрать абстрактные педагоги и заменить на воспитатели, убрать цифровую образовательную среду и образовательные организации. В ДОУ будет предметно-пространственная развивающая среда с элементами электронных ресурсов и дополненной реальности.

9. Вот проекты смотрятся очень выигрышно. Это Ваши изюминки, которые добавляете к эффективному государственному ДОУ. И здесь профориентация смотрится на месте.

Предложение. Посмотрите в Интернете варианты Программ развития ДОУ, вчитайтесь в формулировки целей и задач, выделите ценности дошкольного образования, актуальные для учредителя и воспитателей. Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС: "Построение партнерских отношений между семьей и образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования"

«Лэпбук - как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями»."Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая...

«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»

Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...

Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования

в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ....

Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша страна на данном этапе развития общества находится на этапе перехода к информационному обществу, что предусматривает серьезные перемены в структуре и организации социальной и экономической сферы ...

Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование...

Приказ об организации деятельности по реализации Комплексной программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях ХМАО-Югры

об организации деятельности по реализации Комплексной программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях ХМАО-Югры...