Модель инклюзивного образования ДОУ
презентация

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс таким образом, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

В связи с этим появилась необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик». Нормативным основанием  разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы,  другие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель инклюзивного образования МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик»

        



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к модели инклюзивного образования

МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик»

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс таким образом, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

В связи с этим появилась необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик». Нормативным основанием  разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы,  другие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ.

Цель: Создание эффективной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, которая будет учитывать особенности детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Задачи:

  1. Разработать нормативно–правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2.  Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с детьми с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  рамках  инклюзивного  образования.
  3. Обеспечить условия для социализации и развития детей с ОВЗ.
  4. Разработать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты: 

Открытие и эффективное функционирование в ДОУ группы инклюзивного образования детей с разными возможностями.

Модель инклюзивного образования МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик» состоит из четырех компонентов:

  • Организационно-методический компонент
  • Организационно-содержательный компонент
  • Технологический компонент
  • Результативно-оценочный компонент

Организационно-методический компонент

Для организации и внедрения в ДОУ инклюзивного образования была изучена нормативно-правовая база, приведены в соответствие локальные акты. Налажено сетевое взаимодействие с Городской психолого-медико-педагогической комиссией и Лесосибирской межрайонной больницей.

В ДОУ имеется специально организованная образовательная среда – это музыкально-физкультурный зал, кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога, уютные групповые комнаты. Кроме этого, в образовательном процессе активно задействована вся территория учреждения: спортивная площадка, тропа здоровья, цветники, огород, детская метеостанция, литературная беседка, уголки уединения и т.д. Предметно пространственная развивающая среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

 Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-содержательный компонент

Для решения стратегических и оперативных задач в ДОУ была создана рабочая группа педагогов по реализации инклюзивного образования, в которую входят: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, узкие специалисты ДОУ и воспитатели групп компенсирующей направленности.

Рабочая группа разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, определяет направления разработки, план внедрения, обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики.

В нашем детском саду функционирует консультационный пункт, целью  которого является обеспечение  единства и преемственности семейного и общественного воспитания,  поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей  с ОВЗ. В рамках консультационного пункта специалисты проводят очные консультации для родителей (законных представителей); коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей); совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком.

Консультационный пункт работает два раза в месяц согласно графика работы, утвержденного заведующим ДОУ с учетом плана работы специалистов и запроса родителей (законных представителей).

Одним из механизмов сопровождения детей ОВЗ является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения. ПМПк учреждения – это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий конкретную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактику сопровождения ребенка с ОВЗ.

Также планируется открытие детско-родительского клуба «Мы вместе». Целью работы клуба является повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. 

В рамках детско-родительского клуба планируем проводить встречи с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидов, используя различные формы такие как: семинар-практикум, игровые сеансы, творческие мастерские, дискуссии, тренинги, совместные праздничные мероприятия с чаепитием; участие в конкурсах и т.д.

Технологический компонент

Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.

Решением данной проблемы будет открытие группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей с ОВЗ и инвалидов с частичной интеграцией.  Зачисление в группу осуществляется по решению городской или краевой психолого-медико-педагогической комиссии. Режим работы группы: три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий со специалистами, а затем осуществляется постепенное внедрение ребенка в группу детей. В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности. После успешной адаптации ребенок зачисляется в инклюзивную группу на полный день.

Результативно-оценочный компонент

Основными формами и методами эффективности реализуемой модели являются:

  • всестороннее изучение наличия положительной динамики в развитии детей;
  • административный контроль и самооценка деятельности каждым участником педагогического процесса;
  • анализ результатов анкетирования родителей и социума;
  • внешняя экспертная оценка результатов внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик».

Основными показателями эффективности модели являются:

  • успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;  
  • удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
  • успешность обучения выпускников детского сада с ОВЗ в условиях общеобразовательных и коррекционных классов;
  • повышение профессиональной компетентности сотрудников;
  • развитие родительского сообщества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей №10 «Кораблик» города Лесосибирска » (МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик») Модель инклюзивного образования МБДОУ Детский сад №10 « Кораблик»

Слайд 2

Цель : Создание эффективной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, которая будет учитывать особенности детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Слайд 3

З адачи: Разработать нормативно–правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Обеспечить условия для социализации и развития детей с ОВЗ. Разработать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей (законных представителей).

Слайд 5

Организационно -методический компонент Нормативно-правовое обеспечение Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Повышение квалификации педагогов в области инклюзии Сетевое взаимодействие Городская ПМПК КГБ У « Лесосибирская межрайонная больница»

Слайд 6

Организационно-содержательный компонент Рабочая группа педагогов по реализации инклюзивного образования в ДОУ Консультационный пункт ПМПк ДОУ Детско-родительский клуб «Мы вместе»

Слайд 7

Технологический компонент Поэтапное включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс ДОУ Группа кратковременного пребывания Точечная инклюзия детей с родителями Гостевые визиты в группу Индивидуальные игровые сеансы со специалистами ДОУ Посещение НОД в группе Инклюзивное образование в группе на полный день

Слайд 8

Результативно-оценочный компонент Мониторинг реализации инклюзивного образования Оценка инклюзивного образования родительским сообществом Оценка созданных условий инклюзивного образования в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...

Модель инклюзивного образования в МБДОУ

Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...