Модель методической работы
методическая разработка

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления. Особенностью методического сопровождения на современном этапе является как удовлетворение актуальных профессиональных потребностей каждого педагога, обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск, так и изменение всей системы методической работы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_metodicheskoy_raboty_dou.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Модель методической работы

МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

 С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. 
        В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

  • для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

 В связи с этим возникает необходимость в выборе модели методической работы , соответствующей ФГОС и всем требованиям, предъявляемым дошкольному образованию на современном этапе.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов ориентируясь на гуманизацию  психологизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ  «Об образовании».

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Целями методической службы нашего ДОУ являются: 

реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ; обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу. 

Задачи методической службы: 

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей; 
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога; 
  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах; 
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр. 

Функции методической службы ДОУ

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  1. анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  2. вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  3. оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  4. установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  5. анализ актуальных и перспективных потребностей  обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
  6. анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  7. поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  8. изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование. 

Прогностическая функция предусматривает:

  1. прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ
  2. формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  3. проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  4. проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

Планирующая функция. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  1. определение уровня, на котором находится состояние работы ДОУ;
  2. четкое представление об ожидаемом уровне;
  3. выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние. 

Структура методической службы ДОУ

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. 

Рабочая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. 

Временные исследовательские, проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.). 

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого- педагогический консилиум. 

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  • стратегическом, 
  • тактическом 
  • информационно-аналитическом.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д. 

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности. 

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека. 

Деятельность педагогических кадров  направлена:

  1. на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом 

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют: максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания и опыт; создать благоприятный психологический климат в коллективе; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом; опробовать педагога в новой роли. 

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс образования и самообразования педагога. 

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;

эффективность для родителя:

  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей участвовать в образовательном процессе;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога:

  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности.

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие профессиональные знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.  

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель методической работы

Модель методической работы представленна в программе PowerPoint. Позволит заместителям заведующих внедрить инновационные методы работы с педагогами, достигать высоких результатов, совершенствовать кач...

МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ, ПРИ ВВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Презентация опыта работы по использованию в методической работе интерактивных форм работы с кадрами...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Модель системы методической работы

Данная модель раскрывает всю систему методической работы МБДОУ "Детский сад № 18 "Гармония" ст.Подгорной" по повышению профессиональной компетентности педагогов....

Модель методической работы в ДОУ.

1. Актуальность вопроса разработки модели методической работы в ДОУ2. Цель методической работы в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.4. Задачи методической работы ДОУ.5. Система мето...

Использование моделей в работе с детьми по речевому развитию. Модель "Овощи, фрукты"

Составление связного рассказа по модели "Овощи, фрукты"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.Широкое применение в обучение детей получила такая тех...

Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспи...