Программа "Школа молодого педагога"
рабочая программа

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей дошкольного образования является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В решении этой задачи определяющая роль принадлежит педагогу. Будущее образовательного учреждения – это компетентные педагоги. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме педагог не научит этому воспитанников.

Подготовка, полученная в колледжах и институтах, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители и коллектив образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shmp.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития детей

№10 «Кораблик» города Лесосибирска»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол №1

«07» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад №10 «Кораблик»

______________Н.Б. Соколова

ПРОГРАММА

«ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

Составитель: старший воспитатель                                                                                                    Солдатова Ирина Николаевна

                                                                                         

 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

страницы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель

4

3.

Задачи

4

4.

Форма работы

4

5.

Условия эффективности работы

5

6.

Наставник – молодой педагог

5

7.

Этапы работы по программе

6

8.

Ожидаемые результаты

7

9.

План работы на 2021-2022 учебный год

8

10.

План работы на 2022-2023 учебный год

9

11.

Методическое обеспечение программы

10

12.

Литература

11

… ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,

если им не учиться.

Демокрит

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей дошкольного образования является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В решении этой задачи определяющая роль принадлежит педагогу. Будущее образовательного учреждения – это компетентные педагоги. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме педагог не научит этому воспитанников.

Подготовка, полученная в колледжах и институтах, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители и коллектив образовательного учреждения.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

ІІ этап – 2-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Активно привлекается к показу занятий на уровне своего ДОУ.

ІІІ этап – 3-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, складывается система работы, имеются собственные наработки.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, поэтому к каждому педагогу надо подходить индивидуально. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.  

Для планирования деятельности по программе «Школа молодого педагога» на основании наблюдения были выявлены доминирующие затруднения начинающих педагогов:

  • недостаточное владение учебным материалом;
  • отсутствие навыков владения методами практической работы;
  • неумение организовать воспитательную работу.

Данные проблемы возникают в связи с тем, что иногда молодые специалисты не имеют специального образования для работы в дошкольном образовании; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью; происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной специальности.

В ходе реализации программы создаются условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах формируется мастерство педагога.

Таким образом, программа помогает и молодым педагогам, и руководителям образовательных учреждений решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми педагогами, способствует формированию педагогического мастерства.

Цель: Повышение профессионального мастерства начинающих педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками.

Задачи:

  • Обеспечить наиболее легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
  • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства начинающих педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;
  • Приобщать начинающих педагогов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

Формы работы:

  • педсоветы и семинары
  • индивидуальные и групповые консультации
  • открытые занятия, взаимные посещения занятий
  • тренинги по совершенствованию профессиональных умений
  • самообразование, изучение методической литературы
  • собеседование (в начале года)
  • участие в анкетировании и опросах
  • анализ собственной деятельности
  • индивидуальная работа с опытными педагогами
  • беседы
  • диалоги, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность
  • Мастер-классы.
  • Решение педагогических ситуаций
  • Наставничество
  • Ярмарки педагогических идей

Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  • Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информации.

Наставники молодых воспитателей

Ф.И.О. молодого воспитателя

Ф.И.О. наставника

1

Митасова Елизавета Андреевна

Галямова Надежда Александровна

2

Дуплищева Кристина Вадимовна

Пензина Ирина Валерьевна

3

Зверева Марина Александровна

Забродина Ирина Викторовна

4

Сигбатулина Айгуль Вагизовна

Гузеева Людмила Ивановна

5

Ильина Юлия Сергеевна

Сальникова Татьяна Николаевна

6

Нечаева Ксения Андреевна

Иванова Алена Александровна

Срок реализации программы: в течение 3-х лет

Этапы работы по программе:

Этапы реализации программы

Характеристика деятельности

Задачи

1-й этап- первичная адаптация молодых специалистов.

(длительность этапа: 2-3 месяца)

Этот этап включает  в себя знакомство начинающих педагогов с ДОУ, его традициями, особенностями учебно-воспитательного процесса, нормативно-правовой базой, правами, обязанностями  т.д.

Познакомить молодых педагогов с особенностями учебно-воспитательного процесса в ДОУ, нормативно-правовой базой. Формировать мотивацию на достижение профессионального результата.

 Формировать готовность к работе в команде и к самостоятельной работе.

2-ой этап- период изучения педагога в процессе его деятельности.

(длительность этапа: 1-ый год работы молодого педагога)

На этом этапе осуществляется изучение деятельности педагога, его личностных качеств, уровень его профессиональной подготовки, методики преподавания;

выявляются затруднения; оказывается, индивидуальная предварительная помощь.

Наблюдение и анализ за деятельностью педагога.

Формирование умения решать поставленную задачу с оценкой ресурсов для ее решения.

Формирование собственного понимание смысла и назначения работы

3-й этап- период наставничества.

(длительность этапа: 1-ый, 2-ой год работы молодого педагога)

Овладение практическими навыками организации  учебно-воспитательного процесса, приобретение молодым педагогом практических навыков, необходимых для работы.

Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

4-ый этап – самообразование педагога.

(длительность этапа: 3-й год работы молодого педагога)

Повышение качества преподавания. Формирование  у начинающего педагога ДОУ  активности, самостоятельности;

Организация работы по самообразованию, самосовершенствованию молодых педагогов. Развитие творческой активности педагогов.

5-ый этап - подведение итогов работы по программе.

(длительность этапа: 2-ое полугодие 3 года работы)

Установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и другими участниками образовательного процесса. Овладение необходимыми практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса. Общая предрасположенность к работе в СП ДОД, удовлетворенность профессией.

Подведение итогов работы с молодым специалистом по программе.

Ожидаемые результаты реализации программы:

По окончанию школы молодого педагога воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:

  •   аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
  •   умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно­образовательной работе с ребенком;
  •   умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
  •   умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
  •   прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
  •   умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
  •   умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

- Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.

- Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

        В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.        

План работы «Школы молодого педагога ДОУ»

на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Тема

Ответственный

1

Сентябрь

Организационные мероприятия: собеседования с начинающими педагогами, анкетирование, выбор и назначение наставников.

Ст. воспитатель

Разработка и утверждение плана работы «Школы начинающего педагога» на 2020-2021 учебный год

Ст. воспитатель

2

Октябрь

Круглый стол на тему: «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течении дня)

Ст. воспитатель, педагог-наставник

Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности)

Ст. воспитатель, педагог психолог

3

Ноябрь

Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД»

Ст. воспитатель

Тренинг «Искусство говорить»

Учитель-логопед

4

Декабрь

Консультация «Особенности и формы организации работы с родителями»

Педагог-наставник

Взаимопосещение новогодних утренников, анализ мероприятий

Ст. воспитатель, воспитатели групп

5

Январь

Консультация «Как правильно написать статью или оформить опыт»

Ст. воспитатель, педагог-наставник

Лекция «Структура и содержание портфолио»

Ст. воспитатель

6

Февраль

Практикум на тему : «Организация предметно-пространственной среды в группе»

Ст. воспитатель, педагог-наставник

7

Март

Посещение НОД опытных педагогов, анализ НОД

Наставники

Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее»

Ст. воспитатель

8

Апрель

Практикум «Проведение педагогической диагностики»

Ст. воспитатель

Взаимопосещение НОД начинающих педагогов, анализ НОД

Ст. воспитатель, молодые педагоги, наставники.

9

Май

Презентация по теме самообразования

Ст. воспитатель, воспитатели групп

Подведение итогов работы «Школы начинающих педагогов»

Ст. воспитатель, воспитатели групп

План работы «Школы молодого педагога ДОУ» на 2022-2023 учебный год.

Месяц

Тема

Ответственные

1

Октябрь

Педагогические посиделки «Я, семья плюс детский сад». Изучение методических разработок.

Старший воспитатель, педагоги-наставники

2

Ноябрь

Семинар на тему: «Что надо знать о режиме дня»!

Старший воспитатель, педагоги-наставники

3

Декабрь

Практикум «Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр»

Старший воспитатель, педагоги-наставники

4

Январь

Семинар –практикум: «Формирование и обогащение содержания работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством дидактических и интеллектуальных игр».

Старший воспитатель, педагоги-наставники

5

Февраль

Мастер-класс педагогов-наставников: «Организация образовательной деятельности в ДОУ».

Старший воспитатель, педагоги-наставники

6

Март

Круглый стол: «Организация предметно-развивающей среды в разных возрастных группах детского сада».

Старший воспитатель, педагоги-наставники

7

Апрель

Брифинг «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»

Старший воспитатель, педагоги-наставники

8

Май

Педагогический пробег «Профессиональное самосовершенствование»

Старший воспитатель, педагоги-наставники

9

Июнь, июль, август

Педагогические шпаргалки.

Старший воспитатель, педагоги-наставники

3 год обучения (2023-2024 уч.г.)

В начале 3 года работы молодой педагог сам выбирает формы и способы повышения квалификации и способы презентации результатов. Задача администрации - предоставить максимальные возможности для самопрезентации молодого специалиста. В течение года проходит деловое обсуждение реальных случаев профессиональной деятельности, что позволяет адекватно оценивать действия другого и поддерживать свою профессиональную форму. Молодой специалист активно привлекается к участию в работе педсоветов, методического объединения педагогов ДОУ семинаров, творческих недель, открытых занятий.

 Примерный план работы педагога над темой

Этапы

Название этапа

Содержание работы

Сроки

I.

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III.

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование учебно-методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год (III), (IV) год работы над темой.

IV.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год (IV), (V) год работы над темой.

V.

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Методическое обеспечение программы:

  1. Нормативно-правовая база МДОУ и педагога ДОУ
  2. Анкеты, диагностики и т.п.
  3. Материалы для обучения:
  • методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы
  • программно-методическое обеспечение педагога ДОУ
  • учебно-методический комплект и т.п.
  • портфолио педагога ДОУ
  • презентации
  1. Раздаточные материалы:
  • памятки
  • рекомендации и т.п.
  1. Разработки сценариев
  2. Конспекты занятий

Литература:

  1. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е.  Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов/ Под общ. Ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003 г.
  2. Настольная книга завуча: методическая работа в школе/ авт.-сост. Л.М. Сыромятникова - М.: Глобус, 2009г.
  3. Советова Е.В.     Тематические педсоветы- Изд.2-е.- Ростов н/Д:

Феникс, 2008г.

  1. Соловова Н.А.   Современные подходы к формированию            педагогических команд в условиях     образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007г.
  2. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.

Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....