Диагностические материалы к Программе наставничества "Ступеньки мастерства"
методическая разработка

Петренко Светлана Анатольевна

Представленный диагностический материал позволит совершенствовать систему наставничества: лучше изучить молодого педагога, спрогнозировать его трудности, выбрать оптимальные методы и приёмы сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dm.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические материалы к Программе наставничества «Ступеньки мастерства»                                  

Анкеты для молодого педагога

Вводная анкета

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

- Да

- Нет

- Частично

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- в составлении рабочей программы

- в составлении перспективного планирования

- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов

- в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________

- в проведении организованной образовательной деятельности

- в проведении педагогической диагностики

- в проведении культурно-досуговых мероприятий

- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников

- в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________

- в общении с коллегами, администрацией

-в  общении с воспитанниками

- в общении с  родителями воспитанников

- другое (допишите) _____________________________________________

4. Что представляет для вас наибольшую трудность?

- целесообразно организовать рабочее пространство

- формулировать цели, задачи

- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)

- мотивировать деятельность воспитанников

- формулировать вопросы проблемного характера

- создавать проблемно-поисковые ситуации

- подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности

- активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД

- организовывать сотрудничество между воспитанниками

- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

- развивать способности воспитанников

- другое (допишите)________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- cамообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого педагога

- другое (допишите)__________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы  занятий, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- приемы активизации познавательной деятельности воспитанников

- оценка достижений воспитанников, динамики развития

- психолого-педагогические особенности воспитанников  разных возрастов

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками

- другое (допишите) ___________________________________________

Программа-анкета для изучения трудностей в работе молодого педагога (самооценка, оценка)

 

ФИО воспитателя________________________________________________

 

 

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень

сильно

сильно

средне

почти нет

Тематическое планирование

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

 

 

 

 

 Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

 

 

 

 

Планирование с учетом ФГОС

 

 

 

 

Овладение содержанием новых программ, методик

 

 

 

 

 Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

 

 

 

 

 Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

 

 

 

 

Использование методов развивающего обучения

 

 

 

 

Использование новых педагогических технологий

 

 

 

 

Организация исследовательской деятельности детей

 

 

 

 

 Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

 

 Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

 

Организация свободной деятельности детей

 

 

 

 

 Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

 

 

 

 

 Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

 

 

 

 

Учет и диагностика

 

 

 

 

Обобщение своего опыта

 

 

 

 

 Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства

Ф.И.О. воспитателя______________________________________________________

 

п/п

 

Перечень профессиональных и личностных

качеств и умений

Степень выраженности

 (отметить знаком «+»)

Высо

кая

Доста

точная

Сред

няя

Сла

бая

Отсут

ствует

1. Проявление профессиональных качеств воспитателя

1.

Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).

 

 

 

 

 

2.

Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей

 

 

 

 

 

3.

Владеет педагогической техникой:

- речью;

- распределением и переключением внимания, находит выход из любой ситуации;

- владеет показом способов деятельности;

- умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия.

 

 

 

 

 

4.

Владеет специальными умениями:

- умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки;

-  рисовать, лепить, конструировать;

- петь и танцевать;

- хорошо владеет основными видами движений.

 

 

 

 

 

5.

Использует в работе ТСО и ИКТ

 

 

 

 

 

6.

Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности

 

 

 

 

 

7.

Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать

 

 

 

 

 

8.

Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка

 

 

 

 

 

9.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе

 

 

 

 

 

2. Проявление организационно-методических умений

10.

Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик

 

 

 

 

 

11.

Умение приобщать детей к творческой деятельности

 

 

 

 

 

12.

Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе

 

 

 

 

 

13.

Желание помочь каждому ребенку проявить себя

 

 

 

 

 

14.

Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом

 

 

 

 

 

15.

Видение важности совместной работы с родителями

 

 

 

 

 

16.

Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним

 

 

 

 

 

17.

Самообразование и самовоспитание

 

 

 

 

 

3. Проявление личностных особенностей

18.

Добросовестность

 

 

 

 

 

19.

Такт

 

 

 

 

 

20.

Требовательность к себе

 

 

 

 

 

21.

Гуманность

 

 

 

 

 

22.

Эмпатия

 

 

 

 

 

23.

Рефлексия

 

 

 

 

 

24.

Оптимизм

 

 

 

 

 

25.

Организованность

 

 

 

 

 

26.

Инициативность

 

 

 

 

 

27.

Терпение, выдержка

 

 

 

 

 

28.

Владеет силой убеждения, авторитетом

 

 

 

 

 

4. Внешние проявления

29.

Культура речи, выразительность дикции, жестов

 

 

 

 

 

30.

Профессиональная и общая эрудиция

 

 

 

 

 

31.

Манера поведения

 

 

 

 

 

32.

Опрятный внешний вид

 

 

 

 

 

5. Проявление творческих способностей и     педагогической инициативы

33

Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика)

 

 

 

 

 

34

Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.)

 

 

 

 

 

35

Обобщение опыта через СМИ

 

 

 

 

 

36

Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные)

 

 

 

 

 

37

Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня

 

 

 

 

 

38

Проблемная тема для аттестации:

 

 

39

Проблемы:

 

 

 

 

 

АНКЕТА «Оценка профессиональной направленности личности воспитателя»

(Методика была модифицирована автором книги Р. Р. Калининой;

из нее убраны шкалы «Направленность на предмет»)

Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б)неверно, описываемое свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.

 

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответов и пометьте его на ответном листе.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.

5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

6. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

9. Я подолгу анализирую свое поведение.

10.В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

13. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве.

17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия организовать для детей какое-нибудь развлечение.

24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики

25. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

27. Моя любезность часто не нравится другим людям,

28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

30. Я проявляю активное участие в судьбе других.

Обработка результатов.  Каждый ответ оценивается следующим образом:

1 балл — ответ, совпадающий с ключом,

Обаллов — ответ, не совпадающий с ключом.

Опросник включает в себя три шкалы: общительность, организованность,  интеллигентность. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Ключ:

— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;

— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;

— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, 30а.

Анкета для педагога- наставника

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог! Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации. К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы  оцениваете результат.

Вопрос

Оценка

 (по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?

3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?

4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?

5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;

– освоение практических навыков работы;

– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

– освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным?

Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого
из методов:

– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по
электронной почте;

– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;

– личные консультации в заранее определенное время;

– личные консультации по мере возникновения необходимости;

– поэтапный совместный разбор практических заданий

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:

_________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Анкета для молодого педагога

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог! Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий  ответ или укажите свой вариант ответа.

1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

- каждый день;

- один раз в неделю;

- 2–3 раза в месяц;

- вообще не встречались;

- другое__________________________________________________________________

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5–2,5 часа в неделю;

- 2–1,5 часа в неделю;

- полчаса в неделю;

- другое__________________________________________________________________

3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:

- 30–70 процентов;

- 60–40 процентов;

- 70–30 процентов;

- 80–20 процентов;

- другое__________________________________________________________________

4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

- да, всегда;

- нет, не всегда;

- нет, никогда;

- другое__________________________________________________________________

5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

- да, каждый раз после окончания задания;

- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;

- да, раз в месяц;

- нет;

- другое__________________________________________________________________

6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?

7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?

_________________________________________________________________________

8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________

Анкета для молодого педагога

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий  ответ или укажите свой вариант ответа.

1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

- каждый день;

- один раз в неделю;

- 2–3 раза в месяц;

- вообще не встречались;

- другое__________________________________________________________________

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5–2,5 часа в неделю;

- 2–1,5 часа в неделю;

- полчаса в неделю;

- другое__________________________________________________________________

3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:

- 30–70 процентов;

- 60–40 процентов;

- 70–30 процентов;

- 80–20 процентов;

- другое__________________________________________________________________

4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

- да, всегда;

- нет, не всегда;

- нет, никогда;

- другое__________________________________________________________________

5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

- да, каждый раз после окончания задания;

- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;

- да, раз в месяц;

- нет;

- другое__________________________________________________________________

6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?

7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?

_________________________________________________________________________

8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________

Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения

_____________________________________________________________________________

(Ф. И. О. молодого специалиста)

 

1. Индивидуальное сопровождение можно считать:

∙ успешным, эффективным

∙ не вполне успешным, недостаточно эффективным

∙ неэффективным

 

2.Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:

∙ сняты полностью

∙ сняты частично

∙ не сняты (указать проблемы)

∙ не снята ни одна проблема

 

3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Сопровождаемый молодой специалист:

∙ нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении

∙ нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем

∙ не нуждается в сопровождении

∙ нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования

∙ нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута

 

5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать) _________________________________________________________

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»

методические рекомендации в помощь педагогам. воспитателям...

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

материалы для конкурса "Ступени мастерства"

             конспект занятия...

Диагностические материалы по программе "Шахматы" для детей от 6 до 7 лет

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий  с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на ш...

Диагностические материалы к программе "Круг Монтессори"

Для определения уровня освоения программы дошкольниками ведется мониторинг индивидуального развития воспитанников.Он проводится систематически, что позволяет увидеть имеющиеся недоработки и вовремя ск...

Диагностические материалы по программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной области "Социально -коммуникативное развитие"

Диагностические материалы по  программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной  области "Социально -коммуникативное развитие"...

Диагностические материалы к программе дополнительного образования "Пригороды-жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга" для детей 6-7 лет

Диагностика разработана для выявления у детей уровня знаний и представлений о пригородах Санкт-Петербурга....