«Обновление содержания образовательной деятельности в рамках работы спортивной секции «Школа мяча» в условиях детского сада
статья

Крикун Ольга Федоровна

Сообщение из опыта работы  «Обновление содержания образовательной деятельности в рамках работы спортивной секции «Школа мяча» в условиях детского сада/

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обновление содержания образовательной деятельности в рамках работы спортивной секции «Школа мяча» в условиях детского сада

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребности детей и заказов родителей. Помимо вышеуказанного аспекта, наш детский сад плавно переходит на новую образовательную программу «Детство», что в свою очередь также привело нас к необходимости обновления содержания образовательной деятельности и физического развития в частности. Мы изучили и проанализировали образовательное пространство ДОУ на основании ФГОС ДО и новой программы. На основании анализа пришли к мнению, что обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях нашего ДОУ включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Происходит становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом мы, педагоги, лишь помогаем ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечиваем свободу выбора, предоставляем возможность получения необходимых знаний и навыков.

В процессе образовательной деятельности педагоги детского сада формируют начальные представления о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. В рамках работы спортивной секции «Школа мяча» я знакомлю детей со спортивными играми с мячом. Данная секция работает с 2008 года.

Работа секции направлена на решение следующих задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностейспособностей и состояния здоровья детей;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ходе модернизации дошкольного образования меняется и содержание деятельности секции. С учетом новых стандартов и накопленного опыта работы содержание в части упражнений и игр с мячом обогатилось. Увеличилось разнообразие и количество упражнений в парах. В секции занимаются дети, у которых старшие братья или сестры занимаются в спортивных школах, и поэтому у этих детей умения и навыки повыше дошкольных стандартов. Учитывая данный аспект, я усложняю варианты движений и упражнений в зависимости от индивидуальных умений и возможностей детей.

Также в соответствии с ФГОС ДО в рабочую программу был внедрен региональный компонент. Особенностью курса является использование национально – регионального компонента в физическом воспитании с уклоном на подготовку к освоению спортивных игр. В рамках работы секции знакомлю дошкольников с историей возникновения спортивных игр, с основными правилами игр, с кубанскими спортивными клубами и их ведущими игроками. Так, если изначально, в ходе основной части деятельности я проводила подвижные игры с мячом, то сейчас в содержание образовательной деятельности включены кубанские игры, связанные с метанием. В заключительной части раньше детей знакомила с историей возникновения, правил спортивных игр, дидактические игры («Опиши и назови игру»«Узнай игру по описанию»«Из какой игры мяч?»«Фотозагадки», проводила викторины на знание игр, рассматривали иллюстрации и фотографии с изображением игровых моментов. В данный момент в содержание заключительной части включены материалы с региональным компонентом. В помощь себе сформированы папки с теоретическим и методическим материалом.

Как отметил А. Асмолов, директор Федерального института развития образования, на Первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования, «…внедрение ФГОС ДО имеет ряд потенциальных рисков, одним из которых является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе». Поэтому мы стараемся чаще привлекать родителей наших воспитанников к образовательной деятельности. На протяжении всего учебного года родителям проводятся индивидуальные консультации по интересующим их вопросам, анкетирование с целью узнать отношение родителей к физическому воспитанию в целом. Эта работа ведется, чтобы семьи, продолжая работу, начатую в нашем ДОУ, пополнили развивающую двигательную среду мячами у себя дома, тем самым давая возможность своим детям закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, полученные на занятиях «Школы мяча». Так, при проведении проектной деятельности «Откуда пришел мяч?» и «Футбольный клуб «Кубань» детям было предложено вместе в родителями подготовить небольшое выступление по теме проекта. Воспитанники и их родители, можно сказать, с ответственностью отнеслись к данному предложению. В ходе выступлений мы рассматривали рисунки, коллажи, слушали стихотворения и небольшие выступления-презентации. Так при презентации проекта «Футбольный клуб «Кубань» дети и родители приготовили рассказы о символах, музее, стадионе, игроках клуба, его истории и его победах. В рамках проекта «Откуда пришел мяч?» дети рисовали различные виды мячей, даже сочиняли небольшие стихи и загадки.

При первоначальном ознакомлении детей со спортивными играми в сотрудничестве со спортивными школами я организовала экскурсии на занятия спортивных секций, где дети имели возможность участвовать в «настоящей» тренировке с тренером спортивной школы. После таких посещений тренеры пригласили наших воспитанников в свои секции. Другие же дети теперь имеют представления о возможностях дополнительного спортивного образования.

Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослых и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, где будут взаимодействовать все социальные институты. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективно - календарный план работы спортивной секции "Школа мяча"

календарный план работы спортивной секции "Школа мяча"  с приложениями...

Спортивная секция "Школа мяча"

Перспективное планирование дополнительного образования...

План работы спортивной секции «Школа мяча»

План работы спортивной секции «Школа мяча»...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Консультация спортивная секция "Школа мяча"

Родителям о спортивной секции "Школа мяча"...

Буклет спортивная секция "Школа мяча"

Рекламный буклет для родителей спортивной секции "Школа мяча"...