Методические рекомендации к паспорту психологической безопасности
методическая разработка

Воронова Наталья Николаевна

Создание индивидуального паспорта психологический безопасности, критерии и маркеры для оценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrp2.docx460.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы службы безопасности дошкольного образовательного учреждения

Воронова Наталья Николаевна

Педагог-психолог

Высшая кв. категория

 МДОУ « Детский сад №142»

Город Ярославль, 2021 год

Содержание:

Страница

1

Введение

3

2

Положение о службе безопасности ДОУ, определены функциональные обязанности членов службы безопасности

8

3

Паспорт социальной и психологической безопасности», включающий: модель экспертизы безопасной         психологической среды ДОУ, систему организации РППС, система организации межличностных отношений в ДОУ

19

4

Алгоритм межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности

35

Проблемы  безопасности  существовали  всегда,  однако,  именно  сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI века.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: 

  • Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и навыков безопасной  жизнедеятельности
  • Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников
  • Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ на создание условий для психологической безопасности как важной составляющей социальной безопасности ребенка.

Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных  учреждений в системе национальной безопасности России.

Вопросы безопасности, охраны труда и здоровья отражены в следующих нормативных документах:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ президента РФ от 12.05.2009 г. №537);
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008  г.№ 1662-р);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 г.);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
  •  Федеральные законы:

 «О противодействию терроризму» (ФЗ № 35-ФЗ от06.03.2006 г.);

 «О пожарной безопасности» (ФЗ № 216-ФЗ от 29.07.2017 г.);

  • Трудовой кодекс (ФЗ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.);
  • Семейный кодекс (ФЗ №223-ФЗ от 29.12.2017 г.);
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
  • а также нормативные правовые акты  субъекта Российской Федерации.

Вопросы безопасности охраны труда и здоровья в образовательных организациях отражены в федеральном законе № 273 от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации».

В статье 28 вышеназванного закона обозначены компетенции, права и обязанности и ответственность образовательной организации, статья 41 включает в себя охрану здоровья обучающихся.

В статье  48 обозначена ответственность и обязанность педагогических работников за формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа  жизни.

В ноябре 2017 года в Государственной думе РФ создан экспертный совет по совершенствованию  законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития.

Его возглавила вице-спикер Ирина Яровая. По ее словам «Конкурентные преимущества будущего России закладываются сегодня и связаны с жизнью, развитием, воспитанием и безопасностью детей».

        Дети  как  субъекты среды  нуждаются  в  защите,  поскольку  они  не  готовы  обеспечить  ее  самостоятельно  в силу своих возрастных особенностей. Кроме того сензитивность дошкольников создает  дополнительные  условия  для  психологической  уязвимости,  восприимчивости  к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам. И если не помогут  взрослые,  то  все это может вскоре привести к ответной агрессии, насилию, т.е. к риску  безопасности среды.

Исследователи выделяют четыре основных подхода  к  обеспечению  безопасности  человека:

  • ограждающий  подход: он  направлен  на  защиту  человека  от  опасности  путем избегания этой опасности или перемещения в более безопасную среду;
  • образовательный  подход, предполагает  обучение  человека  поведению  в

экстремальных ситуациях и умению  предвидеть такие ситуации, их распознавать и тем самым обеспечивать свою безопасность;

  • личностно- развивающий подход, направлен на  развитие таких качеств личности, которые  будут  противостоять  негативным  воздействиям,  минимизируя  количество  и уровень возможных опасностей, человек становится более устойчивым;
  • созидательный  подход, предполагает  нравственное  воспитание  и  саморазвитие, направленное на созидание себя в единстве с природой и человечеством.

Это – подходы к безопасности в самом широком смысле.

На основании вышеизложенного обязательным условием и важнейшим критерием деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения  является создание системы комплексной безопасности ДОУ.

Описание: C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\модель дополненная.jpeg

Первый компонент «Соблюдение требований нормативно-правовых актов,

направленных  на  охрану  жизнедеятельности  обучающихся  и  воспитанников,  а  также  труда  работников  образовательного  учреждения»  предусматривает, в первую очередь, деятельность руководителя учреждения. В этом

блоке осуществляется контроль организации  процесса обучения и воспитания, а также мероприятия по охране труда сотрудников.

Второй  компонент  «Предотвращение  потенциальных  угроз  техногенно-криминалистического  характера  для  сохранения  жизни  и  здоровья  участ-ников  образовательного  процесса»,  также  предусматривает  деятельность

руководителя  учреждения,  но,  в  большей  степени,  работа  по  реализации

входящих в него мероприятий, выполняется  ответственными за этот раздел

работы  сотрудниками.  Большинство  мероприятий  носят  образовательный

характер  и  направлены  на  ознакомление  обучающихся,  воспитанников  и

сотрудников правилам действий в ситуациях, которые потенциально могут

иметь место в  образовательном  учреждении, а также вне его. Эта деятельность предполагает взаимодействие с службами МЧС, ГБДД и т.п.

Мероприятия  третьего  компонента  «Профилактика  рисков  социальной  и

психологической  безопасности  обучающихся  и  воспитанников  в  процессе

деятельности образовательного учреждения» реализуются администрацией,

педагогами, медицинскими работниками и другими сотрудниками  образо-вательного  учреждения. Их задача, таким образом выстроить ежедневную

деятельность  воспитанников, чтобы они чувствовали себя комфортно и в полной безопасности. Третий компонент предполагает организацию работу по четырем направлениям: социальная безопасность, психологическая безопасность, правовая безопасность, информационная безопасность.

  1. Дошкольное детство – наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе – адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру. Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия.

В управленческом аспекте реализовать третий компонент возможно через создание паспорта социальной и психологической безопасности.

Паспорт социальной и  психологической безопасности может быть полезен администраторам и педагогам ДОУ, заботящимся о создании благоприятной образовательной среды, для участников образовательного процесса, а также родителям детей при выборе ДОУ и в спорных ситуациях. «Паспорт психологической безопасности ДОУ» нацелен на:

  • поддержание и укрепление здоровья детей и педагогов за счет создания психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;
  • оказание психологической поддержки и развития психолого-педагогической компетенции родителей;
  • социально-психологическое развитие всех субъектов образовательного процесса и формирование за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.

Только согласованность и упорядоченность всех компонентов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ.

При  организации работы по обеспечению безопасности определяются следующие проблемы:

  • Недостаточно внимание уделяется третьему компоненту системы: профилактике рисков социальной и психологической безопасности детей в образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения,
  •  Недостаточный уровень профессиональной компетентности всех участников образовательных отношений  по формированию культуры  безопасности;
  • Отсутствует эффективное межведомственное взаимодействие с учреждениями, обеспечивающими безопасность;
  • Дезориентация родителей в сфере нравственной жизни и общей культуры
  • Отсутствие комплексного подхода к обеспечению безопасности дошкольного образовательного учреждения.

Для решения данных проблем необходимо внедрение эффективных управленческих практик, заключающихся в создании службы безопасности дошкольного образовательного учреждения.

Для решения данных проблем необходимо внедрение эффективных управленческих практик, заключающихся в создании службы безопасности дошкольного образовательного учреждения.

Цель:

Осуществление комплексного подхода к обеспечению безопасности

ДОУ  

Задачи:

  1. Совершенствовать механизмы управления безопасностью дошкольного образовательного учреждения  через создание службы безопасности;
  2. Разработать алгоритм взаимодействия сотрудников службы безопасности
  3. Разработать алгоритм межведомственного взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с  органами, обеспечивающими безопасность.
  4. Разработать паспорт социальной и психологической безопасности участников образовательных отношений.
  5. Повысить уровень профессиональной компетенции всех участников образовательных отношений по формированию культуры безопасности.

Положение о службе безопасности дошкольного образовательного учреждения

 

  1. Общие положения

Служба  безопасности (далее Служба) образовательного учреждения (далее Оператор) создается в целях выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности образовательных учреждений Российской Федерации

 

  1. Структура

Структура и штатная численность Службы определяются приказом руководителя образовательного учреждения. В состав службы входят:

  • ответственный  за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений
  • ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношений
  • ответственный за психологическую безопасность участников образовательных отношений
  • ответственный по вопросам информационной безопасности.

 

  1. Задачи

Основные задачи Службы заключаются в следующем.

  1. Разработка и реализация комплекса организационных и технических мер, направленных на выполнение установленных требований к обеспечению безопасности.
  2. Обеспечение постоянного контроля в подразделениях за выполнением установленных требований к обеспечению безопасности.
  3. Разработка и внесение предложений по совершенствованию и развитию корпоративной системы обеспечения безопасности.

  1. Функции

Для выполнения поставленных задач Служба осуществляет следующие функции.

  1. Готовит и представляет на рассмотрение руководству проекты локальных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности
  2. Организует и проводит во взаимодействии с заинтересованными подразделениями необходимые мероприятия  для обеспечения безопасности образовательного учреждения в  соответствии с установленными требованиями.
  3. Разрабатывает и реализует комплекс организационных и мер по обеспечению безопасности образовательного учреждения

  1. Взаимодействие

Для решения поставленных задач и осуществления предусмотренных настоящим Положением функций Служба взаимодействует:

— с руководителем образовательного учреждения и его заместителями;

— с любыми иными подразделениями образовательного учреждения;

— с государственными, муниципальными органами, учреждениями и организациями, с надзорными органами, а также с иными органами, предприятиями и организациями.

В ходе взаимодействия руководитель и сотрудники Службы:

— в установленном порядке, получают необходимую для осуществления деятельности Службы информацию, разъяснения, уточнения, нормативные и иные документы;

— готовит и в установленном порядке вносят руководству предложения по проведению организационных и технических мероприятий, изданию локальных нормативных актов, принятию иных мер по установленным направлениям деятельности в сфере безопасности

— готовят и в установленном порядке предоставляют информацию по находящимся в их компетенции вопросам в сфере безопасности  по запросам подразделений учреждения, государственных, муниципальных органов, учреждений и организаций, надзорных органов, а также иных органов, предприятий и организаций.

 

  1. Ответственность

Руководитель Службы несет ответственность перед руководством согласно действующему законодательству, нормативно-правовым и локальным нормативным правовым актам за обеспечение:

— выполнения поставленных перед подразделением задач и функций,

— работы с документами и их сохранности, своевременного и качественного исполнения поручений и обращений,

— выполнения требований правил внутреннего трудового распорядка,

— соблюдения в подразделении правил противопожарной безопасности. Материальную ответственность за сохранность имущества Оператора несут сотрудники Службы, принявшие его на ответственное хранение, согласно действующему законодательству, локальным нормативным правовым актами и договором о материальной ответственности.

Ответственность перед руководителем подразделения за оперативную работу с поступающими документами и контроль за их исполнением в подразделении, несет сотрудник подразделения, назначенный руководителем образовательного учреждения.

Все сотрудники Службы несут ответственность перед руководителем Службы и руководством образовательного учреждения за своевременное и качественное выполнение:

— требований выполнения действующего законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение безопасности;

— обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, настоящим Положением, трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Функциональные обязанности ответственного  за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений

1. Общие положения

1.1. Ответственный за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений в ДОУ  в своей деятельности руководствуется:

- приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации;

- законами и иные нормативными правовыми акты, регламентирующими образовательную деятельность;

- Декларацией прав и свобод человека;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Семейным кодексом РФ;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- нормативными документы, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

- Уставом учреждения;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- Положением о службе безопасности ДОУ

1.2. Ответственный за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений в ДОУ  подчиняется непосредственно руководителю Службы безопасности ДОУ и назначается приказом Заведующего ДОУ.

1.3. Во время отсутствия ответственного за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений в ДОУ  (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Контролирует организацию безопасной  РППС в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

2.2. Контролирует соблюдение санитарных правил и норм при использовании мультимедийного оборудования и средств ТСО в работе с воспитанниками.

2.3. Контролирует выполнение педагогами инструкций при  проведении занятий, организации прогулок, экскурсий, массовых мероприятий.

2.4. Контролирует защиту персональных данных воспитанников в процессе подготовки и проведения конкурсов различной направленности.

2.5. Реализует планы межведомственного взаимодействия ДОУ с  организациями по сопровождению различных категорий семей.

2.6. Участвует в приобретении качественных и безопасных дидактических пособий, игрушек и игр, имеющих  сертификаты соответствия.

2.7. Принимает участие в работе комиссии по урегулированию споров среди участников образовательных отношений.

2.8. Осуществляет методическую поддержку и сопровождение педагогов по вопросам индивидуальной работы с воспитанниками.

2.9. Контролирует размещения на сайте и стендах ДОУ информации для детей и их родителей по ОБЖ.

2. 10. Контролирует реализацию педагогами ДОУ планов по ОБЖ.

  1. Права

Ответственный за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений в ДОУ  имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений  руководства учреждения, касающихся его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы учреждения.

4.3. В пределах своей компетентности сообщать руководителю учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения и вносить предложения по их устранению.

4.4. Запрашивать от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей.

4.5. Обеспечивать конфиденциальность полученных данных от всех участников образовательных отношений.

4.6. Привлекать специалистов к решению задач, возложенных на него (с разрешения руководителя службы Психологической безопасности ДОУ).

4. Ответственность

5.1. Ответственный за формирование культуры безопасности участников образовательных отношений в ДОУ  привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией,
  • за предоставление заведомо ложной информации;
  • за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • за причинение ущерба учреждению в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
  • за нарушение прав и свободы воспитанников;
  • за необеспечение безопасности персональных данных всех участников образовательного процесса.

Функциональные обязанности ответственного за создание безопасных условий для участников образовательных отношений

1. Общие положения

1.1.Ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношений в своей деятельности руководствуется:

  • Законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Правилами безопасного использования санитарно-технического оборудования;
  • Правилами уборки, безопасного пользования моющими средствами;
  • Общими нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • Уставом и локальными актами ДОУ;
  • Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
  • Приказами  по ДОУ;
  • Положением о службе безопасности ДОУ

  1.2. Ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношений  должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • основы экономики, социологии;
  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  • гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
  • основы менеджмента, управления персоналом;
  • основы управления проектами;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.3. Ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношений подчиняется непосредственно руководителю Службы безопасности ДОУ и назначается приказом Заведующего ДОУ.

  1. Функции

2.1 Ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношении обеспечивает:

  • хозяйственное обслуживание дошкольного образовательного учреждения и создание необходимых условий для нормального функционирования структурных подразделений;
  • здоровые и безопасные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении и условия труда для его работников;
  • сохранность здания, хозяйственного инвентаря, имущества, его восстановление, пополнение и своевременный ремонт;
  • соответствующее санитарным требованиям состояние помещений, территории и оборудования, принимает меры по их своевременному ремонту;
  • безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории дошкольного образовательного учреждения;
  • соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания, технологического, энергетического оборудования, их периодический осмотр и текущий ремонт;
  • своевременное приобретение необходимой мебели, посуды, оборудования, игрушек;
  • работников дошкольного образовательного учреждения канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода;
  • соблюдение работниками чистоты в помещениях и на прилегающей территории.

2.2. Контролирует соблюдение работниками ДОУ требований законодательных и нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности.

2.3. Осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию дошкольного образовательного учреждения и его структурных подразделений.

2.4. Направляет и координирует деятельность подчиненного ему персонала дошкольного образовательного учреждения.

2.5. Организует контроль рационального расходования материалов и финансовых средств образовательного учреждения.

2.6. Принимает меры по своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения.

2.7. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств.

2.8. Осуществляет:

  • текущий контроль хозяйственного обслуживания и надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния здания, сооружений, пищеблока, прачечной, групповых комнат, учебных кабинетов, спортзала и других помещений, иного имущества дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями норм и правил безопасности и жизнедеятельности;
  • контроль исправности освещения, систем отопления, вентиляции.

2.9. Организует проведение:

  • ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств;
  • периодических испытаний и освидетельствования водонагревающих и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов;
  • анализа воздушной среды на содержание пыли, газов, паров вредных веществ;
  • замера освещенности, наличия радиации, шума в помещениях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • работ по благоустройству и озеленению территории дошкольного образовательного учреждения и подготовки его к началу учебного года.

2.10. Организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения.
2.11. Проводит инструктаж на рабочем месте технического и обслуживающего персонала.
2.12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Права

3.1. Вносить предложения руководителю дошкольного образовательного учреждения:

  • о поощрении и материальном вознаграждении непосредственно подчиненного ему персонала;
  • о принятии мер административного или дисциплинарного воздействия к непосредственно подчиненным ему работникам в случаях невыполнения ими своих должностных (трудовых) обязанностей.

3.2. Самостоятельно принимать решения по расстановке непосредственно подчиненного ему персонала в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

3.3. Участвовать в органах самоуправления ДОУ,  в порядке, определенным уставом.

3.4. На социальные гарантии и льготы, и на иные права, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.          

4. Ответственность

  4.1. Ответственный за создание безопасных условий для участников образовательных отношении несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Функциональные обязанности ответственного за психологическую безопасность участников образовательных отношений

1. Общие положения

  1. Ответственный за психологическую безопасность в ДОУ  в своей деятельности руководствуется:

- приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации;

- законами и иные нормативными правовыми акты, регламентирующими образовательную деятельность;

- Декларацией прав и свобод человека;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Семейным кодексом РФ;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- нормативными документы, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

  • Уставом учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • Положением о службе безопасности ДОУ
  1. Ответственный за психологическую безопасность в ДОУ  подчиняется непосредственно руководителю Службы безопасности ДОУ и назначается приказом Заведующего ДОУ.
  2. Во время отсутствия ответственного за психологическую безопасность в ДОУ  (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

  1. Функции
  1. Обеспечивает психологическую безопасность участников образовательных отношений.
  2. Участвует в создании Паспорта социально-психологической безопасности ДОУ.
  3. Осуществляет психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии с целью выявления угроз социально-психологической безопасности ДОУ.
  4. Осуществляет комплексный анализ выявленных в ходе психодиагностического исследования угроз и рисков социально-психологической безопасности ДОУ.
  5. Участвует в разработке профилактических мероприятий для снижения выявленных в ходе диагностических мероприятий  рисков и угроз,  способствуя гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.  
  6. Осуществляет превентивные профилактические мероприятия по профилактике возникновения угроз социально-психологической безопасности со всеми участниками образовательного процесса.
  7. Обеспечивает психологическое сопровождение участников образовательных отношений в рамках службы безопасности ДОУ.
  8. Обеспечивает консультирование работников образовательного учреждения по вопросам социально-психологической безопасности ДОУ.
  9. Оценивает эффективность мероприятий, направленных на осуществление социально-психологической безопасности ДОУ.
  10. Осуществляет взаимодействие со специалистами  в рамках службы безопасности ДОУ

  1. Права

Ответственный за психологическую безопасность в ДОУ  имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений  руководства учреждения, касающихся его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы учреждения.

3.3. В пределах своей компетентности сообщать руководителю учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей.

3.5. Обеспечивать конфиденциальность полученных данных от всех участников образовательных отношений.

3.6. Привлекать специалистов к решению задач, возложенных на него (с разрешения руководителя службы Психологической безопасности ДОУ).

4. Ответственность

4.1. Ответственный за психологическую безопасность в ДОУ  привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией,
  • за предоставление заведомо ложной информации;
  • за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • за причинение ущерба учреждению в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
  • за нарушение прав и свободы воспитанников;
  • за необеспечение безопасности персональных данных всех участников образовательного процесса.

Функциональные обязанности ответственного по вопросам информационной безопасности

Общие положения:

  1. В своей деятельности руководствуется:

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Указ Президента РФ от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

  1.  Ответственный за информационную безопасность относится к категории специалистов и назначается приказом руководителя образовательного учреждения.
  2.  Ответственный за информационную безопасность подчиняется руководителя образовательного учреждения.
  3.  Ответственный за информационную безопасность в пределах своих функциональных обязанностей обеспечивает безопасность информации, получаемой из сети Интернет и хранимой при помощи средств вычислительной техники в учреждении.

Функции:

2.1. Обеспечение комплексной защиты информации, соблюдения защиты.

2.2. Участие в обследовании, аттестации и категорировании объектов защиты.

2.3. Разработка организационно-распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.

2.4. Определение потребности в технических средствах защиты и контроля.

2.5. Проверка выполнения требований нормативных документов по защите информации.

2.6. Организует  доступ педагогов к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов.

2.7. Обновляет  Федеральный список экстремистских материалов в электронном и бумажном виде.

2.8. Проводит проверку библиотечных фондов, иной информационной продукции на предмет выявления литературы, включённой в федеральный список экстремистских материалов.

2.9.  Обеспечивает постоянный контроль за информационной безопасностью всех участников образовательного процесса:

- наглядная информация (в группах, холлах, настендах);

- информация на сайте детского сада;

- информация, касающаяся персональных данных участников образовательных отношений

2.10. Осуществляет контроль безопасного содержания приобретаемой информационной продукции для детей в соответствии с возрастными категориями

Права

Ответственный за информационную безопасность имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Определять ресурсы сети Интернет, используемые в учебном процессе на основе запросов педагогов и по согласованию с руководителем образовательного учреждения. 3.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Требовать от сотрудников и пользователей компьютерной техники безусловного соблюдения установленной технологии и выполнения инструкций по обеспечению безопасности и защиты информации, содержащей сведения ограниченного распространения и электронных платежей.

3.5. Готовить предложения по совершенствованию используемых систем защиты информации и отдельных их компонентов.

3.6. Размещать на сайте ДОУ ссылки на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса, а также сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, материалов, касающихся вопросов защиты детей от распространения вредной для них информации.

Ответственность

Несет ответственность по действующему законодательству за разглашение персональных данных и сведений ограниченного распространения, ставших  известными ему по роду работы.

Создание паспорта социальной и психологической безопасности. Определение разделов паспорта психологической безопасности. Определение содержательных компонентов. Мониторинг рисков социальной и психологической безопасности участников образовательных отношений

Безопасность-явление , влияющее как на развитие личности, так и на общество, страну, её экономику. Психологическая безопасность как важная составляющая социальной безопасности предполагает создание социальными институтами условий для реализации ценностей, интересоы, целей каждой личности и всего общества в целом. Сегодня, в условиях модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования. В связи с этим появилась необходимость объективной оценки качества предоставляемых образовательных услуг, персонала, образовательной среды . В рамках создания Службы безопасности ДОУ появилась необходимость разработать  информационно-справочный документ  «Паспорт психологической безопасности ДОУ», в котором отражены основополагающие направления экспертизы , характеристики психологической безопасности образовательного учреждения с целью своевременного устранения проблем, перспектив развития  и  контроля:

•        за созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей и педагогов, т.е. психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;

•        оказанием психологической поддержки и развитием психолого-педагогической компетенции родителей;

•        социально-психологическим развитием всех субъектов образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.

Паспорт экспертизы психологической безопасности может быть полезен администраторам и педагогам ДОУ, заботящимся о создании благоприятной образовательной среды, для участников образовательного процесса, а также родителям детей при выборе ДОУ и в спорных ситуациях. «Паспорт психологической безопасности ДОУ» нацелен на: поддержание и укрепление здоровья детей и педагогов за счет создания психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;оказание психологической поддержки и развития психолого-педагогической компетенции родителей; социально-психологическое развитие всех субъектов образовательного процесса и формирование за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ. Поэтому рабочей группой детских садов было принято решение о разработке структурных критериев и  компонентов паспорта.

Каждое ДОУ основываясь на общей концепции безопасности, может строить свою локальную систему ПБОС ДОУ, учитывая свои стартовые возможности и существующий уровень, но придерживаться общей структуры паспорта:

  • Пояснительная записка
  • Общие сведения об организации
  • Основные направления экспертизы:
  • Качество межличностных отношений
  • Защищенность
  • Комфортность
  • Удовлетворенность
  • Правовая безопасность участников образовательных отношений
  • План мероприятий по обеспечению психологической безопасности
  • Приложение
  • Библиографический список

Образовательная среда ДОУ рассматривается как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Чтобы оценить на сколько психологическая среда ДОУ безопасна для всех участников образовательных отношений мы предлагаем использовать метод экспертизы. Экспертиза на сегодняшний день становиться средством анализа и системного управления.

Предлагаем использовать два основных  вида экспертизы:

Экспертиза опирается, прежде всего, на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (компетентность, опыт, независимость их суждений, свобода и ответственность, гражданская позиция и т. п.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным средством выявления и поиска способов решения задач. Основные методы : наблюдение и опрос. Минусы экспертиз ы: несмотря на то, что экспертная оценка-это показатель количественный, но далеко не объективный, так как эксперт-это человек, имеющий субъективное мнение по данной процедуре, а значит и оценка эксперта не может гарантированно быть на 100% объективной.

Внутренний аудит. Проводится внутри образовательной организации педагогом- психологом. Комплексная диагностика проводится в течение года и может быть включена в перспективный план специалиста. Кейс диагностических методик подбирает педагог-психолог исходя из целей и задач проводимого исследования. В нашей работе мы испытали сложности в подборе диагностического инструментария для исследования педагогов. В контексте данного вопроса необходимо понимать, что мы диагностируем личность педагога. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Методы внешнего аудита:

Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функций. Наблюдение как одна из наиболее важных экспертных процедур может способствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъектов — детей, воспитателей, администрации, родителей, др. сотрудников ДОУ.

В качестве методов внутреннего аудита может быть использован арсенал методик, входящих в рабочий портфель педагога-психолога ДОУ и направлен на диагностику психологической безопасности образовательной среды, а именно: качество межличностных отношений (Позитивные факторы: доверие, доброжелательность, принятие, толерантность, негативные факторы: агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность); защищенность образовательной среды, рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех формах для участников образовательного пространства; комфортность образовательной среды Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде детского сада; удовлетворенность образовательной среды анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей. В процессе работы рабочая группа определила кейс методик и методов экспертной оценки внутреннего и внешнего аудита , которые позволили выделить основные критерии оценки психологической безопасности образовательной среды ДОУ, разбив их на компоненты для оценки . Количественные  показатели суммируются по каждому критерию и дают возможность оценить качественный аспект  ПБОС ДОУ. Количественный показатель может быть выражен присутствием или отсутствием ( в пределах оценок 0-1) структурного компонента по каждому выделенному критерию, затем суммируется.

  • Социально-психологические характеристики безопасности
  1. Вербальная коммуникация( обращение к детям по именам, тон голоса доброжелательный, ненапряжённый и т.п.)
  2. Невербальная коммуникация ( улыбки, жесты воспитателей, взгляд направлен на ребёнка, контакт глаз на одном уровне);
  3. Позиции « воспитателя и ребёнка», « воспитателя и родителя»( отсутствие догматизма, назидательности, на равных)
  4. Взаимодействие и совместная деятельность детей ( соответствие деятельности социальнымориентирам)
  5. Знание и соблюдение детьми норм  и правилповедения в ДОУ и др. общественных местах
  • Эмоциональный интеллект ребёнка ( старшие дошкольники)

1.Представления ребёнка о переживаниях другого; умение считывать информацию( понимать другого, чувствовать его обиду, боль);

2.Проявлять сочувствие и сопереживание;

3.умение выразить собственные чувства и переживания ( говорить об этом);

4.Готовность ребёнка придти на помощь сверстнику

5.Умение понимать взрослого без слов ( вербальный контакт)

  • Социальный интеллект ребёнка (старшие дошкольники)

1.Умение ориентироваться в социальной действительности( переходить улицу, что делать если порежешь палец,что делать если ты придёшь в магазин, а хлеба нет)

2.Зчем нужно знать правила поведения на улице, на дороге, правила игры, правила уличного движения)

И т.д.

  • Заинтересованность ДОУ развитием способностей ребёнка

1.Диагностика познавательных способностей,

2.Развитие творческих способностей: через игру( способности детей направлять, создавать, организовывать игры ,развивать понимание, мышление через игру), отказ от стереотипов в рисовании, лепке из  пластилина, поощрение творческих проектов-танцы, пение, физические упражнения и игры в репертуаре ДОУ; умение детей включиться и развивать чужую игру, а так же наличие в группе эмоционально отверженных детей, которых не хотят брать в игру

3.Желание ребёнка выполнять определённую полезную( практическую деятельность) дежурить, помогать накрывать на стол, ремонтировать игрушки и т.д.

4. Развитие лидерских качеств и умение брать на себя ответственность ( если ему поручено поддержать, например, порядок в группе, он выполняет чётко и группа не сопротивляется, признаёт лидерство);

5.Создание условий самовыражения ребёнка: умение выступать со сцены ( читать стихи, рассказывать, отвечать на разнообразные вопросы, интервьюировать других детей)

  • Учёт направленности детей( во всех группах);

1.Наличие и использование дополнительных возможностей развития в ДОУ и вне его ( разнообразных кружков, самостоятельный выбор детей, познавательная активность, созидание, познание, заинтересованность;)

2.Работа с родителями (педагогические гостиные, встречи, тренинги);

3.Мотивация достижений и избегание детьми неудач ( самопознание и самооценка: адекватная, заниженная, завышенная);

4.Совместная деятельность детей и родителей; мотивация достижений детей, стимулирование творчества детей и его представленность в пространстве ДОУ ( разнообразие форм);

5.Группа риска( деструктивность;  девиантное поведение, агрессия);профилактическая работа с детьми в группах риска

  • Наблюдаемые характеристики воспитателей: личностная и профессиональная культура педагога;
  1. Внешний вид ( опрятность, не вычурность в одежде, нет символов принадлежности к определённой субкультуре,направлениям: готы, панки, хиппи, ярко выраженная религиозная принадлежность: хиджабы, платки и прочее);
  2. Культура речи: грамотность в  использование языка, отсутствие в речи конфликтогенов и пр., стиль и уровень свидетельствует о достаточности образования и уровня культуры
  3. Коммуникативная компетентность ; умение общаться, готовность без напрчяжения или раздражения отвечать на разнообразные вопросы детей и их родителей; умение вежливо отстаивать свою позицию, не унижая партнёра;
  4. Толерантность и справедливость; умение адекватно относиться к любому ребёнку и к любому взрослому, независимо от национальности и цвета кожи; умение урегулировать конфликты детей и предупреждать их деструктивность; умение самому конструктивно действовать в конфликтных ситуациях
  5. Тип отношений: активно-положительный, пассивно- положительный, неустойчивый, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный
  • Способности педагога , воспитателя ДОУ:
  1. Ориентация на саморазвитие и самореализацию; возможность реализации своих способностей в разных видах и формах профессиональной деятельности ( разнообразные формы профессиональной деятельности (разнообразные формы занятий и кружков) ; творческие способности воспитателей ( музыкальные , художественные, драматические , танцевальные и др.) и возможность их реализации;
  2. Организаторские способности; умение брать на себя ответственность, проявляя устойчивость, проявляя устойчивость, не выделяя любимчиков, не искать везде виновных , стремиться дать всем равные шансы, не взирая на разность потенциалов и возможностей;
  3. Умение радоваться успехам коллег;
  4. Умение сотрудничать даже в ситуации трудностей( отсутствие взаимного притяжения, понимания)
  5. Умение распознавать способности детей, направлять усилия на их раскрытие; заинтересовать и направить ребёнка (например агрессивного ребёнка направить на выполнение созидательной , полезной деятельности: помочь воспитателю, другому ребёнку, ремонт книжки или игрушки и т.п.)
  • Профессиональная деформация педагога
  1. Комплекс власти и вербальная агрессия в педагогическом общении ( сквернословие, ругань, крики, категоричность, железные нотки в голосе);
  2. Склонность к манипулированию ( готовность всё решать лестью, ложью, достигать своей цели, изворачиваясь);
  3. Самоуверенность догматичность
  4. Конформность, зависимость от других ( администрации, руководства);
  5. Позиция педагога по отношению к детям ( влияние опыта работы и педагогического стажа на формирование профессиональной позиции), профессиональное выгорание
  • Психологические угрозы и риски семейного воспитания детей ( гипер и гипоопека и последствия);
  1. Игнорирование норм и правил поведения, низкий уровень игровой деятельности –агрессия;
  2. Негативное лидерство, жестокость, нанесение ущерба сверстникам- мстительность и злопамятность;
  3. Снижение страхов и рост агрессивности; нарастание страхов и снижение поисковой активности( пассивность) , « недооценённость»( дети аутсайдеры – эмоционально отверженны) в группе;
  4. Страхи- страх наказаний и капризность, упрямство, неоправданное упорство; страх наказаний и ложь; страх наказаний и воровство;
  5. Конфликтность-снижение тревожности и рост конфликтности.
  • Документация ДОУ:

Психологическая диагностика

  1. Специфика детей: психологические данные диагностики по каждому ребёнку и по группе;
  2. Использование инновационных методов и подходов в воспитательном процессе с целью профилактики;
  3. Сводные данные по группам риска;
  4. Данные  о профилактической деятельности: виды мероприятий, потоколы и результаты работы по отдельным детям и по группам
  5. Выявление и развитие способностей детей

Психолого-педагогическая профилактика поведения детей

  1. Психолого-педагогические проблемы и меры профилактики ( работа с агрессивными детьми, работа со страхами, консультативная помощь по тревожности);
  2. Совместная работа воспитателя и психолога ( обсуждение на педсовете, в экспертной группе по безопасности и т.д.); развитие творческой игры;
  3. Профилактика детско-родительских отношений –семинары, лекции, пед. гостиные и др.формы;
  4. Тренинги для детей и родителей ( концепция и структура тренинга, методический аппарат);
  5. Психологическая работа с родителями детей и совместно дети-родители
  • Документация по ДОУ

1.Концепция ДОУ ( план развития , перспективы) ДОУ ;

2.Данные по образовательной среде: воспитатели, контингент  детей;

3.Данные об образовательной среде: социальный паспорт семьи;

4.Безопасность среды ДОУ : как охраняется территория, охранники, уборщицы , младшие воспитатели  сведения о текучке кадров за год.

4.Выпускники ДОУ ( преемственность, отслеживание) или покинувшие ДОУ раньше срока ( перешли в другое учреждение, ушли вследствие болезни, по неизвестным причинам)

  • Документация по детям : условия для развития ребёнка в ДОУ

1.Результаты самоаудита ДОУ  по ПБОС ; концепция развития ребёнка в ДОУ;

2.Образовательные программы;

3. Организация работы с детьми, имеющими способности ( « Одарённые дети»);

4.Организация работы с детьми с тенденцией дивиантного поведения( агрессия, конфликтность, ложь, воровство);

5.Организация работы с детьми с проблемами здоровья, с детьми с ОВЗ; неполные семьи, дети инвалиды.

  • Документация по воспитателям

1.Образование,стаж, категория;

2.Участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсах

3.Поощрения, благодарности;

4. Жалобы , административные взыскания, наказания

5.Отношения с детьми, удовлетворённость  родителей;

6.Отношения с администрацией, текучесть кадров , статистика по заболеваемости

  • Документация по родителям

        1.Родительский актив ; члены экспертной группы ПБОС ДОУ;

       2.Данные о родителях детей группы риска;

       3.Психолого-педагогическая работа с родителями : данные и результаты

       4.Участие родителей в жизни ДОУ;

       5.Жалобы и обращения родителей

  • Содержательно-методический компонент

1.Содержательная сфера: жизнедеятельность ДОУ, творческая атмосфера, инновации

2.Программы воспитательной работы;

3.Программы основного и дополнительного образования;

4.Технологии, формы, методы организации  жизнедеятельности детей в ДОУ: мероприятия, игры, подготовка в проведение творческих и интеллектуальных мероприятий В ДОУ;

  • Информационная защищённость субъектами образовательной среды

1.Наличие и доступность распоряжений, постановлений, указов вышестоящих организаций для сотрудников и родителей;

2.Информация на стендах и досках объявлений;

3.Информация на сайте ДОУ;

4.Информация в группах ( стенд для родителей)

5.Адресная информация

 Таким образом ,  рабочей группой были выделены 13 критериев для оценки ПБОС ДОУ. Рабочая группа провела мониторинг состояния ПБОС в МДОУ, что позволило апробировать количественную оценку качества состояния ПБОС ДОУ на данный момент,  наметили  перспективы развития , разработали  план мероприятий по развитию , коррекции , определили  временные промежутки контроля. Компоненты условны, ДОУ может дополнить количество компонентов, пересмотреть их  содержательный аспект на усмотрение организации.

 

В качестве кейса внутреннего аудита ПБОС ДОУ  предлагаем использовать следующий диагностический инструментарий:

Методический портфель для диагностики воспитанников

Направление диагностики

Название методик  для диагностики педагогического коллектива

Межличностные отношения детей с другими детьми.

«Социометрия», м-ка «Секрет» Т.А. Репиной, определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дэмбо-С.Я. Рубинштейн),  «Метод срезов» (Т.А. Репина);

«Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина); проективные методы («Игровая комната»,«Цветовой тест отношений», «Я и мой друг», «Два дома» (в модификации Р.И. Говоровой).

Социометрические игры « Круг», « Королевство»

Выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой

Методика « Лесенка»  В.Г. Щур

Диагностика агрессивности

Проективная  графическая методика « Кактус» М.А. Панфилова

«Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), «Рисунок несуществующего животного»,

Структурная  диагностика расстройств тревожного спектра у детей и подростков

Ромицына Е.Е. - Методика "Многомерная оценка детской тревожности"

https://vk.com/chemodanchik_psihologa

Диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций

« Домики» О.А. Орехова

https://vk.com/wall-35439812_3890

Методика «Паровозик»  С.В. Велиева

Методика «Волшебная страна чувств» Т.Грабенко,Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролова

https://www.b17.ru/blog/52698/

Выбери свое место на дереве» Джон Ломпен

https://koroleva-marina.ru/diagnostika/psikhologicheskiy-test-vyberi-svoyo-mes.html

Диагностика внутрисемейных отношений

« Три дерева» Э.Клессманн  http://testoteka.narod.ru/pm/1/08.html

 «Рисунок семьи»

https://vk.com/topic-59899136_31657284?offset=20

Диагностика одарённости

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей  А.А.Лосева

Определение интенсивности образовательных потребностей В.С. Юркевич

Определение уровня познавательных потребностей В.С. Юркевич

Определение уровня проявления способностей ребёнка А.Н.Сизанов

Методика « Способности вашего ребёнка»( модифицированный вариант анкеты Л.Г.Матвеевой , И.В.Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е.Мякушкина)

Методика на изучение одарённости (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной) и т.д.

Методический портфель для диагностики педагогического коллектива

Направление диагностики

Название методик  для диагностики педагогического коллектива

помогающее поведение в переводе на простой язык – это благодеяние, проявляемое в различных формах (поддержкой, заботой, соучасти- ем, состраданием и пониманием). Мюррей (Murrey, 1938) полагал, что у людей имеется особое базовое основание помогающего поведения – потребность в заботливости.

С помощью данного теста определяется выраженность желания помогать другим людям. В мотивационной системе личности желание помочь и стремление к личному успеху могут по разному соотноситься в зависимости от содержания ее системы ценностей, направленности, а также Конкретно-ситуационных условий.

Понятие «мотивация помощи», заложенное в основу построения теста, используется как однополюсное: здесь не противопоставляются желания помогать людям и агрессивные, человеко-ненавистнические тенденции.

  Опросник «Мотивация помощи»

  Опросник предложен С. К. Нартовой-Бочавер (1992) Источник: Е.П. Ильин Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия

Цель. Выявление степени выраженности социально-психологических установок.

Методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)   Автор: О. Ф. Потемкина.

Опросник «Альтруизм»   Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития лич- ности и малых групп. М., 2005. Назначение. Методика нацелена на изучение социаль- но-психологической установки личности, способствует вы- явлению альтруизма.

Эмпатия

Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности.

Позволяюет  оценить уровень эмпатии воспитателя.

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии»;

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»

Тест «Самооценка эмпатических способностей» А. Мехрабиан и Н. Эпштейн

Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей. Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997. https://www.bestreferat.ru/referat-283084.html

https://studopedia.su/21_14325_samootsenka-empaticheskih-sposobnostey.html

Профессиональная деформация

Методика «Профессиональная деформация педагогов»   Е. П. Ильин

Методика разработана Е. П. Ильиным для определения направленности агрессии на себя или на других

Опросник «Ауто– и гетероагрессия»  . Е. П. Ильин

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

 Авторы: Е. П. Ильин, П. А. Ковалев. Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

Агрессивное поведение

Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»  

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Существенно важно отметить, к ка- кой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряже ние, резистенция и истощение.

   Опросник на «выгорание» (MBI)   Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек – человек» Авторами методики (опросника) являются американские психологи: К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания)     Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко  

Направлен на выявление стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный);

Опросник «Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса» В.П. Симонов (модификация Р.Р. Калининой), направлен на выявление стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный);

Самооценка педагога

Методика «Самооценка педагога» М.К. Тутушкина (модификация Р.Р. Калининой)

https://gart68.npi-tu.ru/assets/files/teachers/krotenko/Kultura.pdf

Коммуникативные способности

Коммуникативные способности- это умение легко вступать в контакты с другими

детьми (в нашем случае, в основном с детьми) и в дальнейшем поддерживать с ними

оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен,

общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их

родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми затрудняет их обучение и

воспитание. Предлагаем опросник для выявления уровня развития

коммуникативных способностей у педагога.

Оценка уровня общительности

(тест Ф.Ряховского)*

Стили педагогического общения

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль

общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно

определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющихся в типичном

наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он

воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и

имеет соответствующие способы реализации отношения педагога и личности

ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической

деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль

взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками,

проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить

эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в

общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог

испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются

те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные

ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и

мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей,

для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются

оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений,

положительного эмоционального климата группы

Опросник «Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса» В.П. Симонов (модификация Р.Р. Калининой), направлен на выявление стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный);

Педагогический такт

 Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с

детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или

другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру

взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному

эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов,

форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его

личности, чуткость, внимательность к психологическому состоянию ребенка, ровное

обращение с детьми.

 Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях,

когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не

знает, как отреагировать на него.

 Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности

такта как профессионального качества педагога.

Сформирован ли у вас педагогический такт?  (модификация Р.Р. Калининой)

https://xn--1--8kcaqvtc1dc.xn--b1amaiheedbwnu5c.xn--p1ai/doc_ref/pedmasterskaya/pedtakt.pdf

Рефлексия

Изучение профессиональной позиции педагога

с помощью теста «ХиМ» Баева Т., Кишвик Е.

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200402613

Опросник позволяет выявить

I. Отношение к образовательной среде ДОУ.

II. Значимые характеристики образовательной среды ДОУ и удовлетворенность ими.

III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды»

 И.А. Баева ( для оценки ПБОС ДОУ используем  опросник для педагога , опросник для родителей)

Алгоритм межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности

ПЛАН

взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму

 (наименование образовательной организации) 

(адрес образовательной организации)

                                                       на 202_– 202_ год

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (далее - План взаимодействия) разработан на основании подпункта «з» пункта 19, подпункта «з» пункта 20, подпункта «н» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
  2. Понятия, термины и определения, применяемые в настоящем Плане взаимодействия, используются в значениях, определенных Требованиями.
  3. План взаимодействия разработан ___________________________________________

(наименование образовательной организации)

  1. в целях обеспечения единого подхода к реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ___________________________________________

                                               (наименование образовательной организации)

1.4. План взаимодействия подлежит обязательному согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальным органом Росгвардии или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

II. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

№ п/п

Мероприятия по взаимодействию

С кем организуется взаимодействие

Описание, виды и

способы взаимодействия

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Информирование территориальных органов ФСБ России, МВД России и Росгвардии о выявленных фактах незаконного приобретения, хранения, ношения работниками объекта (территории), в том числе педагогическими работниками, обучающимися, их родителями (законными представителями), оружия и его основных частей, веществ и материалов для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о возможных местах их хранения

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

По телефонам дежурных служб

Незамедлительно

2.

Информирование о фактах выявления среди работников, в том числе педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей), причастности к распространению идеологии экстремизма и террористической деятельности, а также придерживающихся взглядов, свойственных религиозным течениям радикального толка

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области

Информирование в письменной форме

Незамедлительно

3.

Информирование о фактах нарушения пропускного режима, попытках вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ)

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

Незамедлительно, по телефонам дежурных служб, а также путем использования средств тревожной

сигнализации

В случае наличия угрозы жизни или здоровью

4.

Информирование о выявленных фактах скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объекта (территории) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объект (территорию), беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объекта (территории) вещей и транспортных средств

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

По телефонам дежурных служб

Незамедлительно

5.

Информирование о планируемых к проведению мероприятиях с массовым пребыванием людей

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области

Информирование в письменной форме

Не позднее чем за 10 дней до начала планируемых мероприятий

6.

Информирование об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории)

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

Незамедлительно, по телефонам дежурных служб, а также путем использования средств тревожной

сигнализации

В случае наличия угрозы жизни или здоровью В порядке, определенном разделом V Требований

7.

Актуализация паспортов безопасности объектов (территорий)

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

Не реже одного раза в 5 лет, а также в течение 5 рабочих дней при изменениях,

в соответствии с Требованиями.

В порядке, определенном разделом VI Требований

8.

Проведение совместных учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта на объекте (территории), обучение работников, персонала объекта (территории) способам защиты

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

В рамках плана учреждения по согласованию

9.

Проведение плановых (ежегодных) или внеплановых проверок антитеррористической защищенности объекта (территории), оценка состояния антитеррористической защищенности объекта (территории), выработка предложений по устранению недостатков в антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе в ходе подготовки к новому учебному году

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

В рамках согласованных и утвержденных планов-графиков

10.

Обеспечение беспрепятственного доступа на объект (территорию) оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов МВД России, территориальных органов Росгвардии

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

Согласно утвержденной на объекте (территории) инструкции

11.

Проведение рабочих встреч с сотрудниками территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

По согласованию

По мере необходимости

12.

Проведение «круглых  столов», занятий, классных часов с учащимися по развитию межконфессионального и межнационального диалога, профилактики преступлений террористической и экстремисткой направленности

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области

По согласованию

По мере необходимости

13.

Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних и молодежи

УМВД России по Ярославской области,

УФСБ России по Ярославской области

На плановой основе

Постоянно

14.

Проверка работоспособности  системы тревожной сигнализации

ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

Ежедневно с 8.00 до 10.00 и 20.00 до 22.00

Постоянно

Примечание: при изменении уровней террористической опасности, устанавливаемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» (далее — Указ № 851), в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в соответствии с планами действий при установлении уровней террористической опасности; при этом взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в порядке, определенном Указом № 851.

III. НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ ДЕЖУРНЫХ (ОПЕРАТИВНЫХ) СЛУЖБ

Наименование службы

Номер телефона для экстренной связи

УФСБ России по Ярославской области

20-00-30

Отдел МВД России по Заволжскому городскому району

24-02-02;24-01-17; 24-07-37

ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области»

25-25-18; 25-44-44

ГУ МЧС России по Ярославской области

72-64-38; 79-09-79

Отделение вневедомственной охраны (межрайонный)

49-07-03; 49-07-04; 49-07-07

Оперативный дежурный по городу Ярославлю

40-40-40;40-40-42

Скорая помощь

03;24-03-21

Пожарная часть №23

38-42-55;38-42-83

ОАО «Водоканал»

57-48-50;73-44-77;38-38-34

Ярославские энергосистемы

59-35-19

ОАО «Ярославская городская электросеть»

25-56-84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Особенности организации психологических уголков в группе МДОАУ"

В буклете представлен перечень материалов и оборудования, который может входить в психологический уголок в группе ДОУ...

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Методические рекомендации "Как сохранить психологическое здоровье детей в период адаптации к дошкольному учреждению".

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ...

Методическая рекомендация для родителей "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Многие родители уверенны в том, что готовность к школе заключается в умении ребёнка читать, писать и считать. И мало кто из родителей догадывается, что, даже овладев этими умениями, ребёнок не обязате...

кейс диагностических методик к паспорту психологической безопасности ДОУ

Данный кейс содержит материалы для диагностики педагогического коллектива необходимый для внутреннего аудита...

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей в летний период

В летний период продолжается работа по формированию у дошкольников культуры безопасности....

Паспорт психологической безопасности и комфортности образовательной среды МБДОУ «Горный ДС»

Паспорт психологической безопасности и комфортности образовательной среды МБДОУ «Горный ДС»....