Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
консультация

Михеева Наталья Владимировна

В статье — рекомендации, как разъяснить педагогам, чем отличаются воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Ведь теперь они должны четко формулировать их, чтобы реализовать программу воспитания. Рекомендации подготовила научный руководитель и куратор детских садов Новосибирска. Также в статье есть примеры готовых формулировок задач для разных видов образовательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

href="Воспитательные,%20развивающие%20и обучающие%20задачи%20в чем разница%20и как их правильно%20формулировать.files/filelist.xml">

href="Воспитательные,%20развивающие%20и обучающие%20задачи%20в чем разница%20и как их правильно%20формулировать.files/themedata.thmx">

href="Воспитательные,%20развивающие%20и обучающие%20задачи%20в чем разница%20и как их правильно%20формулировать.files/colorschememapping.xml">

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Журнал «Справочник старшего

воспитателя дошкольного учреждения»,

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>№10 Октябрь 2021

"Times New Roman"'>Организуем методическую работу

xmlns="">

color:black'>Воспитательные, развивающие и обучающие задачи:

в чем разница и как их правильно формулировать

 

В статье —

рекомендации, как разъяснить педагогам, чем отличаются воспитательные,

развивающие и обучающие задачи. Ведь теперь они должны четко формулировать

их, чтобы реализовать программу воспитания. Рекомендации подготовила научный

руководитель и куратор детских садов Новосибирска. Также в статье

есть примеры готовых формулировок задач для разных видов образовательной

деятельности.

С 1 сентября 2021 года детские сады начали

работать по рабочей программе воспитания. Возникла проблема: не все

педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе

конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как

их сформулировать, чтобы они не совпадали с обучающими

и развивающими задами. При этом педагоги должны соблюдать дидактические

принципы, один из которых — принцип единства воспитательных,

развивающих и обучающих задач образования детей дошкольного возраста.

То есть педагогам необходимо планировать образовательную деятельность

и решать все три группы задач комплексно.

В чем

особенность обучающих задач

Обучающие задачи

отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе.

Однако чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше

писать «способствовать», «приобщать», «формировать».

Формулировка обучающей

задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это

может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям

новые знания, тренировочное или итоговое занятие. Также важно учитывать вид

занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.

Обучающие задачи могут

быть направлены, например, на то, чтобы вовлечь детей в активный

познавательный процесс, организовать индивидуальную и групповую формы

деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому

и формулировки будут соответствующими.

Одни обучающие задачи педагог решает по ходу занятия по умолчанию.

Например, формирует умения, расширяет представления детей. Чтобы решить другие

обучающие задачи, педагог использует дидактические средства. Например,

объясняет с их помощью то, что во время обучающей ситуации

нельзя наблюдать

Пример

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

Обучающие

задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое

знание, можно формулировать так:

     outside'>

     

  •      mso-list:l3 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Расширить знания о…»;

  •  

  •      mso-list:l3 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Обогатить представления детей о…»;

  •  

  •      mso-list:l3 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Уточнить…»;

  •  

  •      mso-list:l3 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Систематизировать…" или «Совершенствовать…».

К этим

задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем

мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков

в рисовании, лепке и т. д.

Обучающие

задачи тренировочных или итоговых занятий можно формулировать так:

     outside'>

     

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Актуализировать знания детей о…»;

  •  

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Закрепить в самостоятельной деятельности

         умение…»;

  •  

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Обеспечить возможность применить на практике

         полученные знания о…»;

  •  

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Расширить знания детей… через организацию

         самостоятельной экспериментальной деятельности…»;

  •  

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Содействовать усвоению… (либо овладению…);

  •  

  •      mso-list:l4 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Закрепить…» либо «Обобщить…».

Таким

образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить»,

«обобщить», для тренировочного — «отработать», «совершенствовать», для

сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать».

Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо

формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были

выполнимыми.

Обучающие

и образовательные задачи — не одно и то же

Понятие «образование» уже включает в себя «обучение»

и «воспитание» (

href="https://vip.1metodist.ru/#/document/99/578304877/ZAP288K3F8/">п. 1 ст. 2

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому правильнее

выделять три вида задач: развивающие, воспитывающие, или воспитательные,

и обучающие, а не образовательные, как их называют

некоторые педагоги. В методических разработках допустимо указывать две

группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи

будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи

должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после

занятий.

Как

определять развивающие задачи

Чтобы правильно

сформулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны

понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных

и количественных изменений личности ребенка, который происходит

на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие

задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как

будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление,

память, воображение, внимание и т. д.

Понятие «задачи» в методических разработках педагоги могут заменять

фразой «программное содержание»

Педагоги могут

развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое

дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически

излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух

ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то,

чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора,

творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне.

То есть развивающие задачи могут быть самыми разными в зависимости

от уровня развития у детей конкретных навыков и умений.

Пример

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

Педагог

формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько

хорошо у детей сформирована та или иная функция или

ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над

которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задача

будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция

недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык,

то формулировка будет звучать так:

     outside'>

     

  •      mso-list:l0 level1 lfo3;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Продолжать развивать…»;

  •  

  •      mso-list:l0 level1 lfo3;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Продолжать формировать…»;

  •  

  •      mso-list:l0 level1 lfo3;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Совершенствовать…»;

  •  

  •      mso-list:l0 level1 lfo3;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«Способствовать развитию…».

Чем

отличаются воспитательные задачи

anchortype=callcenter>

Для одного занятия или образовательной ситуации формулируйте не более

трех задач каждого типа

Воспитание — это

специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое

направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать

им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные

качества. В ходе решения воспитательных задач педагоги

формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм,

гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития

и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения

в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе,

окружающей среде, национальным традициям (

href="https://vip.1metodist.ru/#/document/99/578304877/XA00M2O2MP/">п. 2 ст. 2

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Воспитательные, или

воспитывающие задачи образовательной деятельности отвечают на 

class=GramE>вопрос: какие личностные качества педагог формирует

у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того,

насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над

которым педагог работает.

Пример

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

Если

качество у дошкольников не сформировано, то задача будет

начинаться со слов: «формировать…», «воспитывать…». Если качество

недостаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке

задачи это можно отразить так: «продолжать формировать…», «продолжать

воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами.

Чтобы закрепить умение

правильно формулировать обучающие, развивающие и воспитательные задачи,

сначала проверьте себя с помощью тренажера. Распределите задачи ООД по типам.

Также тренажер предложит вам готовые карточки с примерами фрагментов

опорных конспектов познавательного цикла. Скачайте их и попросите

ваших педагогов выполнить аналогичное задание в ходе консультации или

семинара-практикума.

xmlns=""> 

style='font-size:16.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> 

style='font-size:16.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> 

style='font-size:16.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Тренажер для

самопроверки –

style='font-size:16.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>распределите

задачи ООД по типам

style='font-size:14.0pt;color:black'>Игра-путешествие «Путешествие в осенний

лес»

style='font-size:14.0pt;color:black'>3-4 года

style='color:#F7941D'>Обучающие задачи

style='color:#F7941D'>Развивающие задачи

style='color:#F7941D'>Воспитательные задачи

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Воспитывать доброжелательное отношение

к сверстникам, окружающим взрослым

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Дать знания детям о признаках осени,

сезонных изменениях в природе

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Развивать любознательность, интерес детей

к совместному со взрослым

и самостоятельному познанию через наблюдения, обследование,

экспериментирование с разнообразными материалами

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Продолжать воспитывать бережное отношение

к живой природе, желание заботься о ней

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Обогащать представления детей об объектах

ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать

их в изобразительной деятельности

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Учить изображать дерево нетрадиционными

способами рисования: пальцами, пульверизатором

background:#F2EEE6'>

font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;mso-bidi-font-family:Symbol;

color:black;mso-themecolor:text1'>-

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>       

color:black;mso-themecolor:text1'>Развивать наблюдательность, познавательную

активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как правильно формулировать цель и задачи при проведении непрерывной образовательной деятельности"

Памятка "Как правильно формулировать цель и задачи при проведении непрерывной образовательной деятельности"...

Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать

Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать...

Памятка для воспитателей Как правильно формулировать задачи образовательнойдеятельности при составлении конспектов НОД

Задачи должны быть трех типов: образовательные, развивающиие и воспитательные. Примерные формулировки  всех трех типов задач. Этапы образовательной деятельности.  На что обращать внимание пр...

В помощь педагогам "Воспитательные и другие виды задач - как правильно формулировать"

ЭТО ВАЖНО! Понятие «Образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п.1ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ). Поэтому правильно выделя...

«Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать».

Не все педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как их сформулировать, чтобы они не совпадали с обу...

«Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать»

В статье – рекомендации, как разъяснить педагогам, чем отличаются воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Ведь теперь они должны четко формулировать их, чтобы реализовать ...