Статья "Технологии методической деятельности детского сада"
статья

Сущность технологий методической  работы в ДОО заключается  в  подборе  форм  и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности  педагога,  необходимых  ему  для  самообразования  и  творческой  самореализации  в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_metodicheskoy_deyatelnosti_detskogo_sada.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии методической деятельности детского сада

Сущность технологий методической  работы в ДОО заключается  в  подборе  форм  и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности  педагога,  необходимых  ему  для  самообразования  и  творческой  самореализации  в профессиональной деятельности.

В  детском  саду  используются  традиционно   групповые  и  фронтальные формы методической   работы:   семинары,   семинары-практикумы,   коллективные   просмотры педагогического процесса, консультации, педагогические советы, проблемные группы, мастер-классы, школы передового опыта и др., а также индивидуальные формы методической работы: беседы, индивидуальные консультации, взаимные посещения, портфолио, самообразование и пр.

Семинары-это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных педагогов,  специалистов.  Семинары  имеют  целью  повысить  теоретический  уровеньвоспитателей по конкретному вопросу образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольной организации.

Семинар,  как  правило,  состоит  из  нескольких  занятий.  Их  количество,  частота  проведения зависят  от  конкретной  темы.  Руководителем  семинара  может  быть  заведующий,  методист, специалисты детского сада, школы и др. Возможно приглашение для проведения семинара в детском саду преподавателей вуза, колледжа, научных работников. Руководитель семинара вместе с методистом продумывает его программу, план работы. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада. Необходимо предусмотреть  и подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается  список  литературы,  рекомендованный  к  конкретному  занятию,  подбирается картотека,  готовятся  выставки. 

Предварительная  подготовка  предоставляет  возможность руководителю  семинара  проводить  занятие  с  активным  привлечением  всех  участников.

Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в собственной педагогической  деятельности  изученной  проблемы  или  разработкой  плана  дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение  уровня  практической  подготовки  воспитателя,  совершенствование  практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится, опять же, с учётом пожеланий воспитателей и связана с задачами годового плана. Руководителями этой  формы  методической  работы  могут  быть  люди,  хорошо  владеющие  необходимыми навыками. Так, инструктор по физической культуре может руководить семинаром-практикумом по  развитию  основных  видов  движений,  музыкальный  руководитель - помочь  овладеть навыками пения, хореографических движений, специалист по изобразительной деятельности -занятиями  по  лепке,  рисованию,  конструированию.  Работа  семинаров - практикумов  всегда имеет  какой-то  материальный  результат. 

Можно  устроить  выставку  работ  воспитателей, участники  могут  подготовить  вечер  отдыха,  на  котором  прозвучит  освоенный  музыкальный репертуар  и  т.д.  Итогом  работы  могут  быть  также  наглядные  материалы,  подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию, которыми могут воспользоваться и другие  педагоги.  Важно,  как  отмечает  Васильева  А.И.,  чтобы  решения  теоретических семинаров и семинаров-практикумов оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций,  а  их  реализация  находилась  под  контролем  методиста  и заведующего детским садом.

Следует различать  «открытые  мероприятия»  и  «коллективные  просмотры».  В  первом  случае  это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм аттестации, творческих отчетов демонстрации результатов экспериментальной работы ДОО,  а в другом - показ конкретных, наиболее эффективных технологий, форм, методов организации педагогического  процесса  для  ознакомления  и  обучения  им  других  воспитателей.  Для просмотра выбирается не только непосредственно образовательная деятельность, но и другие виды  деятельности  (игра,  труд  и  др.),  а  также  отдельные  режимные  моменты  (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъём детей после дневного сна и т. д.). Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. На них присутствуют свободные от работы педагоги, те, кому это рекомендуют руководители детского сада и те, кто сами изъявили желание.  Как  правило,  к  показу  привлекаются  наиболее  опытные  воспитатели,  но  не  надо пренебрегать  педагогическими  возможностями  молодых  специалистов,  которые  могут продемонстрировать некоторые нестандартные подходы.

Серьёзное  внимание  уделяется  подготовке  воспитателей  к  показу  и  просмотру.

Обязательно составляется конспект или план проводимой формы работы. Методист консультирует педагога, помогая наиболее выигрышно представить именно те методы, приёмы, ради  которых  организуется  просмотр  части  педагогического  процесса,  Методист обязательно  готовит  вопросы  для  наблюдения,  которые каждый  участник  получает  перед коллективным  просмотром.  Важно  правильно  организовать  обсуждение  коллективного просмотра, в ходе которого первое слово предоставляется воспитателю, показывающему свою  работу.  Он  знакомит  с  целью,  программными  задачами  вида деятельности,  проводит самоанализ.  Далее  участникам  коллективного  просмотра  предлагается  задавать  вопросы  воспитателю,    который  даёт  необходимые  пояснения.  Методист  организует обсуждение  увиденного  всеми    участниками,  обращает  внимание  на  то,  что  любое высказывание    должно  начинаться  с  положительного  момента,  а  все  пожелания,  замечания делают    в  конструктивной  форме. 

Затем  воспитатель  отвечает  на  высказанные  замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приёмов и т. д. Итог обсуждения подводит методист.  Он  обращает  внимание  на  использование  удачных  методов,  приёмов, даёт конкретные рекомендации участникам просмотра.

Наиболее  распространены  в  практике  ДОО консультации-такая  форма  методической работы, для которой характерна монологическая основа преподнесения новой для воспитателей информации. 

Тем  не  менее,  необходимо  предусмотреть  элементы  обратной  связи,  т.  е.

обеспечить  активное  включение  воспитателей  в  воспроизведение,  закрепление  информации.

Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда методист не рассказывает, как организовать, например, театрализованную  деятельность  детей,  а  показывает  её,  дав  возможность  воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников.

Следует помнить, что со временем потребность в ранее проведённой консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому её содержание или развёрнутый план с указанием использованной литературы, надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.

Самой  главной  формой  методической  работы  в  ДОО  является заседание  Совета педагогов.

Совет педагогов - это постоянно действующий орган самоуправления детского сада, выразитель  коллективной  педагогической  мысли,  своеобразная  школа  мастерства  и  трибуна педагогического опыта.

Исследователями установлено,  что наибольшие затруднения руководители дошкольных учреждений и методисты испытывают при планировании и осуществлении работы по изучению,  обобщению,  распространению  и  внедрению  передового  педагогического  опыта.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или методистом в любом дошкольном учреждении, даже проработавшем 1 год, при условии, что в коллективе работают  хотя  бы  несколько  опытных  педагогов.  Если  в  процессе  планового  изучения педагогического  процесса  методист  отметил  высокие  результаты  реализации образовательной  программы  по  какому-то  разделу, значительные  достижения  в  развитии дошкольников, он намечает систему посещений для изучения опыта работы данного педагога.

Однако  недостаточно  предусмотреть  работу  только  по  выявлению  положительного  опыта  и ограничиваться этим. Необходимо также вести работу по планомерному, созданию, формированию, исходя из запросов практики и актуальности задач. Обобщение передового  педагогического  опыта -неотъемлемая  часть  методической  работы.  Методист  помогает  педагогу  проанализировать  имеющиеся  факты,  отделить  главное  от второстепенного,  существенное  от  несущественного.  Опыт  может  содержать  наглядные материалы:  разработанные  пособия,  игры,  видеофильмы,  результаты  детской  продуктивной деятельности и т. д. Лучшая пропаганда передового педагогического опыта -непосредственный показ своей работы другим воспитателям, участие в конкурсах « Воспитатель года» и пр.

Для успешного внедрения или широкого распространения передового опыта методисту необходимо  изучить  возможности  каждого  педагога,  разработать  чёткие,  конкретные рекомендации  по  организации  этой  работы.  Использование  чужого  опыта  с  самого  начала является творческим делом. По известному выражению К. Д. Ушинского, передаётся не сам опыт, а мысль, выведенная из него. Важно, чтобы сам педагог мог установить, чем его опыт отличается  от  внедряемого,  что  можно  обновить,  инициировать. 

При  этом  следует  вести наблюдение  за  процессом  внедрения  инноваций  и  вносить  коррективы,  способствующие поиску  наиболее  эффективных  путей  и  средств  достижения  поставленной  цели  с  учётом складывающихся  обстоятельств.  По  сути,  в  процессе  внедрения  чужого  передового педагогического  опыта  формируется  новый  педагогический  опыт,  разработанный  другим педагогом.

Многие  исследователи  и  практики  дошкольного  образования    указывают  на необходимость  и  удобство  применения  в  современном  ДОО  разнообразных индивидуальных форм организации методической работы с педагогами.

Л. М. Волобуева пишет, что цель индивидуальных форм методической работы - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднения или которые являются предметом его интересов.

Основой методической работы является наблюдение образовательной работы в группах.

Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем чётче будут  рекомендации методиста, помогающие повысить качество работы. При этом  следует  учесть,  что  рекомендаций  должно  быть  не  более  2-3,  что  они  должны  носить существенный  характер,  и  их  учёт  в  дальнейшей  работе  позволит  решить  имеющиеся  у педагога проблемы.

Наблюдению  образовательного  процесса  с  детьми  отводится  самое  большое  место  в рабочем плане методиста. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной  рабочей  атмосферой  дошкольной  организации. 

Показатель  системности  этой стороны деятельности руководителя -приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот  или  иной  режимный  момент.  Достичь  этого  можно  только  добрым,  внимательным отношением  к  педагогу,  деловыми  рекомендациями,  помогающими  за  достаточно  короткий срок повысить качество работы воспитателя.

Каждое  наблюдение  должно  завершаться  беседой  методиста  с  педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя.

Беседа -одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью ее является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс взаимодействия с детьми, выявление уровня  владения  воспитателем  самооценкой,    развития  педагогической  рефлексии, высказывание  пожеланий,  рекомендаций,  направленных  на  совершенствование  наблюдаемых аспектов   педагогической   деятельности.   Методист   должен   основательно подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат.

Искусству проводить деловые беседы  надо  учиться.  Методист  должен  быть  хорошим  психологом,  знать,  что одного  воспитателя  надо  поощрять  к  разговору  одобрительными  словами,  кивком  головы, улыбкой,  другого -направлять,  не  давать  отвлекаться  на  другие  темы,  третьего -заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т. д.

Важнейшим  фактором  повышения  профессиональной  компетентности  педагогов    в настоящее  время  является самообразование.

Оно  определяется  как  целенаправленная познавательная  деятельность,  управляемая  самой  личностью;  приобретение  систематических знаний  в  какой-либо  области  науки,  техники,  культуры.  Постоянное  стремление  к самосовершенствованию  должно  быть потребностью педагогов  дошкольной  образовательной организации.  Организация  самообразования -одна  из  главных  и  сложных  задач  методиста детского сада.

Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем  в  соответствии  с  его  потребностями  и  интересами.  Каждый  педагог  обязан  в течение  учебного  года  или  другого  достаточно  длительного периода  углублённо  заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определённые затруднения, либо той, которая вызывает его наибольший интерес. На этом этапе методист помогает определить проблему,  тему  самообразования.  Проводя  наблюдения разных  сторон  педагогического процесса,  педагогический  анализ,  контролируя  работу  педагогов,    методист помогает выделить вопросы, наиболее актуальные  для  каждого из них. Возможно применение и  такой  формы  работы,  как  выставление  воспитателями себе  «оценок»  по  тому  или  иному разделу  самообразования,  которые  обязательно  анализируются  методистом  и соотносятся  с  его  собственными  наблюдениями. 

Важно  не  только  убедить  воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит  эта  работа.  Результаты  работы  по  самообразованию -источник  пополнения методического кабинета различными материалами. Они должны обязательно стать достоянием коллектива.  Необходимо  выработать  определённые  требования  к оформлению  материалов, чтобы  в  дальнейшем  ими  могли  пользоваться  все  сотрудники  детского  сада.  Нужно предусмотреть  и  определённые  меры  стимулирования  наиболее  эффективной  работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Таким  образом,  все  рассмотренные  формы  организации  методической  работы  являются тщательно  изученными  и  постоянно  используемыми  в  ДОУ.  Они  позволяют  охватить  все основные  вопросы,  касающиеся  организации  педагогического  процесса  в  ДОО.  Но  они  не всегда достигают своей цели и ведут к заметному повышению качества педагогической работы с детьми, т.к.  не могут пробудить творческой активности, творческих стремлений педагогов.