Семинары для педагогов.
учебно-методический материал

Панкратова Динара Баходыровна

В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп      (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МАДОУ «Детский сад «Снегурочка».

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания дошкольников.                  

           В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Цель программы помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми  деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы в течении дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

2.1.2. Деньги и цена (стоимость)1

Понятие «деньги»

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии,

пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты,

купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют

по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги

некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги

(валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос

и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше

(дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит

ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье

(мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые

понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту

вещь приобретают.

   

Торговля и торг

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами,

 ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка

новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов

и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей:

за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду,

транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе

и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что —в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета,

не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети

обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз

отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.__

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и

государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут

приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

—— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

к деньгам как к части культуры каждой страны;

—— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения);

—— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты

труда людей, деньги являются средством и условием материального

благополучия, достатка в жизни людей.

Правильно организованное

экономическое воспитание

способствует нравственному

развитию ребенка



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развитие самостоятельности и инициативности детей через игровую деятельность»: Формирование финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры с бытовым содержанием.

     В широком смысле, по определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

    Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.

    Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.

    Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той или иной профессии, играть определенную роль.

    Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в детском коллективе.

    В группе создан и оформлен центр «Финансландия», составлена картотека сюжетно-ролевых игр.  Подобраны экономические сказки («Три поросенка» (англ.), «Выгодное дело» (Бр. Гримм), «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский), «Джек и бобовый стебель» (англ. народная сказка) и т.д.).

   Подобрали наглядный материал, пополнена картотека пословиц, поговорок и загадок о деньгах, дополнена картотека сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Супермаркет», «Кафе», «Почта», «Ателье», «Аптека», «Строители», и т.д.

   Обогащена предметно-развивающая среда, дополненная атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов, изделий, денежных единиц для игровой деятельности.

    Также была организована  сюжетно-ролевая игра экономического содержания:  «Банк» - включает в себя основные экономические представления.

  1. «Банк».

      Первый этап – знакомство с банком и его назначением, финансовыми операциями, рассматривание фотографий о работниках банка.

     Второй этап – совместно с детьми придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающих в себя ролевые диалоги: «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Нам нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Была организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового банка». Были введены в игру банкоматы, выдача кредитов.

   Третий этап – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Происходило взаимодействие с сюжетно-ролевыми играми («Банк», «Магазин», «Аптека»).

    Для  родителей воспитанников группы были подготовлены консультации, разработаны рекомендации. Было проведено анкетирование, разработана памятка по экономическому воспитанию детей.



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов на тему: 

«Формирование основ здорового питания у детей дошкольного возраста»

     Человеку нужно есть

Чтобы встать и чтобы сесть.

Чтобы прыгать кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться,

С самых юных лет уметь.

В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития.

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...