Инновационные процессы воспитательно-образовательной деятельности МБДОУ № 254 в 2021-2022 учебном году
статья

Гетта Ольга Геннадиевна

В статье описаны инновационные процессы воспитательно-образовательной деятельности, происходящие в МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону: инновационные формы методической работы с педагогическими кадрами, инновации в содержании образования, инновационные педагогические, здоровье сберегающие технологии, инновационные технологии в области коррекционного обучения детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные процессы воспитательно-образовательной деятельности

МБДОУ № 254 в 2021-2022 учебном году.

Инновационная деятельность ДОУ № 254 построена в соответствии с основными направлениями государственной политики России, где вопросом национальной безопасности является «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», в связи с чем 2021 год был объявлен Президентом РФ годом науки и технологий.

Движущей силой развития любого ДОУ является творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Залогом повышения качества образования в нашем ДОУ мы считаем организацию и внедрение в педагогическую практику инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В ДОУ № 254 используются следующие инновационные формы методической работы с педагогическими кадрами:

  • внедрение в повседневную практику проектных моделей

- проектная модель «Банк идей» нацелена на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработку и применение в практике педагогов;

- проектная модель «Педагогическое портфолио ДОУ», направлена на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ;

- проектная модель «2021 - год мультимедийных технологий» направлена на повышение эффективности образовательного процесса путем активного внедрения в деятельность ДОУ медиаобразовательных технологий и обеспечение соответствия компетентности педагогов вызовам современного общества через повышение их уровня медиакультуры.

  • система повышения квалификации педагогов

Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг. В деятельности ДОУ данная идея используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из научно–методического центров, ЮФУ. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. В реальном времени разрабатываются действенные педагогические стратегии, придумываются новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания. Преимуществом коучинг-сессий является гибкость этой организационной формы;

- мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя;

  • проектная деятельность 

Педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 100 проектов;

  • видеоконференции  на платформах ZOOM и Microsoft Teams

позволяют в режиме реального времени проводить семинары, родительские собрания, детские утренники, осуществлять сетевое взаимодействие по программе «ЮПИД» и, при необходимости,  дистанционную воспитательно-образовательную работу. Конечно, видеоконференции не могут полностью заменить личного общения, но они позволяют организовать общение субъектов образовательного процесса в условиях современного эпидрежима. Эта форма общения стала особо актуальной с момента начала пандемии и вынужденной самоизоляции весной 2020 года и продолжает оставаться наиболее приемлемой до настоящего времени.

  • новостные группы в мессенджерах WhatsApp, Telegram, ВКонтакте.

Группы новостей ДОУ № 254 работают в режиме реального времени. Наши педагоги каждый день выкладывают в этих новостных группах свежие новости о происходящих важных событиях в жизни своей группы и детского сада в целом, делятся фото- и видеоматериалами. Таким образом, родители не только всегда имеют представление о жизни своего ребенка в детском саду, но также с удовольствием принимают в этом активное участие.

  • электронные конференции и вебинары

Участие в тематических электронных конференциях сети Интернет очень плодотворно для
самообразования педагогов.

  • электронная почта 

Педагоги используют широчайшие возможности данной технологии для организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также для информационно-методического обеспечении образовательно-воспитательного процесса.

  • самореализационные формы повышения профессиональной квалификации 

- творческие конкурсы;

- издательская деятельность;

- участие в научно – практических и форум-конференциях.

Мы являемся участниками всероссийских и международных научно – практических конференций (Всероссийский онлайн форум-конференция «Воспитатели России»,                     II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образовательная кинезиология для обучения, воспитания и развития» (дистанционно); VI Международная научно-практическая конференция «Цифровая среда дошкольного детства» и др.

- создание и ведение персональных web-сайтов.

Педагогами нашего ДОУ активно создаются персональные страницы на сайтах образовательных социальных сетей, а также на сайте ДОУ, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

Инновации в содержании образования

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Умение использовать мультимедийные интерактивные, цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, умение создавать собственные цифровые образовательные ресурсы, а главное, применять их в своей профессиональной деятельности являются для нашего ДОУ основополагающими приоритетами нового медиа информационного стиля педагогической деятельности, предполагающего владение адекватным уровнем медиакультуры.

Обновлено содержание образования дошкольника с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий, т.к. на протяжении нескольких лет ДОУ является участником апробации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Математической вертикали», а с октября 2020г. в ДОУ реализуется областной инновационный проект «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ».

В данный период мы находимся на практическом этапе внедрения спроектированной нами модели медиаобразовательной среды ДОУ. Созданы все необходимые условия - организационно-педагогические, информационные, материально-технические и коммуникационные. Осуществлена информационно-методическая подготовка участников проекта с дефицитом ИКТ-компетенций: разработаны и реализуются план работы по повышению профессиональных компетенций педагогов в области создания и использования медиаобразовательных ресурсов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса, план курсовой подготовки педагогов в области ИКТ до конца 2022 года; все педагоги ДОУ зарегистрированы в сетевых педагогических сообществах, владеют работой на ПК, в интернете, в графическом редакторе PowerPaint; умеют работать с интерактивными комплексами, установленными в группах; 65 % педагогов умеет работать с УМК «Наураша», мультстудией, интерактивной песочницей. На сайте ДОУ накапливается банк методических и дидактических материалов (планирование, конспекты занятий, диагностические методики, сценарии, мастер-классы, компьютерные обучающие программы, мультимедийные презентации, досуговые мероприятия, фото, видео-и аудио-материалы и пр.). Усовершенствована архитектура страницы сайта ДОУ «Инновационная деятельность». Опубликованы гиперссылки на личные страницы педагогов в сетевых педагогических сообществах. Закуплены интерактивные комплексы, ноутбуки и пр. Заключены договоры о сотрудничестве:

- с автономной некоммерческой организацией  «Медиаграмотность в информационном мире»;

- АО «Элти-Кудиц»;

- ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН.

В рамках реализуемого инновационного проекта разработана и внедряется модель включения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста посредством медиаобразовательной среды ДОУ, так называемый «Медиаобразовательный союз семьи и ДОУ» в целях создания оптимальных психолого-педагогических условий для формирования активного отношения родителей к включению в медиаобразовательное пространство ДОУ. Основной задачей в этом направлении является организация взаимодействия с семьями, как равноправными и равно ответственными партнерами. Наиболее эффективными инновационными педагогическими технологиями, используемыми педагогами для реализации поставленных задач являются:

  • метод совместной деятельности

Дети, совместно с родителями, участвуют в различных, в том числе и дистанционных конкурсах, где вместе готовят, занимаются спортом, танцуют, поют, делают поделки, пишут стихи и рассказы. Отрадно, что в процесс включаются уже не только родители, но и бабушки и дедушки. Эта форма работы дала огромные результаты. Родители стали не просто наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса;

  • метод проектной деятельности 

Это взаимодействие педагогов, родителей и детей, направленное на развитие самостоятельной деятельности детей с целью получения определенного результата. В результате у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Эта технология интересна и полезна не только детям, но и самим педагогам, т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Мы убедились в эффективности данного метода: наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии дошкольников, их личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ; изменяются межличностные отношения детей, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Эта деятельность их еще больше сплотила и объединила. Дети почувствовали себя нужными своим родителям, у них появилась уверенность в своих силах. Родители в лице своих детей получили интересных партнеров по совместной деятельности. На сайте ДОУ представлены результаты медиапроектов (видеоролики, презентациии, проекты и пр.), размещены ссылки на региональные всероссийские сетевые образовательные проекты (Учи.ру; LearningApps.org  и пр.).

В нашем детском саду уделяется огромное внимание:

  • развитию интеллектуальных и математических способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности (в том числе в рамках апробации парциальных программ «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Математическая вертикаль») и в процессе занятий шахматами (в рамках дополнительных платных образовательных услуг);
  • развитию мотивации дошкольников к научно-техническому творчеству средствами STEM-образования;
  • экологическому образованию, в том числе исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними - на территории детского сада была оборудована метеоплощадка с переносным оборудованием.

Наши дети – участники и победители:  

  • различных образовательных конкурсов (Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», «КреММ (Креативная молодежная мода)», фестиваль детских и юношеских любительских театральных коллективов «Браво, дети!», фестиваль патриотической песни «Мир глазами детей»,международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Имена России», дистанционный муниципальный конкурс «Физическая культура Дона в условиях самоизоляции», дистанционный музыкальный конкурс ко Дню защиты детей «От улыбки станет всем светлей», дистанционный детский кулинарный конкурс видеороликов ко Дню защиты детей «Гений вкусняшек», дистанционный творческий конкурс поделок ко Дню защиты детей «Доброта спасет мир», дистанционный конкурс рисунков ко Дню защиты детей «Мир глазами детей», Всероссийский конкурс «Альманах логопеда», Всероссийский детский конкурс поделок и рисунков к 23 февраля «С днем защитника отечества» и др.);
  • конкурсов среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья («Особенные таланты», «Я могу! Я рисую!»);
  • экологических акций («Яркая экология», «С любовью к России мы делами добрыми едины!»)
  • социальных акций («Символ года», «Однозначно» в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения», «Подарок елке своими руками»);
  • различных всероссийских викторин и олимпиад по математике, окружающему миру и познанию.

Вся работа проводится при оптимальном сочетании:

- традиционных способов образования дошкольников и медиаобразования с использованием медиаобразовательной среды ДОУ;  

- основного и дополнительного образования.

    В детском саду функционирует 8 дополнительных платных образовательных кружков социально-гуманитарной, оздоровительной, интеллектуальной и творческой направленности:

  • логопедические занятия по развитию речи;
  • коррекция речевого развития;
  • адаптация детей к школьной жизни;
  • кружок английского языка;
  • кружок изобразительного творчества;
  • шахматный кружок;
  • танцевальный кружок;
  • группа «Здоровье».

Амплификация образовательной среды средствами медиаобразования и STEM-образования.

В интересах и потребностях каждого ребенка в ДОУ создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, существенным компонентом которой являются современные медиаобразовательные средства и средства STEM-образования.

За 3 года существенно обновилась и материально –техническая база учреждения: приобретено новое медиаобразовательное и STEM-оборудование.

Для занятий с детьми по данным направлениям педагоги используют такие инновационные STEM-технологии, как ЛЕГО-конструирование, робототехника, математическое развитие, мультстудия, дидактическая система Ф.Фрёбеля, экспериментирование с живой и неживой природой. Педагогами активно используются групповые интерактивные комплексы, детская мультстудия, мультимедийная песочница, детская цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,              лего-конструкторы, робототехнические наборы и многое другое.

Обучение ведется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Дошкольники получают и применяют знания алгоритмизации, дизайна и программирования, ведут совместную проектную деятельность с педагогами и родителями.

В сфере здоровье сберегающих технологий инновационным является активное использование педагогами сенсорного оборудования в целях поддержания у воспитанников стрессо-устойчивого состояния и создания положительных эмоций.

Инновационной составляющей в области коррекционного обучения детей является поддержка специально созданной пространственной предметно-развивающей среды, учитывающей потребности детей с ОВЗ (детей с нарушениями слуха и детей с тяжелыми нарушениями речи), информационно-компьютерными технологиями посредством применения специальных электронных образовательных комплексов и программ, таких как:

  • «EduQuest» (ЭдуКвест) (для повышения познавательной активности детей с нарушением слуха);
  • «Конструктор рабочих программ» (для специалистов коррекционного профиля-учителей- дефектологов и учителей –логопедов);
  • «КИМП –конструктор индивидуального маршрута/программы для ребенка с ОВЗ» (для использования в работе учителей- дефектологов, учителей –логопедов, педагогов-психологов и воспитателей);
  • «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста»                      Безруковой О.А., Нурминского Е.В, Каленковой О.Н.
  • «Конструктор картинок» (для создания дидактических пособий);
  •  «Генератор логопедических заданий».

Использование специалистами коррекционного профиля данных электронных программ не только оптимизирует рабочий процесс, высвобождая больше времени для непосредственно коррекционной работы с детьми, но и выводит учебно-воспитательный процесс нашего ДОУ на принципиально новый уровень развития, прежде всего в вопросах наглядности, интерактивности и объективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

Белем бирү эшчәнлегендә сәламәт яшәү рәвеше / Формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

     Сәламәтлек – ул иң зур байлык. Һәр кешенең, шул исәптән балаларыбызның сәламәтлеген саклау һәм ныгыту һәр шәхес өчен, тулаем җәмгыять өчен зур әһәмияткә ия. Балаларыбызның с...

Интеграция образовательных областей в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ

   В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взросл...

Рабочая программа по организованной образовательной деятельности "Физическая культура" 2021-2022 учебный год

             Приказом №1155 от 17 октября 2013года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт  к структуре основной  общеобр...

Сводная таблица по образовательным областям МБДОУ № 62 (2020-2021 уч.год), МБДОУ № 77 (2021-2022 уч.год)

Образовательная деятельность в младшей подгруппе реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные. Дошкольники второй младшей группы способн...

Годовой план работы МБДОУ на 2021 — 2022 учебный год

Годовой план работы МБДОУна 2021 — 2022 учебный год...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса в подготовительной группе № 29 «Почемучки» 2021-2022 учебный год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский       Аналитическая справкапо рез...