ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных матиматических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnaya_dop_usluga_po_podgotovke_detey_k_shkole_.docx | 49.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 49 «РОДНИЧОК»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
г. Нижневартовск 2021г.
Оглавление.
Паспорт программы | 3 | |
1.Пояснительная записка
| 6 6 7 7 | |
2. Содержание программы 2.1 Особенности организации дополнительной образовательной деятельности 2.2 Календарно-тематическое планирование 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Учебный план 3.2. Расписание занятий 3.3. Календарный учебный график 3.4. Программно-методическое обеспечение 3.5. Материально-техническое обеспечение 3.6. Учебно-методическое обеспечение 3.7. Формы и методы образовательной деятельности 3.8. Работа с родителями 4. Педагогическая диагностика Список литературы Приложения | 8 8 9 19 19 19 20 20 20 21 21 22 31 | |
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе |
Основание для разработки программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; - Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…»; - Приказ МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 «Родничок» от 11.12.2015 № 284 «Об утверждении тарифов на платные услуги, предоставляемые МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 с 14.12.2015г. |
Заказчик программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС№49 «Родничок», родители (законные представители) воспитанников |
Разработчик Программы | Курарару Л.А., воспитатель высшей квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет |
Цель программы | Формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных математических представлений. |
Задачи программы | 1. Продолжать учить обобщать математический материал (числа, цифры, знаки). 2.Формировать обратимость мыслительных процессов, через выполнение математических операций (прямой и обратный счет, сложение, вычитание). 3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МАДОУ города Нижневартовска ДС№49 «Родничок» и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
аналитическая справка |
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ: - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы, - вносит предложения по ее корректировке, - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы. |
Краткая характеристика программы | Программа представляет собой гибкую систему, развивающую математические представления детей старшего дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание программы направлено на развитие мышления, творческих способностей детей, умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. |
- Пояснительная записка.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль разработать Программу дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе «Раз ступенька, два ступенька» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное, правильно выражать свои мысли вслух.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, в процессе учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
1.1 Цели и задачи
Целью Программы является формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных математических представлений.
Задачи Программы:
1 Продолжать учить обобщать математический материал (числа, цифры, знаки).
2.Формировать обратимость мыслительных процессов, через выполнение математических операций (прямой и обратный счет, сложение, вычитание).
3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
1.2. Планируемые результаты
В ходе реализации Программы ребенок научится:
- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- овладеет математической терминологией и графическими навыками (написание цифр, рисование геометрических фигур);
- у него сформируются познавательные интересы, психические функции, коммуникативные умения.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме открытых занятий «Умники и умницы», КВН.
Сроки реализации Программы – 1 год.
Стоимость занятий утверждена Постановлением администрации города приказ от 11.12.2015 № 284 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детским садом № 49 «Родничок»» и составляет 85 рублей за одно занятия, в месяц 680 рубля.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Количество детей в группе – 8 человек.
- Содержание Программы
2.1. Особенности организации дополнительной образовательной деятельности
Программой дополнительной образовательной деятельности определена последовательность решения комплекса задач. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.
Дополнительно к Программе «Раз ступенька, два ступенька» прилагается «Рабочая тетрадь», которая помогает организовать самопроверку детьми выполнения заданий. Она составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи в пособие включен материал разной степени сложности.
В соответствии с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой, занятия представлены системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются. В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах.
Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей и проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
Интересные сюжеты превращают занятие по математике в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи, ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.
2.2 Календарно-тематическое планирование
Неделя | Тема | Цель |
1 | «Повторение» | Формировать умение детей сравнивать две группы предметов путем составления пар, владение навыками уравнивания неравных групп предметов, навыками счета (до 10);. раскладывать 5-8 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду, состав чисел из единиц, соседи чисел, дни недели. |
«Повторение» | Формировать умение детей различать геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры. Упражнять в умении различать и обозначать словом свое местонахождение и положение предмета по отношению к другим, ориентировке в пространстве по схеме; состав числа из двух меньших; деление предмета на две, четыре, восемь частей. Назывании месяцев года. | |
2 | «Повторение» | Формировать умение выделять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. |
«Повторение» | Закрепить представление о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение). Уточнить представление о свойствах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. | |
3 | «Повторение» | Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединить предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. |
«Состав числа» | Закреплять знания о свойствах предметов, умение находить их признаки сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку. Повторить числа 1-5 (образование, написание, состав). Закрепить навыки количественного и порядкового счета. | |
4 | «Состав числа» | Повторить числа 1-5 (образование, написание, состав). Закрепить навыки количественного и порядкового счета. |
«Сравнение чисел » | Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар, знаки Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения «раньше», «позже». | |
5 | «Сравнение чисел » | Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар, знаки Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения «раньше», «позже». |
«Знакомство с числовым отрезком» | Познакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги. | |
6 | «Работа с числовым отрезком» | Продолжать знакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги. |
«Работа с числовым отрезком» | Продолжать знакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги. | |
7 | «Число 6. Цифра 6» | Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрических представлениях. |
«Число 6. Цифра 6» | Продолжать знакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрических представлениях. | |
8 | «Число 6. Цифра 6» | Закрепить геометрические представления и познакомить с шестиугольником. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке. |
«Число 6. Цифра 6» | Закрепить геометрические представления и познакомить с шестиугольником. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке. | |
9 | «Длиннее, короче» | Формировать умения сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью наложения. Закреплять знание состава числа 6, счетные умения в пределах 6. |
«Длиннее, короче» | Формировать умения сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью наложения. Закреплять знание состава числа 6, счетные умения в пределах 6. | |
10 | «Измерение длины» | Формировать представления об измерении длины с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 6. |
«Измерение длины» | Формировать представления об измерении длины с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 6. | |
11 | «Измерение длины» | Закреплять представления об измерении длины с помощью условной мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длины отрезков. |
«Измерение длины» | Продолжать знакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длины отрезков. Закреплять представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, составе числа 6. | |
12 | «Задачи» | Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов. Ввести в речевую практику термины – условие и вопрос задачи. Познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. |
«Задачи» | Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов. Ввести в речевую практику термины – условие и вопрос задачи. Продолжать знакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. | |
13 | «Число 7. Цифра 7.» | Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязи целого и частей. Понятие многоугольника. |
«Число 7. Цифра 7.» | Продолжать знакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязи целого и частей. Понятие многоугольника. | |
14 | «Число 7. Цифра 7.» | Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 7, состав числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. |
«Число 7. Цифра 7.» | Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 7, состав числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. | |
15 | «План –схема» | Формировать пространственные отношения, работать по карте – схеме. Развивать логическое мышление. |
«План –схема» | Формировать пространственные отношения, работать по карте – схеме. Развивать логическое мышление. | |
16 | «Тяжелее-легче. Сравнение по массе» | Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закреплять понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. |
«Тяжелее-легче. Сравнение по массе» | Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закреплять понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. | |
17 | «Измерение массы» | Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей |
«Измерение массы» | Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей | |
18 | «Число 8. Цифра 8» | Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей |
«Число 8. Цифра 8» | Продолжать знакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей | |
19 | «Число 8. Цифра 8» | Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представления о составе числа 8, решении задач. |
«Число 8. Цифра 8» | Продолжать знакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей | |
20 | «Объем. Сравнение по объему» | Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, решении задач. |
«Объем. Сравнение по объему» | Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, решении задач. | |
21 | «Измерение объема» | Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбранной мерки. Закрепить понятие смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей. |
«Измерение объема» | Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбранной мерки. Закрепить понятие смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей. | |
22 | «Число 9. Цифра 9» | Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить представление о составе числа 8, навыки счета в пределах 8, взаимосвязь целого и частей |
«Число 9. Цифра 9» | Познакомить с циферблатом часов, сформировать об определении времени по часам. Закрепить представление о составе числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь целого и частей | |
23 | «Число 9. Цифра 9» | Познакомить с циферблатом часов, сформировать об определении времени по часам. Закрепить представление о составе числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь целого и частей |
«Число 9. Цифра 9» | Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | |
24 | «Число 9. Цифра 9» | Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
«Площадь. Измерение площади» | Сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, умении решать простые задачи. | |
25 | «Площадь. Измерение площади» | Сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, умении решать простые задачи. |
«Измерение площади» | Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, смысл сложения и вычитания. | |
26 | «Число 0. Цифра 0.» | Сформировать представление о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. |
«Число 0. Цифра 0.» | Сформировать представление о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. | |
27 | «Число 0. Цифра 0.» | Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. |
«Число 0. Цифра 0.» | Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. | |
28 | «Число 10» | Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать геометрические фигуры. |
«Число 10» | Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать геометрические фигуры. | |
29 | «Шар. Куб. Параллелепипед» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
«Шар. Куб. Параллелепипед» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | |
30 | «Пирамида. Конус. Цилиндр.» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
«Пирамида. Конус. Цилиндр.» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | |
31 | «Символы» | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представления о составе чисел 8. 9 и 10, умении ориентироваться по плану. |
«Символы» | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представления о составе чисел 8. 9 и 10, умении ориентироваться по плану. | |
32 | Игра-путешествие в страну Математику» | Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10. |
Игра-путешествие в страну Математику» | Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10. | |
33 | Игра-путешествие в страну Математику» | Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10. |
Игра: «Скоро в школу» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | |
34 | Игра: «Скоро в школу» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
Игра: «Скоро в школу» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | |
35 | Игра: «КВН» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, пространственное отношение предметов относительно себя. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
Игра: «Скоро в школу» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. | |
36 | Игра: «КВН» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, пространственное отношение предметов относительно себя. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
Игра: «Скоро в школу» | Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
3.Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по подготовке детей к обучению в школе | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 |
3.2 Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | Вторник Четверг | 17.15 - 17.45 |
3.3 Календарный учебный график
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Количество и счет | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Величина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Форма | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Ориентировка в пространстве | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Ориентировка во времени | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
Итого: | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
- Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по подготовке детей к обучению в школе. | «Раз ступенька, два ступенька» | Разработана на основе программы математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете дошкольного учреждения, расположенном на третьем этаже здания в соответствии с СанПиН, ФГОС ДО, воспитателем высшей квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.
Кабинет оснащен современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер и др.), индивидуальными партами, библиотекой детской и познавательной литературы; коллекцией детских мультимедийных презентаций; Интернет-ресурсами.
3.6. Учебно-методическое обеспечение
Методический комплект – учебно-игровой комплекс на магнитах «В городе чисел», учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки» Кюизенера, пеналы с цифрами и счетным материалом, счетные палочки и т.д. .
Электронно-образовательные ресурсы: Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Подготовительная к школе группа — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Картотека дидактических, развивающих игр и материалов, способствующих подготовки воспитанников к обучению в школе.
3.7. Формы и методы образовательной деятельности
В образовательном процессе используются различные формы деятельно-сти (традиционные, комбинированные и практические; игры, конкурсы, соревнования), а также различные методы: словесный; наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом, самостоятельный анализ, сравнение, выявление существенных признаков и др.); практический (выполнение работы в тетради и др.); исследовательский (самостоятельная творческая работа воспитанников); фронтальный (одновременная работа со всеми воспитанниками); индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
3.8. Работа с родителями
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи для полноценного развития личности каждого ребенка. Именно такой подход обозначен в Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Формы и методы работы с родителями:
- Беседа с родителями и консультации (памятки, рекомендации);
- Оформление папки-передвижки «Готовность ребенка к обучению в школе», «Что должен знать ребенок при поступлении в школу», «Интеллектуальная готовность к школе»;
- Изготовление картотеки дидактических игр «Чем занять ребенка дома»;
- Изготовление памяток «Увлекательный мир математики», «Рисуем по клеточкам», «Решаем задачи, головоломки»;
- КВН для родителей и детей «Путешествие в математику», «Скоро в школу»
- Проведение открытого занятия.
- Педагогическая диагностика
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития.
1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе апреля.
2. Обследование дошкольников проводится с использованием методики М.П.Злобенко. Полученные данные заносятся в протокол обследования уровня сформированности элементарных математических представлений ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.
Мониторинг освоения детьми программного материала
«Формирование элементарных математических представлений»
Диагностика уровня развития детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений»
Количество
Цели: - обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших;
- выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметическую задачу в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками ( +, -, =).
Задание 1. Количественный счет. Обратный счет. Упражнение проводится без наглядной опоры. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3. и т. д.
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.
2 балла - ребёнок правильно считает в обратном порядке от10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные
ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 2. Состав числа в пределах 10.
Материал: геометрические фигуры (круги разного цвета). Педагог предъявляет ребёнку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.
- Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. л.)
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.
2 балла - ребёнок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 3. Состав числа из двух меньших.
Игровое упражнение «Математический домик».
Материал: карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.
В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число 5): «Разбей число «пять» на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число «пять»? - Поставь цифры парами в окошки домика».
Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.
2 балла - ребёнок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно
требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 4. Решение задач.
Материал: карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.
Педагог предлагает ребёнку составить по карточке задачу, решить её и «записать», то есть выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.
Вначале педагог предлагает карточку, по которой составляется задача на сложение, а затем - на вычитание.
Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.
2 балла - ребёнок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса и словесном объяснении решения.
1 балл - ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов - выполнение заданий недоступно ребёнку,
Величина
Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.
Задание 1. Деление предметов на части.
Материал: квадрат и круг.
Ребёнку предлагается выполнить задание:
- Раздели круг на 2 равные части.
- Что ты сделал? Как ты разделил круг на две равные части? (Я сложил круг пополам.)
- Как называется каждая часть? (Половина.)
- Сколько половинок в целом круге? (В круге две половины.)
- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина.)
- Раздели квадрат на 4 равные части.
- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и ещё раз пополам.)
- Как называется каждая часть (четвертина).
- Сколько четвертин в целом квадрате? (Четыре.)
- Что больше: целое или четвертина? (Целое больше, чем четвертина.)
Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.
2 балла - ребёнок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.
1 балл - ребёнок затрудняется; требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.
Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи).
Ребёнку предлагается карточка и условная мерка.
- Измерь дорожки, и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная Шапочка.
- Сколько условных мерок уместилось на дорожке Волка?
- А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной Шапочки?
- Кто из них придет быстрее? (Волк.)
- Почему ты так решил? (Потому, что дорожка Волка короче, чем дорожка Красной Шапочки.)
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.
2 балла - ребёнок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной мерки) с помощью педагога.
1 балл - ребёнок затрудняется; требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Геометрические фигуры
Цель: выявить умение детей видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
Задание 1. Видоизменение многоугольников.
Материал: набор геометрических фигур (части круга, квадраты, треугольники разной величины).
- Сложи из частей круга целый круг.
- Составь из двух треугольников один многоугольник.
- Составь из маленьких квадратов большой прямоугольник. И т. д.
- Какая фигура у тебя получилась, из каких частей (фигур) ты её сложил?
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет формы, составляет из малых форм большие, владеет понятием «многоугольник».
2 балла - ребёнок называет основные геометрические фигуры, затрудняется в моделировании геометрических форм; после показа педагогом образца выполнения задания ребёнок справляется сам.
1 балл - ребёнок затрудняется. Выполняет задание только с помощью педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги
Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д.).
Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.
Упражнение «Расставь мебель в комнате».
Материал: лист картона (комната), мелкие предметные картинки с изображением мебели.
Педагог дает ребёнку карточку и набор картинок. Обставим комнату мебелью.
- В центр комнаты поставь стол.
- В правый верхний угол поставь диван. И т. д.
- Что находится в левом верхнем углу?
- Что находится в левом нижнем углу?
- Что находится в правом верхнем углу?
- Что находится в правом нижнем углу?
- Что находится в центре комнаты?
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.
2 балла - ребёнок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги; после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.
Педагог предлагает ребёнку план групповой комнаты. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначено место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его. Ребёнок выполняет задание.
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.
2 балла - ребёнок ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме - вот этот шкаф...»); после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Ориентировка во времени
Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
Задание 1. Месяцы.
- Сколько месяцев в году? (12 месяцев.)
- Назови первый месяц. (Январь.)
- Назови последний месяц. (Декабрь.)
- Вспомни и назови все месяцы года, начиная с первого месяца.
- Назови все месяцы года, начиная с первого весеннего (осеннего) месяца и т. д.
Задание 2. Часы.
Материал: макет часов.
Игровое упражнение «Поставь правильно часы».
- Медвежонок ест мед в 2 часа. Поставь на часах это время.
- Заяц поливает огород в 10 часов и т. д.
Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего или осеннего месяца; определяет время по часам с точностью до часа.
2 балла - ребёнок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего (осеннего или летнего) месяца.
1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Протокол обследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений»
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Количество | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги | Ориентировка во времени | Всего баллов | Суммарный уровень | ||||||
Зад 1 | Зад.2 | Зад.3 | Зад.4 | Зад 1 | Зад.2 | Зад.1 | Зад 2 | Зад.1 | Зад. 2 | |||||
Качественная характеристика уровней
Высокий уровень (30 до 33 баллов): Ребёнок самостоятельно считает в пределах 10, уменьшает и увеличивает число на единицу; сравнивает группы предметов, устанавливает связи между числом и количеством. Определяет место числа среди других чисел ряда. Решает и составляет арифметические задачи. Самостоятельно измеряет с помощью условной меры. Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение «четырёхугольник». Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Легко и свободно ориентируется в пространстве и во времени. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх
Средний уровень (22 до 29 баллов): С небольшой помощью воспитателя определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя определяет состав числа. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мер, но с помощью воспитателя справляется с заданием. Имеет представления о геометрических фигурах, с помощью воспитателя делает обобщение «четырёхугольник». Ориентируется в пространстве и во времени. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
Низкий уровень (ниже 21 балла): Ребенок выполняет задание неправильно или отказывается его выполнять, помощь взрослого не принимает.
Список литературы
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. З.А.Ефанова «Рисуем по клеточкам» Старшая и подготовительные группы., ИТД «Корифей», 2010г.
3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…» Методические рекомендации, М.,2004 г.
3.Е.С.Демина «Развитие элементарных математических представлений» Анализ программ дошкольного образования, Москва 2009г.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика–Синтез, 2006-2010.
5. О.С.Миронова «Учимся считать и сравнивать» ИТД «Корифей», 2010г.
6. Немомнящая Р.Л. «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» С-Пб, 2005 г.
7. Полякова М., Михайлова З., Сумина И., Чеплашкина И. «Первые шаги в математику» Д.в., 12, 2004 г.
8. А. Белошистая. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление». Д.в. п. 9, 2004 г.
9. А.М. Вербенец «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования» С-Пб, 2001 г. стр 146-160. Методические советы к программе «Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2016-2017
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный с...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2017-2018
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дополнительная образовательная программа составлена на основе программы математического развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической системы «Школа 2000» (под руководством п...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе 2022 - 2023 учебный год
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федерал...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по обучению детей послоговому чтению» «Почитай-ка»
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...