РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
рабочая программа (подготовительная группа)

Сосновская Нелли Богдановна

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и  является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития 
образовательной системы  Российской Федерации. Необходимо обеспечить  равные стартовые возможности для детей (из разных социальных групп и слоев 
населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых  возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые  государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста,  независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной  принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему  успешно обучаться в школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_uslug.sosnovskaya.docx234.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

СОГЛАСОВАНО

               

            УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Протокол от ______20___  г.

№______

           Заведующий

          МАДОУ ДС№56 «Северяночка»

          _____________     Т.В.Ревкова

          Приказ от______20___г. №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

(от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

                                                                               

г. Нижневартовск

ОГЛАВЛЕНИЕ

                      I..Целевой раздел  

 1.

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность

4

1.2

Цели и задачи Программы

5

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.4

Планируемые результаты

9

1.5

Критерии и индикаторы эффективности реализации дополнительной учебной программы

11

       II. Содержательный раздел

  2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями программы

13

2.1

Образовательный курс: Математические ступеньки

14

2.2

Образовательный курс: Подготовка к обучению письму

16

2.3

Образовательный курс: Развитие речи

18

2.4

Образовательный курс: Подготовка к обучению чтению

21

III. Организационный раздел

              3.

Планирование образовательной деятельности

24

            3.1

Примерное содержание образовательного процесса

25

3.2

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

28

                          IV. Список методической литературы

     29

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

         Образовательная программа  «Дошкольник»  разработана на основе   идеи  преемственности между дошкольным и начальным образованием и базируется на программе «Преемственность», созданной по заказу Министерства  образования  Российской Федерации          сотрудниками Института общего образования  Министерства образования Российской федерации для детей, не посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения под научным руководством Н. А. Федосовой. Программа направлена на создание условий для  успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей  детей перед  поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на  потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание  условий для включения детей в новые социальные формы  общения; готовит к  переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 6-8 летнего  возраста. Программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии   и на  основании нормативно – правовых документов:    

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «О утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №71847;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Программы по подготовке детей к школе «Преемственность» под  
    руководством Н. А. Федосовой.

Программа          разработана в целях конкретизации содержания  образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников,  дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.  

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

2. Актуальность 

            Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и  является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития  
образовательной системы  Российской Федерации. Необходимо обеспечить  равные стартовые возможности для детей (из разных социальных групп и слоев  
населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых  возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые  государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста,  независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной  принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему  успешно обучаться в школе.  

В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как  
первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 - 8 лет)- как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования  - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к  числу общемировых общественных тенденций.  

        Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных  
образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной  из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и  начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих  первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают  родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно  сказывается на развитии и здоровье детей.  

         Актуальность заключается в том, что она предполагает  использование современных технологий, позволяющих активизировать  мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную  среду и формировать интерес к школьной жизни.  У будущего первоклассника должна быть развита мотивационная сфера, сформированы эмоционально-волевые и познавательные качества. Он должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа способствует  развитию потенциальных возможностей ребёнка,  посредством овладения им  УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального  общего образования.  Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе. Для этого в Программе использованы современные технологии развития межполушарного взаимодействия мозга и создания нейронных связей.

Отличительные особенности  

        Подготовка к школе  по программе  «Преемственность» носит развивающий  характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого  класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает  формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных  возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной   деятельности;  содержание максимально адаптировано к образовательной  программе «Школа России», по которой ведётся обучение  в школе.  Обучение  проводится по 4 курсам: «Подготовка к обучению чтению», «Подготовка к  обучению письму», «Развитие речи», «Математические ступеньки».  

1.2 Цели и задачи Программы

Цели программы:

  • интеллектуальное и психофизическое развитие, формирование базовых навыков учебных универсальных действий детей старшего дошкольного возраста для успешной адаптации к школьному обучению:
  • создание условий для  успешной адаптации детей дошкольного возраста к  новым образовательным условиям  
  • создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной  ступени на другую  
  • создание предпосылок к школьному обучению.  

Задачи программы:  

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;  
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению к школе;  
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений;  познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка в  соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями  детей;  
  • развивать  творческую активность, любознательность,  инициативность,  самостоятельность дошкольников;  
  • осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями),  ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с  ребёнком.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные, личностно-ориентированные.  

Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность,  творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная  работа, работа в группах, парах.  

Основные принципы реализации программы:  

  •  общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  •  систематичность и последовательность;
  •  вариантность и вариативность;  
  •  доступность и достаточность;  
  •  наглядность;  
  •  достоверность;  
  •  комплексность;  
  •  разнообразие игровых и творческих заданий;  
  •  развитие творческой деятельности;  
  •  развитие личностных компетенций;  
  •  поддержка и сохранение здоровья;  
  •  формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;  

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой, к учебной деятельности, в том числе, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.

Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ,  интерактивные, личностно-ориентированные.  

Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, моделирование,  индивидуальная  работа, работа в группах, парах.  

Основные принципы реализации программы: общее интеллектуальное и психическое  развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.

Виды действий в процессе моделирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа «Подготовка к школе» состоит из следующих курсов, взаимосвязанных между собой единой темой, целью, но с различными методами, приёмами и технологиями развивающего обучения: «Формирование и коррекция письменной речи», «Ориентировка на листе бумаги», «Счёт, решение примеров и задач», «Развитие связной речи», «Грамматика и лексика».

Комплексные  занятия организуются на базе МАДОУ № 56 «Северяночка» и имеют следующую структуру: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц по 30 минут. 96 занятий в год. При планировании и подготовки заданий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, уровень подготовки и интересы детей. Задания для детей подбираются индивидуально с разным уровнем сложности.

Занятия разделены на 4 курса:

1курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства  объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать  относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для  дальнейшей работы, а также упражнения на формирование элементарных математических и графических навыков, экспериментирование, моделирование,

2 курс «Подготовка к обучению письму» В течение этого времени  проводится обучение первоначальному письму с учётом психофизиологических  особенностей детей старшего возраста. В ходе обучения вырабатывается  правильная осанка, наклонное расположение тетради на парте и умение держать  карандаш и ручку при письме и рисовании. Проводятся упражнения для развития  глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев.   развитие связной речи занимательные фонематические упражнения, формирование общей и мелкой моторики, развитие памяти, внимания, логического мышления.

3 курс «Развитие речи» Проводится обучение по  развитию свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитию  всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического  строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и  монологической форм) в различных видах деятельности, практическому  овладению воспитанниками нормами русской речи. Во время занятия проводятся «физминутки». Все занятия проводятся, со сменой динамических поз для профилактики утомляемости.

4 курс «Подготовка к обучению чтению» решает вопросы  практической подготовки детей к обучению чтению. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается  прочная основа для успешного изучения русского языка. Оно ориентировано на решение следующих задач: на создание условий для формирования  многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно- нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок  положительной мотивации учения в школе; практическую подготовку детей к  обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи,  совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.  

Для поддержания интереса к занятиям используется:

разнообразный материал: рабочие листы с заданиями, канцелярские принадлежности, наборное полотно и карточки с буквами, цифрами, знаками, карточки с примерами, задачами, пособие «состав числа», магнитная доска и интерактивное оборудование с различными интеллектуальными играми и заданиями, пособия по составлению слов, предложений, текстов, сюжетные картинки для составления рассказов, мнемотаблицы, мнемосхемы, пальчиковые тренажёры, тренажёры для письма, массажные мячи.

Технологии развивающего обучения объединяют в себе знания и методы медицины, педагогики и психологии, а именно:

биоэнергопластику: (одновременное движение органов артикуляционного аппарата и рук, активизирующие зоны мозга, отвечающие за речь);

 кинезиологию: (это  универсальное средство для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга);

мнемотехнику:(метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций) - дети научатся воспринимать информацию в больших объёмах, разучивать стихотворения, воспроизводить информацию точно по тексту, сохраняя последовательность и смысловую нагрузку.

Интересные и разнообразные занятия  с применением нейропсихологических упражнений разовьют произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль и сформируют у детей  мотивацию к обучению.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Дошкольник» – открытое занятие для родителей.

1.4 Планируемые  результаты

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для  достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и  предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование  Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное  отношение к школьному обучению.  

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и  преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том  числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;  сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление  классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в  зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме.  

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному  правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей  деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и  сверстника.  

 Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и  невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к  процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера  по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.  

Программа не предусматривает диагностику формирования  предпосылок УУД.  

Предметные результаты

Ребенок научится:-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;  

-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;  

-знать буквы русского алфавита;  

-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»;  

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и  глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом;  
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать  соответствующим значком;  

-писать слова, предложения условными обозначениями;  

-внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные  события;  

-отвечать на вопросы воспитателя, по содержанию,  

-делать элементарные выводы;

-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;  
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;  

-обсуждать нравственные стороны поступков людей;  

-участвовать в коллективных разговорах;  

-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;  

-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по   размеру;  

-считать от 0 до 20 и в обратном направлении;  

-определять количество предметов в пределах 10,  

-соотносить количество с цифрами;  

-ориентироваться в пространстве;  

-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;  

-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;  

-конструировать из разных материалов;  

 Ребенок получит возможность научиться:  

 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по  имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить  за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);  

-давать характеристику гласным и согласным звукам;

-пользоваться  графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат,   твердые  согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);

-читать  прямые и обратные слоги;

-составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;  

-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,

колыбельные, потешки);  

-устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в  прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

1.5.Критерии и индикаторы эффективности реализации дополнительной учебной программы

  •  здоровьесберегающие технологии, коррекционные методы работы способствуют коррекции имеющихся недостатков и их преодоление;
  •  сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
  • сформированные умения и знания, полученные на занятиях,  вселяют уверенность в себя, в свои силы и возможности;
  •  развитая функция произвольного поведения;
  •  овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);
  •  сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
  •  сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);
  •  развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.)

Диагностика

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития  ребёнка, которое осуществляется по пособию «Готов ли я к школе?» в начале и в  
конце года.  По  результатам  обследования планируется работа по устранению  
тех или иных нарушений.  Результаты диагностики и обследований заносятся в  
«Психолого–педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети,  
недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в  дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная  программа развития, даются рекомендации родителям.  

Портрет дошкольника

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах  дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные  требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного  образования и федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника,  поступающего в первый класс.  

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:  физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:  самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;  соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за  растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе,  семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и  способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и  невербальные способы общения; владеет диалогической речью и  конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и  произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

Содержание воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ №56 «Северяночка» выстроено в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2020.

При организации образовательного процесса  учитывается   принцип интеграции  образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В  основу организации образовательного процесса по дополнительной образовательной программе «Подготовка к школе» определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

2.1 Математические ступеньки 

Курс «Математические ступеньки» направлен на общее развитие детей, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения  математики.

Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более успешным, если в процесс работы с  математическим материалом систематически включать задания, направленные на  развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребёнка. Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи - позволяет целенаправленно и систематически  развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие  их подготовки к школе.  

В основе подготовки положен практический метод, метод моделирования.  
Цели курса: формирование начальных математических представлений и  развитие на их основе познавательных способностей.  Ведущая деятельность: игровая.  

В содержании программы объединены три основные линии:          

арифметическая, геометрическая и содержательно-логическая.  

Курс реализуется пособием  С. И. Волковой «Математические ступеньки»  

Содержание раздела «Математические ступеньки»  Признаки (свойства)  предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и  более предметов (фигур) по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой  же по длине, выше - ниже и т.д.), по форме (круглый, треугольный и т.д.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание  предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов  по заданной длине. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических  фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе.  

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на  
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре и т.д.).  

Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя.  
Дни недели. Отчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года.  
Их последовательность. Неделя, месяц, год. Определение времени по часам (по  
часовой стрелке). Простейшее сравнение времени.  

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. Счет предметов. Сравнение  групп

предметов по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел.  Сравнение чисел десятка двумя способами. Основные характеристики  последовательности чисел натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке.  Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из  плоскостных элементов. Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и вычитание чисел, смысл арифметических операций, название  и обозначение действий, знаки « + » и « -». Целое и часть. Состав чисел первого  десятка из двух слагаемых. Задача. Устное составление задач по рисункам.  Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по  схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.  Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.  Отличие многоугольника от круга. Отрезок как сторона многоугольника.  Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.  Содержательно - логические задания представлены на более сложном  
математическом материале на развитие:  

Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку» и др.)  

Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур  
из частей, преобразование одной фигуры в другую, подсчёт общего количества  
изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке, дополнение заданной  
фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);  

Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного  
арифметического и геометрического материала);  

Мышления (выделение существенных признаков объектов, выделение  закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение  простейших логических

рассуждений, сравнение объектов по разным признакам,  классификация объектов, чисел, геометрических фигур).

Планируемые результаты

Познавательные УУД: умение анализировать свойства предметов,  

сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия, называть числа от  1 до 10 в прямом и обратном порядке, сравнивать числа, используя термины  «больше», «меньше», «столько же»; проводить мыслительные операции на  несложном материале.  

Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и  исправлять ошибку по указанию взрослого.  

КоммуникативныеУУД: умение слушать педагога, задавать вопросы,  отвечать на вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и  невербальными средствами общения.  

Личностные УУД: положительное отношение к учению.  

Предметные: ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в  

пространстве Умение находить в окружающей обстановке много предметов и  один, умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов и  соотносить заданное количество предметов с цифрой. Умение выделять и  выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по  цвету, форме, размеру и другим свойствам. Умение сравнивать, опираясь на  наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.  Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник  и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умение  сравнивать предметы по длине, ширине, толщине. Определять на слух  пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число  к названному, сравнивать числа.

2.2.  Подготовка к обучению письму

Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является наличие у  него графических умений, необходимых предпосылок графических навыков.  

Графический навык - это соблюдение общественно установленных норм  выполнения графических элементов, обеспечивающих правильность и легкость  чтения текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих  эстетическим требованиям.  

Необходимость развития         графических навыков дошкольников  обусловлена наличием взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и  уровнем умственной работоспособности, между степенью         готовности  к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством  письма и успешностью всей учебной деятельности школьников.  

Таким образом, в условиях усложнения школьных программ, уменьшения  времени, отводимого на обучение детей письму, графические навыки помогут  первокласснику избежать многих проблем школьной адаптации.  

Курс «Подготовка к обучению письму» направлен на общее развитие детей,  посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения  русского языка.  

В основе подготовки положен принцип игровой деятельности, обучение  носит практический характер.  

Цели курса: развитие и совершенствование навыков работы с карандашом  и ручкой, выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на  парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании,  способствование сохранению и укреплению здоровья детей.  

Ведущая деятельность: игровая, творческая, конструирование.  Курс, реализуется пособиями Н. А. Федосовой «От слова к букве».  

Содержание раздела Подготовка к письму:

Рисование декоративных узоров разных форм, составление узоров из растительных форм, в ограниченном пространстве. Моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Лепка  разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Силуэтное вырезание.  Отрывная аппликация. Упражнения в развитии координации движений при  выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных  
элементов букв.  Конструирование - по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с  учетом пространственного расположения частей и деталей.  

Гигиенические требования - к посадке ученика, положению рук, тетради,  ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на  тетрадной странице, на рабочей строке; в развитии мелкой мускулатуры пальцев и  тонких движений руки.  

Планируемые результаты:  

Познавательные УУД: умение анализировать предметы, сравнивать  предметы, выделять их общие признаки и различия.  

Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и  исправлять ошибку по указанию взрослого.  

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы,  отвечать на вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и  невербальными средствами общения.  

Личностные УУД: положительное отношение к учению.  

Предметные: уметь обводить по контуру узоры и буквы различной  конфигурации, составлять узоры по аналогии и самостоятельно, дополнять и  
штриховать фигуры; знать и соблюдать правила; учить работать в ограниченном  
пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку вдоль строки, слева  
направо; моделировать и конструировать предметы из элементов букв.  

2.3. Развитие речи 

Важная особенность человека в современном мире - умение общаться с  другими людьми. Чем  лучше человек овладеет умением делать такое  общение  эффективным, тем успешнее, счастливее сложится его жизнь.  Общение напрямую связано с речью:  мы обращаемся к другим людям с  вопросами, отвечаем, спорим, соглашаемся, рассказываем, объясняем. Для этого  необходим не только определённый словарный запас и грамматические  конструкции, но и коммуникативно-речевые умения:  

  • умение ориентироваться в речевой ситуации,  
  • умение владеть диалогической и монологической речью,  
  • умение пользоваться речевыми этикетными формулировками.  
  • умение использовать свойства устной речи (громкость, темп,  мимика и  др.)  

Дошкольник только начинает учиться подобному речевому общению, и  задача взрослого помочь ему.  

В работе над развитием речи используем учебное пособие «Риторика для  маленьких» О. С. Сорокко,  Р. И. Никольская.  

Цель: пробудить у ребёнка желание общаться,  

  • вызвать интерес к речи,  
  • начать формирование правильного речевого поведения,  
  • навыков культурной речи,  
  • умения слушать и высказываться на близкие детям темы.  

Поэтому педагог должен организовать активную речевую деятельность  детей в ситуациях бытового, игрового, учебного характера.  Занятия проводятся в атмосфере общения взрослого с детьми и детей друг с  другом.  Процесс обучения проходит с опорой на коммуникативно - речевой опыт  ребёнка, на занятиях преобладает практическая работа:  

-упражнения в произношении,
-рассказывании,  

-слушание,  

-сочинительстве.

Содержание раздела Развитие речи

Развитие и совершенствование  лексической стороны речи.  Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях  ближайшего и дальнего окружения ребенка.  Учить пользоваться обобщающими понятиями. Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).  Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов  (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т.д.) Побуждать  использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и  образного выражения мысли.  Продолжать знакомить с многозначными словами и словами - омонимами.   Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.  

Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась - карасей и т.д.).         Упражнять  в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе,  какао, пианино, метро, кенгуру и т.д).  

Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень  прилагательную степень прилагательных (веселый - веселее, добрый - добрее и  т.д.)  

 Обучать правильно, употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять  употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).  

Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами  словообразования в русском языке.  

Упражнять детей в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов. Дать элементарные представления о значении терминов «предложение»,  «текст». Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций  предложений.  

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.  Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни  систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя  чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому

переключению с  одной артикуляционной позы на другую. Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка. Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)  

Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и  дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких  и глухих; твердых и мягких.  

Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей объяснять  их лексическое значение.  Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных  позициях (начало, середина и конец слова)  Развивать фонетический слух. Познакомить с ударением.  Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.  
Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп,  высоту, тембр, силу голоса - посредством театрализованной деятельности,  игровых заданий и упражнений.  Упражнять в качественном произношении слов.  

Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов.  Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова  на другую.  

Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая  речь)  

Диалогическая речь. Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. Упражнять  в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях. Расширять и активизировать формы речевого этикета.  

Монологическая речь. Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание  описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)  

Учить составлять план (смысловую последовательность)  собственных  высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.  
Планируемые результаты:  

Предметные:  

-уметь ориентироваться в типовых коммуникативно-речевых ситуациях  повседневного и учебного характера для того, чтобы вступить в общение с  другими людьми, участвуя в диалоге или создавая устное высказывание  монологического характера;  

-уметь слушать собеседника и задавать вопросы для выяснения непонятного  с целью запоминания, совершения практических действий;  

-в процессе речевого общения уместно пользоваться средствами  выразительности устной речи (чёткость произношения, громкость, темп, тон,  мимика);  

-использовать этикетные формулы выражения приветствия, прощания,  благодарности, просьбы, извинения;  

-слушая других или самостоятельно создавая устное высказывание, на  простейшем уровне оценивать эффективность речевого общения.  

Регулятивные УУД:  

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью  воспитателя;  

-проговаривать последовательность действий на занятии;  

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  

-учиться работать по предложенному педагогом плану.  

Средством формирования регулятивных УУД служит  проблемно диалогическая технология.  

Познавательные УУД:  

-находить ответы на вопросы на иллюстрациях;  

-делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;  
-преобразовывать информацию из одной формы в другую:

-подробно  пересказывать небольшие тексты.  

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной  грамотности (первичных навыков работы с информацией).  

Коммуникативные УУД:  

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  

-слушать и понимать речь других;

-пользоваться приёмами слушания:  

-фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  

-договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и  следовать им;  

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группа.  
Личностные УУД: положительное отношение к учению.  

2.4. Подготовка к обучению чтению 

Раздел «Подготовка к обучению чтению» направлен на общее развитие детей,  посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения  русского языка. Курс построен на идеях развивающего  обучения с практической  направленностью.          Совершенствование речи носит развивающий и  воспитывающий характер. В процессе обучения развиваются способности детей, осуществляется их социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, вырабатываются определённые черты  характера посредством формирования универсальных учебных действий. В основе подготовки, лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.  

Цели курса: совершенствование и развитие связной речи, развитие  лексической стороны речи, совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношение звуков, упражнения в дифференциации  звуков на слух, произнесение слов согласно орфоэпическим нормам  литературного языка, укрепление и развитие артикуляции, развитие внимания и  интереса к слову.  

Содержание ориентировано на решение следующих задач:  

-создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка, создания предпосылок положительной мотивации учения к школе;  

-практическая подготовка детей к обучению чтению,  

-формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.  

Ведущая деятельность: игровая, коммуникативная. Обучение носит практический характер.  Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям  

успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и  «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в  речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка,  на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и  формироваться потребность совершенствования речи.  

Курс  реализуется   пособиями  Н. А. Федосовой « От слова к букве».  

 

Содержание курса «Подготовка к  обучению чтению»  

Виды речи. Текст, предложение, слово - средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы  и цели высказывания с  помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение  устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на  слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления  предложений и текстов, состоящих из 3-4 предложений.  

Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой   структурой. Зависимость изменения значения слова от изменения состава или  порядка звуков. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в  слове).  Использование графических опор-схем для слогового анализа слов,  состоящих из 1-2 слогов.  Упражнения в составлении слов  из слогов, в дополнении слогов до слова,  подбор слов с разным количеством слогов, с ударением на разных слогах.

Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи.  

Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих).Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и  безударные слоги. Слого-звуковой анализ слов. Характеристика гласных и согласных звуков. Соотнесение слышимого и  произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую  структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова,  порядковый номер слога) заданного звука, безударных гласных. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных  кодах.  

Буквы, не обозначающие звуков: ь и ъ.  

Дополнительный материал представлен:  

а) игровыми упражнениями; способствующими произношению  изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит  корова? как кукует кукушка?), «Назови звук».  

б) играми; «Подскажи словечко»; «Угадай слово» в которых  дети учатся подбирать   слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; в  подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который ребенок должен  произнести более чётко, чем другие звуки. «Звуки поменялись местами», «Составь слово» способствующая развитию  фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река - щека, корка-норка). «Кто внимательный», закрепляет  умение различать твердые и мягкие  согласные. «Найди пару», «Повтори быстро и правильно» закрепляет  умение

интонационно произносить заданный звук.  

в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие. Детям  предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети  упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое  внимание. Заучивание стихотворений способствует развитию слуховой памяти.  

Планируемые результаты:  

Познавательные УУД: умение анализировать предметы; выделять общие  

признаки предметов и их различия; устанавливать аналогии; сравнивать и  сопоставлять; проводить классификацию; составлять целое из частей, дополнять  недостающими элементам,  

Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу и  заданному правилу; сохранять заданную цель; умение видеть свою ошибку и  исправлять её; осуществлять контроль своей деятельности; умение адекватно  реагировать на оценку  взрослых и сверстников.  

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы,  отвечать на вопросы педагога, сверстников;  умение строить речевые  высказывания в устной форме; овладение вербальными и невербальными  средствами общения.  

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к сверстникам;  мотивация к дельнейшему обучению;  положительная самооценка.  

Предметные: различать на слух и в произношении все звуки родного  языка;

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и  глухие согласные звуки;  

-правильно называть звуки, классифицировать их по месту нахождения в  слове, соотносить звуки с буквами;  

-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим  значком;  

-знать буквы русского алфавита;  

-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»;  

-писать слова, предложения условными обозначениями;  

 

III. Организационный раздел

3. Планирование образовательной деятельности

Подготовка детей к школе начинается с 1 сентября  и длится до 31 августа на  базе  МАДОУ Детского сада №56 «Северяночка». Занятия проводятся с подгруппой детей в количестве 10 человек два раза в  неделю по 4 курсам. Продолжительность занятий 30 минут с перерывами на физ. минутки, пальчиковую, артикуляционную и др. гимнастики.

Всего занятий в год 96. Занятия с детьми, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Занятия проводятся во второй половине дня.

1 подгруппа: с 15-30 до 16-00

2 подгруппа: с 16-10 до 16-40

                                                  Учебный план

№ п/п

Название курса  

 Кол-во занятий в  год  

1

Математические ступеньки  

24  

2

Подготовка к обучению письму  

24  

3

Развитие речи  

24  

4

Подготовка к обучению чтению  

24  

5

 Итого:  

96  

3.1. Примерное содержание образовательного процесса

1-блок

упражнения на формирование элементарных математических и  графических навыков, экспериментирование, моделирование

2-блок

развитие связной речи занимательные фонематические упражнения

3- блок

формирование общей и мелкой моторики, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Прямой и обратный  счёт предметов. Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”.

Письмо печатных букв, слогов, слов, предложений. Элементов письменных букв.

Рисование, письмо обеими руками одновременно (по лексическим темам, темам занятия)

«Зеркальное рисование»

Число и цифра. Письмо цифр в прописях. Числовая лесенка. Состав чисел от 2 до 10 в разных вариантах. Знаки «+», «-», « = ».

Фонетический разбор слов (гласные, согласные твёрдые, мягкие).

Звука-слоговой анализ, фонетический анализ.

Упражнения для мозжечковой стимуляции на тренажёре «балансир»

Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа» и так далее.

Употребление предлогов и союзов (в, на, под, за, перед, у, около и др.)

Упражнение «Разноцветный текст», «Алфавит», «Счёт».

Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”, “вниз”, “вверх” и движение по клеточкам

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Определение количества слов и слогов на слух.

Упражнения для общей моторики во время физ. минуток.

Разбор условий задачи, практическое сопоставление, игра, решение, запись решения. Проведение опытов (соль, вулкан)

Словообразование, словоизменение (окончания, суффиксы). Обогащение словаря.

Дыхательные упражнения для активизации работы стволовых отделов мозга. Быстрая, медленная речь, паузация. Развитие эмоций, чувств сопереживания, радости.

Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. На сколько больше. Знаки

«больше», «меньше»,

«равно». Сопоставление количества разных предметов по количеству и весу.

Составлять описательные рассказы по алгоритму. Читать текст, отвечать на вопросы по тексту

Глазодвигательные упражнения для развития мозолистого тела и формирования вектора сканирования пространства

Длиннее, короче, выше - ниже, толще - тоньше. Сравнение предметов.

Составление предложений из деформированной фразы

Упражнения для развития мелкой моторики: работа с мелкими предметами, массажёрами, тренажёрами су-джок.

Изучение и сравнение геометрических фигур объёмных и плоскостных. Сравнение. Нахождение фигур в предметах окружающей действительности.

Заучивание стихов, пословиц, поговорки, чистоговорок на слух и по мнемотаблицам.

Ассоциативные цепочки

Фонетическая ритмика с произношением кратко, протяжно, громко, тихо, с восклицательной, вопросительной интонацией. Чтение/пение стихов, песенок.

Изучение понятия «время», «часы», «минуты», «секунды». Соотношение с режимом дня.

Игра «Скажи по другому» Перефразирование словосочетаний и предложений по смыслу другими словами.

Дыхательные упражнения с движением, координационными позами.

Знакомство с понятиями «алгоритм», «план», «аналогии», «ассоциации», «опыт».

Игра «доскажи словечко» в прозе и в стихах. Загадки-описания, сравнительно-описательные рассказы.  

Развитие слухового внимания (речевые и неречевые звучания), музыкально-ритмические упражнения с музыкальными игрушками

Учебно - тематический план «Математические ступеньки»

№п/п

Тема  

Кол-во занятий  

1.

 Вводное занятие  

1

2.

 Пространственные и временные  представления.

          2

3.

 Подготовка к изучению числа  

1

4.

 Числа от 1 до 10 и наоборот

3

5.

 Знаки «+», «-»,  «=», «>»,  «<» 

3

6.

 Сложение и вычитание  чисел.

 Решение  математических задач

12

7.

 Закрепление.  

1

8.

 Итоговое открытое занятие.

1

 

Всего:  

24

Учебно - тематический план «Подготовка к обучению письму»

№п/п

Тема  

   Кол-во занятий  

1.

  Вводное занятие  

1

2.

   Письмо в ограниченном пространстве (в  тетради)  

             12

3.

   Конструирование  

2

4.

   Лепка

2

5.

   Аппликация.  

3

6.

   Моделирование.  

2

7.

   Закрепление.  

1

8.

   Итоговое открытое занятие.

1

 

Всего:  

24

Учебно - тематический план «Развитие речи»

№п/п

Тема  

Кол-во занятий  

1.

  Вводное занятие  

1

2.

  Развитие и совершенствование лексической  стороны речи

             6

3.

  Формирование грамматического строя речи.  

5

4.

  Развитие и совершенствование         звуковой  культуры речи.  

5

5.

  Развитие связной речи детей  (диалогическая речь  и монологическая речь)  

5

6.

   Закрепление.  

1

8.

   Итоговое открытое занятие.

1

 

Всего:  

24

Учебно- тематический план «Подготовка к обучению чтению»

№п/п

Тема  

Кол-во занятий  

1.

  Вводное занятие  

1

2.

  Виды речи. Предложение, слово, слог, звук, ударение.  

             4

3.

  Гласные звуки и буквы.  

3

4.

  Согласные звонкие.  

3

5.

  Парные согласные по звонкости-глухости.  

4

6.

  Согласные глухие.  

4

7.

  Буквы, обозначающие мягкость и  

  твёрдость предшествующих  согласных звуков.   

              3

8.

  Закрепление.  

1

9.

  Итоговое открытое занятие.

1

 

Всего:  

24

3.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

Комплекты для обучения счёту, решению примеров и задач.

Наборы геометрических фигур

Наборы сюжетных (предметных) картинок.

Мнемотаблицы, каты, индивидуальные карточки.

2. Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

3. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Слайды, презентации соответствующие тематике программы.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит», «Танграм») и др.

Счётные материалы

5. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

IV. Список методической литературы

-Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А.

Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.:  Просвещение, 2012.

-Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие  для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.  А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.

-Волкова С. И.  Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. –  3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность)

-Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности.  Методические рекомендации  - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 176 с.  

-Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей6-7 лет. Учебно-
методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.  

-Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.1 / Н.  А. Федосова.  3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.  (Преемственность). – 95 с.  

-Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.2 / Н.  А. Федосова. 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.  (Преемственность).  

-Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве.– Гном и Д, 2013 – 32с.  

-Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму.Тетрадь  2.Мои первые буквы.  Гном и Д,2013 – 32 с.  

-Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. –  Эксмо,2014.  

-Удзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург.– Литур,  2006  -128 с.

-Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-  Пресс, 2006.  

-Волина В.В. Праздник букваря. – Аст-Пресс, 1996. – 384 с.  

-Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с.

-Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998.

-Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до 7 лет. – СПб., 2000.

-Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.

-Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. – М., 2000.

-Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И.Н.Чеплашкина, Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой. – СПб., 1999.

-Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.

-Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.

-Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки занятий по развитию познавательных способностей для детей младшего дошкольного возраста

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Их формирование, е...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...

Занятие по развитию познавательных способностей для детей подготовительных к школе групп «Мы будущие первоклассники»

Занятие предназначено для детей подготовителҗных к школе групп по подготовке к школе. Упраңнение на развитие мелкой моторики рук, вообраңение, внимания, ассоөиативных связей....

Интегрированное занятие по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Животные жарких стран»

Интегрированное занятие  по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Животные жарких стран» Цель: Развитие познавательных способностей.Задачи:Раз...

Конспекты занятий по развитию познавательных способностей для детей 6-7 лет.

Конспекты занятий по развитиюпознавательных  способностей для детей 6-7 лет. Занятия № 1Цель занятия: 1. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.2. Развитие слухового и зрительного восп...

4. Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей

Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей...

«Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей: «ПДД» (ПАК Кубик)

Программа направлена не только на обучение дошкольников Правилам дорожного движения, но и на развитие личности: интеллектуальное, речевое, на формирование нравственных....