Педагогический опыт работы для педагогов
методическая разработка

Серяева Виктория Викторовна

Педагогический опыт работы «Возможности использования ИКТ в современном дошкольном образовании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_s_pedagogami.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

                       

Педагогический опыт работы

«Возможности использования ИКТ в современном дошкольном образовании».

Подготовила:

Воспитатель МДОАУ№6

 Серяева В.В.

Оренбург 2021г.

ТЕМА ОПЫТА:

Использование ИКТ   в образовательном процессе в ДОУ

ИДЕЯ ОПЫТА

Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.

Структура описания обобщенного педагогического опыта

 I.    Сведения об авторе опыта

II.    Условие возникновения, становления опыта

III.   Теоретическая база опыта

IV .  Актуальность и перспективность опыта

V.    Новизна опыта

VI.   Адресность опыта

VII.  Трудоемкость опыта

VIII. Технология опыта

IX.   Результативность

Список литературы

Приложение

1. Сведения об авторе опыта

 Ф.И.О. Серяева Виктория Викторовна

Место работы – МДОАУ №6

Должность: воспитатель

Педагогический стаж –6 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 6 лет.

Квалификация: первая квалификационная категория

II.  Условия возникновения, становления опыта

      В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В должностных требованиях к  воспитателю  одним из условий соответствия квалификационным характеристикам является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного       образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

        Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

  • Преобразование предметно-развивающей среды;
  • Расширение возможности познания окружающего мира;
  • Использование новой наглядности.

      В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

      Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

  • Средство подготовки различных материалов - создание презентаций  демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
  • Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.    

       С 2015 года я начала  использовать  ИКТ в своей педагогической деятельности: слайды на занятиях, презентации. Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

III.   Теоретическая база опыта

     В основу педагогической деятельности легли данные исследований ведущие ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.).  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

      Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

     Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).    

      Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

IV.  Актуальность и перспективность опыта

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические, трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возроста.
     Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Даже трехлетний ребенок  проходит все уровни в компьютерной игре, сражаясь с диковинными существами, а  счастливые родители умиляются, как их чадо ловко это делает. Но почему же ребенок не может решить простейшую логическую задачку, сочинить свою сказку? Что происходит с детьми? Неужели изменились интеллектуальные и психические способности детей?  Вопросов много и все они сводятся к одному- использование ИКТ в работе с детьми. Нужно ли это детям?  Конечно нужно, но делать это необходимо осторожно и правильно. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

     Компьютер способен воспроизводить информацию одновременно в виде графического изображения, звука, речи, текста, видео, запоминать, считать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, что позволяет создавать новые средства деятельности, которые отличаются от обычных игр и игрушек.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

      В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления тем более в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизировать мыслительные процессы. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Одним из эффективных средств обучения на современном этапе является использование мультимедиа-комплексов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

      Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

     Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Цель и задачи Проекта  

«Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»

Цель:

     Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Формирование ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес детей, мыслительные процессы.
  • Интегрировать и внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения детей.
  • Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейшие технические умения.
  • Обеспечить достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной в дальнейшем учебы в школе.
  • Применять ИКТ для выявления и поддержки одаренных детей.
  • Создать банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

 Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

IVНовизна опыта

      Использование информационно-коммуникативных технологий в психолого-педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

     В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности.

  • Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику.  Занятия с детьми должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
  • В работе с родителями ИКТ теперь просто не заменимы. На все вопросы родителей можно отвечать при помощи виртуальных  путешествий по детскому саду; индивидуальных  презентаций «Наши будни», «Наши праздники» и т.д.; фото- и видеоотчетов о насыщенной жизни группы и ДОУ ,консультаций, рекомендаций, памяток.

Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду» предполагает:

1. Создание:

  • учебно  -  методических пособий на флэшках ( игры, проекты, презентации,  материалы тематических мероприятий);
  • условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции  образовательного процесса;
  •  медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
  • "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

2. Использование  Интеренет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

  • дополнительная  информация, которой нет в книгах;
  • красочно  иллюстрированный   материал, как статический, так и динамический(анимации, видеоматериалы, клипы);
  • сетевые электронные ресурсы – это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.

 Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.

VI.    Адресность опыта

    Опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый  яркий материал для использования на занятиях, применим к любой общеобразовательной программе.  Презентации, тесты, клипы, электронные детские портфолио могут использовать и родители.

VII.  Трудоемкость опыта

     При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Эта работа, конечно трудоемка, интересна и без проблем выполнима, если есть хорошая материально – техническая  база. И в нашем детском саду на данный момент мы используем только телевизор, фотоаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, и немногие педагоги на занятия приносят свои личные ноутбуки.

      .Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

  • Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
  • Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов..
  • Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.
  • Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

     Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

     Вот основные формы использования ИКТ в моей работе:

  • Подбор яркого качественного материала к занятиям, оформление группы, родительских уголков;
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • Оформление групповой документации;
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, клипов в программе
  • Обмен опытом на сайтах, наработками других педагогов;
  • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
  • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
  • Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • Обсуждаю педагогические темы с коллегами, консультируюсь со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах;
  • Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

        Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

VIII. Технология  опыта

      Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

      По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера или телевизора в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
  4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  7. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы.
  8. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
  9. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
  10. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  11. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени.

      Компьютер способен воспроизводить информацию одновременно в виде графического изображения, звука, речи, текста, видео, запоминать, считать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, что позволяет создавать новые средства деятельности, которые отличаются от обычных игр и игрушек.

      Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

       Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»- долгосрочный, ориентированный на детей в возрасте 3-7 лет. Сущность его заключается в использовании мультимедиа в воспитательно - образовательной   деятельности   с целью повышения интеллектуального развития детей.

 Принципы работы:

  • принцип динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
  • принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
  • принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
  • принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).

     Методической основой проекта является применение новых информационных технологий в детском саду, в результате чего ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания. Инновационный проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»  представляет собой систему занятий и совместной деятельности с дошкольниками  по развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: мультимедиа - презентаций, компьютерных игр и  тестов.

   Благодаря использованию ИКТ, создана «копилка» мультимедийных разработок, презентаций.

IX . Результативность опыта

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную сферу.
  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.

Формировать у родителей

  • Педагогическую грамотность.
  • Интерес к педагогическому общению с воспитателем.
  • Интерес к жизни ДОУ.
  • Мотивацию к участию в жизни группы и ДОУ.

Стимулирует у педагога

  • Профессиональный рост.
  • Интеллектуальный потенциал.
  • Творческую активность.
  • Инновационную деятельность.

      Я  считаю, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно достичь определенных результатов в развитии детей .

     В результате  работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.

     Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами  детского сада в воспитании и обучении детей.

       Я оказывала и оказываю помощь педагогам  ДОУ в освоении ИКТ, делюсь презентациями к ОД. Для реализации проекта создана материально – техническая база – приобретены методические пособия .

       Положительную динамику влияния ИКТ на детей, родителей и педагогов мне помогли отследить анкетирование, мониторинг детского развития и уровня освоения образовательных областей.

X.  Список литературы

  1. Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. //Начальная школа, 2003, № 3.
  2. Байгушева К.М. Компьютерный урок по математике. //Начальная школа, 2003, № 8.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. // М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – С. 128.
  4. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Детский сад и семья, 2002, № 5.
  5. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколёнок + компьютер. //Волгоград: Учитель. 2011г – 179с.
  6. Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением. //Информатика и образование, 2000, № 10.
  7. Минькович Т.В. Информатика в играх и задачах. Логомиры, творчество. //Информатика и образование, 2000, № 10.
  8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. //Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
  9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе.// Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  10. Привалова С.М. Информатика в начальных классах. //Начальная школа, 2003, № 3.
  11. Сагимбекова П. Пути реализации дошкольного воспитания при подготовке детей к обучению математике. //Начальная школа, 2003, № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».

Педагогический опыт работыТема:  «Организация работы по  основам  безопасности  жизни и здоровья  детей ».   Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа

       На современном этапе задача всех образовательных организаций  не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с в...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....

Опыт работы Клуба педагогов раннего развития "Педагогический альманах"

В презентации отражается цель , форма и план работы  Клуба . Представленный педагогами опыт своей педагогической деятельности....