Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ
учебно-методический материал

Марченко Галина Николаевна

Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -практикум

 «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми»

Воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 110»

Марченко Галина Николаевна

Цель: Развитие и коррекция профессиональных компетенций педагога направленных на сотрудничество при организации совместной деятельности с детьми;

Задачи:

1. Ознакомить педагогов с технологией сотрудничества;

2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств, для налаживания сотрудничества между дошкольниками.

3. Способствовать развитию рефлексии после совместной деятельности.

Ход мероприятия:

Организационный этап:

Педагогам предлагается выйти в центр зала и встать в круг. Сделать шаг вперед в соответствии с фразой, которая подходит именно вам:

- шаг вперед, кто любит петь;

- шаг вперед, кто любит танцевать;

- шаг вперед, кто умеет вязать;

- шаг вперед, кто умеет вкусно стряпать;

- шаг вперед, у кого есть дочь (сын);

- шаг вперед, кто любит кофе.

Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы, с которыми мы можем сотрудничать и заниматься совместной деятельностью.

Теоретический этап:

Уважаемые коллеги, тема семинара «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности». Как вы понимаете, что такое технология сотрудничества? (педагоги высказывают свои предположения)

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В ФГОС ДО указано, что в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развития умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проблема развития отношений сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях многих педагогов и психологов,  как Ш. А Амонашвили, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Л. С. Выгодский. Они рассматривают условия развития сотрудничества у старших дошкольников, однако процесс развития сотрудничества возможен уже в раннем возрасте под чутким руководством взрослых

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии как их часть. 

Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют практиков на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности.

Использование технологии сотрудничества в совместной деятельности является способом обучения, когда ребенок учиться взаимодействовать в парах или подгруппах. Данная технология позволяет более эффективно решать такие образовательные задачи, как развитие у дошкольников умений объединяться для совместной игры, согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу.

Как вы считаете, перекликается ли совместная деятельность с технологией сотрудничества?

Совместная деятельность - одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада.  Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

Технология сотрудничества осуществляется в:

- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок»;

- совместных играх;                                                                              

- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;

- творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);

- индивидуально-подгрупповой работе.

Более подробно можно ознакомиться с технологией сотрудничества в методических рекомендациях (см. приложение), а сейчас приглашаю вас к практическим действиям.

Практический этап:

Первое задание. Педагогам предлагается создать 3 команды. На спинки стульев, прикреплена  часть картинки. Ваша задача взять свою часть и найти 5 товарищей с частями той же картинки, чтобы получился полноценный сюжет (на картинках изображена деятельность детей).

Как только картинки будут собраны, командам педагогов предлагается сесть каждой за свой стол. А теперь задание. Внимательно посмотреть на картинку которую вы собрали. Определить вид детской деятельности, поставить цель, распределить деятельность детей, спланировать ваши действия в руководстве данной совместной деятельности с детьми.

Команды педагогов поочередно представляют свой материал.

Второе задание. Из предложенного материала (самоклеющаяся, цветная и белая бумага А4, клей, ножницы, фломастеры, картон) создать плакат или картину по следующим темам:

1 команда «С новым годом!»

2 команда «С 8 марта!»

3 команда «С 23 февраля!»

Цель: Показать, как важно уметь просить, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации. Применить технологию сотрудничества при выполнении задания.

По окончанию педагоги делятся своими высказываниями, о выполненном задании.

Как вы успели отметить, уважаемые педагоги, что для успешной реализации этой цели способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения. Вот пример одного такого упражнения, которое называется «Волшебный ковёр-самолёт» (организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений)

Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель-схема с расположенными геометрическими фигурами. Ковёр-самолёт взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме. Детям предлагается следующее:

1 ребёнок определяет, какие и сколько фигур необходимо для составления ковра.

2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур.     

3-й ребёнок располагает их на большом листе.

Затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания.

Подобные дидактические упражнения с карточками, схемами можно предлагать детям и в других   видах организованной образовательной деятельности.  

На подготовительном этапе целесообразно организовывать с детьми игры, способствующие развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. Примерные варианты игр представлены в картотеке.

Картотека игр «Учимся сотрудничать»

для старшего дошкольного возраста

Название и цель игры

Ход игры

1

«Перестройка»

Цель: развивать умение действовать сообща

Дети встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, потом треугольник и т.д.

2

«Голоса животных»

Цель: развивать умение слышать партнера

Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-то животного. Затем они расходятся в разные стороны помещения. Задача игроков – найти партнера по голосу выбранного животного.

3

«Заколдованная тропинка»

Цель: развивать умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам, способствовать сплочению группы

Один из детей (ведущий) показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто собьется с пути, превращается в заколдованное дерево». Задача команды – спасти его, «расколдовать». Для этого необходимо сказать ему слова поддержки.

4

«Составь слово»

Цель: развивать способность к согласованному взаимодействию

Дети делятся на пары. На столах разложены буквы. Дети должны договориться, какие слова они выложат. Один ребенок готовит буквы, а другой выкладывает из них слова.

5

«Составь сказку»

Цель: развивать умение взаимодействовать при составлении сказки

Дети составляют сказку (рассказ) по готовой сюжетной картинке. Каждый ребенок говорит одно предложение. Сказка (рассказ) составляется по цепочке. Воспитатель записывает и читает, что получилось.

6

Упражнение «Раскрась правильно»

Цель: развивать умение договариваться

Дети работают в парах. Необходимо раскрасить рисунок по образцу, выполняя инструкцию партнера (между детьми ставят ширму) Один ребенок берет образец и дает команду второму, что и как надо раскрасить. После выполнения задания сверяют  результат с образцом.

Третье задание направлено на развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, которые имеют особую структуру.

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить, кто прав, через реальные действия: «Вот попробуем выполнить и увидим, кто из нас был прав».

2. Второй структурный элемент организованной образовательной деятельности – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания. Воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или самостоятельно на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а также форм контроля и оценки.

Учитывая эти особенности, структура деятельности представлена в технологической карте:

Используя предложенную технологическую карту, каждой команде педагогов предлагается составить конспект совместной деятельности на любую тему.

Технологическая карта по использованию

технологии сотрудничества

Этапы

Действия педагога

Действия детей

1

Создание проблемной ситуации

Организует активизирующее общение или дискуссию о том, как решить проблему

Формулирует проблему (с помощью педагога), включаются в поиск решения проблемы

2

Выбор формы организации деятельности: учет трех моделей сотрудничества (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей)

Организует обсуждение «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Выбирают способ организации для успешного решения: объединяются в пары, тройки, микрогруппы.

3

Формулировка цели

Помогает сформулировать цель: что хотим?

Осознают и формулируют общую цель.

4

Планирование действий: учет трех моделей сотрудничества (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей)

Помогает спланировать действия: «Что надо сделать? Как будем делать?

Планируют процесс достижения цели; используют элементы символизации для выражения своих действий.

5

Распределение ролей (обязанностей)

Помогает распределить роли (функции), используя разные способы (сучетом желания, возможностей партнера или другим образом)

Распределяют роли (функции) между собой.

6

Деятельность по реализации плана

Сотрудничает с детьми

Выполняют свои роли (функции). Достигают результата.

7

Оценка, контроль действий и полученного результата

Помогает осуществить оценку полученного результата: «Что получилось? Что для этого сделали? Что сделано хорошо? Недостаточно хорошо?»

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль  и взаимооценку по результатам деятельности.

Команды готовятся и представляют результаты своих технологических карт, совместно обсуждают, высказывают свои мнения, дополняют друг друга.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, семинар-практикум  подошел к завершению. А сейчас я попрошу вас, выполнить ряд моих указаний, если вам:

- очень понравилось, получили много интересной информации - руки вверх,

- семинар-практикум обычный, не было никакой полезной информации - голова вниз

- не интересный, не было никакой полезной информации - закрыть лицо руками

Вывод: т.о., технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал в совместной деятельности. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения.

Спасибо за участие!

Приложение

Методические рекомендации использования технологии сотрудничества в организации совместной деятельности

Цель использования: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

· формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;

· развивать способность к использованию элементов символизации

для выражения своих действий;

· развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

• увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;

• определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;

• общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;

• уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности.

Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап. 

Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержании желания и интереса в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;

- проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;

- ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;

демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;

- непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап.

Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.

Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой, открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

3 этап. 

Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Результат использования.

-Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.

-Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.

-  Положительная динамика результатов усвоения программного материала.

-Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности с детьми старшей подготовительной группы на тему: «Букет для мамы» с использованием образовательных технологий:

Задачи:·  закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – рисование губкой;·  формировать композиционные навыки;·  развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четки...

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в реш...

Методы и приёмы в процессе организации совместной деятельности с детьми и педагогом

Методы и приёмы в процессе организации совместной деятельности с детьми и педагогом...

«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истин...