«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.
Задачи: повысить уровень мастерства педагогов по структуре исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Содержание:
1. Определение темы.
2. Актуальность выбранной темы.
3. Раскрытие темы.
3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.
4.Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.
5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.
6. Выводы.
7. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности (т.е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.
Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.
Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких мы узнаем в ходе практической работы.
Практический этап
А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.
Организация деятельности творческих групп.
Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.
1 стол – «Учимся задавать вопросы»
На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).
Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.
Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т.п.
2 стол – «Учимся выдвигать гипотезы»
На столе лежит конструктор «Макформерс» либо кинетический песок. Также педагогам предложен Словарь гипотез (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.)
Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»
3 стол – «Учимся видеть проблемы»
На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.
Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.
4 стол – «Учимся делать умозаключения или Сделай выбор!»
Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!
Задача педагогов сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить какая картинка является самой предпочитаемой.
5 задание выполняют члены жюри.
Их единственный метод – наблюдение. Их задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности. Записать выделенные качества в таблицу.
Итогом практической работы становится вычленение основных задач при организации исследовательской деятельности с детьми на этапе обучения детей методу исследований предметов и явлений.
В завершении хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новый ФГОС – новые возможности»
Мастер-класс проводится в форме деловой игры «Мировое кафе». Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться.
Участники делятся на три группы и в ходе работы находят ответы на самое актуальные вопросы в свете ФГОС ДО.
Ход игры
– Уважаемые коллеги, так как уже не раз было отмечено, что ведущим видом детской деятельности является игра, мы предлагаем вам поиграть в деловую игру «Мировое кафе». Правила игры Вам будут объявлены чуть позже, а сейчас нам необходимо определить участников игры.
Старший воспитатель предлагает каждому участнику один билет с вопросом. Дается несколько секунд на подготовку. Вопросы задаются по порядку, ответившему выдается цветная карточка. (Всего три цвета – три стола обозначены различным цветом). Педагоги рассаживаются в соответствии с цветом полученной карточки.
ВОПРОСЫ:
1. Когда принят ФГОС ДО? (17. 10. 2013 № 1155). В каком году он вступил в силу? (1 января 2015).
2. Каков объем времени реализации части программа формирующуюся участниками образовательного учреждения? (Не более 40%).
3. Назовите направления развития ребенка? (Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое).
4. В какой из образовательных областей решается задача развития игровой деятельности детей? («Социально-коммуникативное»).
5. В какой из ОО решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи? («Речевое развитие»).
6. Какие разделы включает ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста? («Познавательное развитие»).
7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками? (Социально-коммуникативное развитие).
8. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
10. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
– Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделилились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола.
Обратите внимание на правила работы кафе:
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне»
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
– Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.
На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы бумаги, разного цвета и разного размера), и мы предлагаем Вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе, т.е. ровно через 20 минут, мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.
У каждого стола разные вопросы для обсуждения:
Какие результаты от внедрения ФГОС ДО Вы ожидаете?
Назовите три принципиально новых признака ФГОС ДО.
Сформулируйте три значимые проблемы, которые, по Вашему мнению, препятствуют внедрению ФГОС ДО.
Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола, но кроме этого, вам необходимо будет выполнять определенные задания. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-7 минут для работы за одним столом.
А сейчас мы начинаем нашу деятельность. Все мы понимаем, что образовательная среда ДОУ – многокомпонентная модель. На первом месте в перечне стоит РППС.
1 задание
Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Задание для зрителей.
– В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Перед вами целевые ориентиры ФГОС ДО. Разделитесь на подгруппы, Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.
2 задание
Каждая команда выбирает карточку с определенной темой недели (приложение 3), за 5 минут нужно создать модель образовательной среды по теме данной недели (не зависимо от возраста):
1 группа – развивающая среда
2 группа – совместная деятельность
3 группа – взаимодействие с семьей и социальными партнерами.
3 задание
– Вам необходимо продолжить фразу «Современный педагог, какой он?», и ответить на вопрос «Какие личностные качества необходимы педагогу для успешного овладения ФГОС?» Перечислите профессионально важные качества, необходимые современному педагогу в области дошкольного образования.
Команды озвучивают свои ответы.
Вывод: Примените эти качества для себя. Может быть, у каждого они будут на разном уровне. Но если все эти качества вам присущи, то значит, ВЫ уже современный воспитатель.
– А сейчас мы приглашаем тех педагогов, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные в начале игры вопросы.
«Хозяева столов» формулируют ответы на поставленные в начале вопросы, происходит совместное обсуждение выводов.
Приложение 3
Один дома (безопасность)
Моя семья, мой дом
Весна, весна на улице
Приложение 4
Целевые ориентиры ФГОС ДО:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
В помощь педагогам при затруднениях:
Какие результаты от введения ФГОС ДО Вы ожидаете?
улучшение качества образования;
реализация на практике возможностей индивидуального подхода;
творческий и продуктивный характер деятельности педагога;
создание условий для профессионального саморазвития педагога;
развитие дошкольного образования в России.
Три принципиально новых признака ФГОС ДО:
усиление роли индивидуализации ребенка;
учет этнокультурных особенностей в едином образовательном пространстве;
более широкие возрастные рамки (от 2 мес. До 8 лет);
новый тип структурирования содержания по образовательным областям (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие);
возросшая роль родителей как субъекта образования.
Три значимые проблемы препятствующие введению ФГОС ДО:
недостаточность методического и материального обеспечения;
большая наполняемость групп:
недостаточная квалифицированность педагогов:
пассивность и неготовность родителей к сотрудничеству.
Воспитатель XXI века. Какой он? Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессионал. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обаятельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, манеру поведения, позу.
Не надо забывать, что воспитатель XXI века - это ещё и творческий человек. Имея педагогическое образование и повышая свой профессиональный уровень, владея новыми технологиями и разнообразием программ, воспитатель XXI века планирует и разрабатывает интересные интегрированные занятия, досуги, развлечения, вносит игровые и сюрпризные моменты, участвует совместно с родителями в проектной и исследовательской деятельности.
Воспитатель XXI века на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе с детьми, повышать компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов и т.д.. Воспитатель XXI века широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных досугов и развлечений с родителями, коллегами.
Мастер класс для педагогов на тему:
«Организация НОД по художественно-
эстетическому развитию
(изобразительная деятельность)».
Цели:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности.
2.Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
3. познакомить педагогов с различными техниками рисования.
План: 1.Основы организации по НОД по ИЗО (рисованию).
2. Обсуждение вопросов по организации НОД.
3. Использование нетрадиционной техники рисования.
4. Рефлексия «Полезное, что я узнала…»
Содержание мастер - класса
1.Основы организации по НОД по ИЗО .
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста.
Подготовка занятия.
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.
Это особенно важно, когда для занятий приходится переставлять столы ближе к свету или при посадке четверых детей за шестиместный стол ставить дополнительные столы. Поэтому, принимая группу, воспитатель сразу должен продумать расстановку столов для занятия, испробовать несколько вариантов и остановиться на лучшем. Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается лишь для детей с ослабленным зрением - их сажают за передние столы, невзирая на рост.
Следует определить место для мольберта, на котором проводится показ, крепится натура и т. д. Свет на него должен падать слева или справа, чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в 2 ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии примерно 2 м от передних столов. Если же столы двухместные и стоят в 3 ряда, то мольберт лучше поставить по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее 2, 5 м
Подготовка материала.
К подготовке материала относится следующее:
- Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами и для аппликации.
При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской и т.д.
- Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры.
- Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой.
- Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом).
- Подготовка материала. для демонстрации во время объяснения воспитателя.
К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего.
Слова, с которыми воспитатель обратится к детям, должны быть просты и точны. Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые, направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть и т. д.
Организация занятий
В организации занятий большую роль играет четкая последовательность этапов работы и распределение обязанностей между воспитателем, няней и детьми.
Организация процесса занятия
Процесс занятия делится на 3 части:
вступительная часть — организационный момент, беседа с детьми - правильно – подобранная мотивация, привлечение детей к деятельности, организация коллектива, имеющего одну цель, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия, создание интереса и эмоционального настроя. Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям, должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать, вырезывать или лепить.
2) содержательная часть - объяснение, показ, руководство процессом выполнения работы - беседа с детьми, рассматривание, обследование, анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста.
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы - дети отвечают. Плохо, когда воспитатель все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания. В ходе беседы полезно вызвать 1—2 детей к мольберту и предложить жестом показать то, о чем говорилось.
В соответствии с возрастными особенностями проводится частичный показ (старший возраст) или полный (младший возраст). Можно привлечь детей к показу выполнения уже знакомых элементов.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Воспитатель возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно вылепить, вырезать, наклеить, нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения. Можно провести пальчиковую гимнастику для подготовки руки к деятельности.
Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних детей работа спорится и протекает ровно, у других тотчас после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Таких сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.
С учетом утомляемости и активности детей можно использовать динамическую паузу.
После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно. Чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.
Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того. Чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя. То он должен поднять руку подождать, пока воспитатель подойдет к нему.
Перед окончанием работы в соответствии с возрастными особенностями делается предупреждение о том, что надо заканчивать ( младший возраст), «до окончания осталось пять минут и вы успеете закончить свою работу» (старший дошкольный возраст) – подготовка детей к школе ( ознакомление с временными рамками выполнения работы)
3) заключительная часть — рефлексия, просмотр и оценка детских работ.
Сначала проводится эмоциональная мотивация окончания работы ( похвала..) , можно с использованием музыкальной паузы, использованием стихотворных форм. постепенно переходя на индивидуальный анализ детских работ.
Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".
При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.) .
В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. И дает возможность детям самим определить, где в дальнейшем можно будет использовать свои работы (самостоятельная деятельность).
2. Предложить педагогам обсудить следующие вопросы.
- Сколько видов рисований, и как они называются?
- Чем отличается организационный момент в младшей группе от подготовительной?
- Какая продолжительность НОД во второй младшей группе?
- Сколько частей НОД, и как они называются?
3. Демонстрация использования нетрадиционных техник рисования с привлечением воспитателей к совместной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
1. Рисование штампами.
В качестве одного из способов рисования я предлагаю использовать пробки от бутылок. Несколько пробок из пробкового дерева можно найти в каждом доме. Вот эти пробки мы будем использовать в качестве штампов
Суть метода рисования штампами в том, чтоб наносить краску на поверхность любой формы (штампа, прикладывать штамп красочным слоем к листу бумаги и придавливать, с целью получить цветной оттиск. Можно наносить на штамп несколько красок и получать разноцветные изображения. Так можно получать в любом количестве одинаковые оттиски и создавать уникальные изображения. Штампы позволяют многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «платки» «осенние грядки», пейзажные картинки и др.
Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь, ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.
2. Рисование ватными палочками.
Еще один из интересных для ребенка инструментов для рисования может стать ватная палочка, которая позволяет создавать точечные рисунки, похожие на древние фрески. Карандашом мы создадим контуры будущего рисунка. Постарайтесь сделать так, чтобы рисунок получился крупным. Это может быть контур бабочки или какого-нибудь легко узнаваемого предмета. Затем мы берем ватную палочку, окунаем ее кончик в краску и точками обрисовываем контур предмета. Не делайте всю работу сами, а лишь покажите направление действий. Ребенок сам должен закончить контур рисунка, а затем перейти к рисованию такой же техникой.
Точечками можно рисовать все, что пожелаете – стрекозу, рыбу, бабочку, змею, дерево, яблоко и др. Когда ребенок чуть подрастет, контурную заготовку можно будет не делать. Мелкие предметы он сможет самостоятельно рисовать без макета. Работу можно усложнить, добавив блеска с помощью блесток. На сырую краску они ложатся легко, а после высыхания не осыпаются.
После того, как рисунок палочками будет готов, обязательно обсудите с малышом получившуюся картинку.
3. Рисование пальчиками и ладошками.
Рисование пальчиками и ладошками очень нравится детям. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.
- Рисование ладошками.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы. Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.
- Рисование пальчиками
Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Монотипия предметная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
5. Набрызг
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
6. Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кисть.
Предложить педагогам просмотреть мультимедийную презентацию « Интегрированное занятие по художественно – эстетическому развитию с использованием различных техник рисования» - обсуждение просмотренного.
Предложить педагогам для рассмотрения и использования в соей деятельности:
- авторские буклеты «Методы и приемы организации самостоятельной деятельности детей с использованием различных техник рисований».
4. Рефлексия «Полезное, что я узнала…» дать возможность педагогам оценить свои профессиональные знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующие их легкой адаптации
Консультация для воспитателей...

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Дидактические пособия в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
Дидактические пособия помогают в решении задач разных образовательных областей, реализующих принципы развивающего обучения и воспитания, соответствующие требованиям Федерального государственного образ...

Актуальность организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию безопасности дорожного движения
С развитием автомобилизации количество дорожно-транспортных происшествий в городах значительно возрастает. Согласно статистике, в первом полугодии ...

«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истин...

«Использование авторского дидактического пособия «Я ЖИВУ В РОССИИ» в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Знакомство старших дошкольников с окружающим миром является одной из важных и сложных задачвоспитательно-образовательной работы ...
