«РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»
учебно-методический материал

Дильмухаметова Альмира Махмудовна

Каждый педагог обязан повышать свой профессиональный уровень,один из наиболее эффективных способов - самообразование. Чтобы мотивировать молодых педагогов к самообразованию ,необходимо педагогам- Наставникам создать условия и выстроить систему методического сопровождения. В данной рекомендации как выбрать тему самообразования,контролировать и распредалять эту работу в течении учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района

        Оренбургской области        

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ:

«РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0025/0012ebe4-c65a008c/img1.jpg

        

        ...Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование

во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. ИЧуковский

Современный педагог ДОУ, живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития.

Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств.

Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста.

Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь».

Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

– информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

– знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

– осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

– изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

– качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Алгоритм работы над темой самообразования:

– выбор темы на основе проблемного анализа;

– определение цели и задач;

– проектирование результата работы;

– определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет);

– подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой;

– выбор источников самообразования;

– анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях;

– написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Таблица: Возможные проблемы в самообразовании и их решение

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ

Тяжело определить и сформулировать тему

Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).

Затруднения в выборе методической литературы

Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.

Трудности с осмысление прочитанного методического материала

Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов. 

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога. Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет): освоение практических навыков проведения конструктивной работы; формирование базисного уровня профессионального мастерства; осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет: освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования; раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества; практика наставничества и помощи молодым специалистам; исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте; полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования: изучение азов методической работы с малышами; адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Темы можно условно разделить на два вида: краткосрочные — проект реализуется в течение года; долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС Социально-коммуникативная область: Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности. Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания. Художественно-эстетическая сфера: Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования. Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Область речевого развития: Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире. Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок. Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования. Познавательная область: Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности. Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития: Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов: Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей. Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы. Также в отчёте он должен осветить такие вопросы: совершенствование профессиональных умений и навыков; изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме; практика внедрения инновационных методов педагогической работы; подготовка конспектов и тезисов; проведение мастер-класса или тематического семинара; анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов. Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

– актуальность;

– учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

– тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Цели самообразования:

– повышение профессиональной компетентности;

– расширение педагогических и психологических знаний;

– углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития;

– повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

– адаптация педагогической деятельности,

– осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

– формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих педагогов :

– актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

– проявление творческого потенциала педагога;

– развитие проектной деятельности.

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

– авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

– новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;

– доклады, выступления;

– дидактические, наглядные материалы, тесты;

 методические рекомендации по применению новой информационной технологии;

– проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;

 проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования:

–презентация опыта работы;

–презентация парциальной программы;

 доклад;

– защита проекта;

– аналитический отчет, аналитическая справка;

– методическое пособие, методические рекомендации;

– открытое занятие;

– проведение семинара, консультации;

– занятия – практикумы (тренинги);

– лекция;

– статьи, публикации;

– мастер-классы;

– оформление материалов по самообразованию.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

План по самообразованию (ежегодный).

Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);

медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.

Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).

Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.

Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

Аналитические материалы.

Советы по организации самообразования:

целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские; желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы; самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос; чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Образец титульного листа

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района

Оренбургской области

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

(Ф.И.О. педагога) _____________________

Стаж работы__________________________

Квалификационная категория__________________

Должность__________________________________

Тема по самообразованию на 20      /20        учебный год: «_________________________________________________________________________________________________________________________________»

Описание: https://e.profkiosk.ru/media/c696af87-b44d-4fee-9fec-d8f6584f37f2/assets/giraffe.png

_________________________________________________________________ (возрастная группа)

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Цель:

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём_____________________________________________________________________________________________________________________ (например: изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми по данному направлению работы
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года, оформить в диаграммах.
  4. Создать рабочую ( учебную)программу, разработать методические рекомендации.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, выступление на педагогическом совете №… по теме _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:______________________________________________________________________________________________________________________

Примерная структура пояснительной записки:

Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).

Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы

При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.

Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).

Этапы и сроки реализации самообразования:

Изученная литература (другие источники):

Наименование раздела

Литература

Срок исполнения

Коррекция

2019 – 2020 год

1

Нормативные документы министерства образования и науки РФ

2

Познавательное развитие

3

Ознакомление с миром природы

4

Познавательно-исследовательская

деятельность

5

Музыкально-художественная деятельность

6

Интернет ресурсы, энциклопедии

19

Художественная литература

Для детей

Для педагога

Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности

Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Диагностический

1 Анализ затруднений, выявление проблем.

2 Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

3 Выявление противоречий.

4 Выбор темы.

5 Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

6 Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

7 Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

8 Изучение опыта работы коллег.

9 Определение форм организации самообразования

10 Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над темой

Выбор темы для самообразования

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Обсуждение на МО.

Выступление на педсовете.

Прогностический

1 Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

2 Определение цели и задач работы.

3 Формулировка гипотезы.

4 Прогнозирование результата.

5 Проектирование собственного педагогического поиска.

6 Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над темой

Тема по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Практический

1 Подготовка материальной базы.

2 Формирование банка методических материалов.

3 Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

4 Формирование банка электронных ресурсов.

5 Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

6 Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

7 Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

8 Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

9 Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

10 Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов...

11 Обучение на курсах повышения квалификации.

12 Участие в работе творческих групп.

2-3 год работы над темой

Парциальная программа. (Проект долгосрочный)

Авторская программа.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Информационно-аналитические материалы.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах РМО, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Обобщающий

1 Обработка данных

2 Анализ работы.

3 Подведение итогов.

4 Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

5 Оформление и описание результатов по теме.

6 Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

7 Представление результатов работы.

8 Определение перспективных направлений работы.

4, 5 год работы над темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитические материалы.

Аналитический отчет.

Портфолио педагога.

Выход на аттестацию.

Статьи, публикации.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

5. Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Статьи, публикации.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.

Предлагаю для работы использовать Чек листы

Чек-лист не заменяет традиционный план по самообразованию. С его помощью вы сможете систематизировать свою деятельность и распределить нагрузку в течение каждого месяца. Для этого нужно держать чек-лист под рукой и делать в нем отметки.

В чек-листе наглядно видно, что должно стать итогом изучения методической литературы, в какой форме Вы сможете подготовить промежуточный отчет по теме самообразования в каждом месяце и в конце всей работы. Например, провести мастер-класс для педагогов, ООД с детьми, оформить папку-передвижку, выставку, составить отчет и выступить на итоговом педсовете.

С помощью чек - листа вы имеете возможность включать работу по самообразованию в педагогический процесс ДОО – применять новые знания в образовательной деятельности с детьми, родителями и делиться ими с коллегами. Чек-лист поможет вам сделать работу по самообразованию гибкой.

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

Составить перспективный план работы по самообразованию

Спрогнозировать результаты самообразования

Изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования

Подобрать и изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования

Провести консультацию с родителями

Провести анкетирование родителей

ОНОЯБРЬ

ннннннннннннннн

Оформить выставку литературы и наглядного материала для родителей

Проанализировать результаты анкетирования и диагностики

Выступить на родительском собрании

Оформить папку-передвижку для педагогов

Провести консультацию для педагогов

Разработать конспекты ООД

Провести беседы, ООД с детьми

Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе

ДЕКАБРЬ

Изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Оформить уголок в группе по теме самообразования

Провести беседы, ООД с детьми

Разработать рекомендации для родителей

ЯЯ ЯНВАРЬ

Изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Оформить папку-передвижку

Провести открытый показ ООД для педагогов

Оформить выставку детских работ

Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе

ФЕВРАЛЬ

Изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Организовать совместное мероприятие для детей и родителей

Посетить ООД с детьми других педагогов ДОО (взаимопосещения)

Подготовить материалы для мастер-класса

Разработать рекомендации для педагогов

МАРТ

Изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Оформить выставку литературы и наглядного материала для педагогов

Провести мастер-класс для педагогов

Организовать совместную деятельность детей и родителей

АПРЕЛЬ

Изучить методическую литературу

Изучить публикации в периодических изданиях

Изучить передовой педагогический опыт

Провести беседы, ООД с детьми

Провести открытый показ ООД для родителей (итоговое занятие)

МАЙ

Провести педагогическую диагностику детей

Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию

Обобщить результаты самообразования, написать отчет

Подготовить презентацию, видео- или фотоотчет

Выступить с отчетом на итоговом педсовете

Выступить с отчетом на родительском собрании

Подготовить материалы для публикации на своей странице и сайте ДОО

Подготовить материалы для публикации в профессиональном журнале

Примерное перспективное планирование

Месяц

 

Методическая работа по теме самообразования

(открытые занятия для педагогов, консультации, участие в семинарах, проектирование, изучение опыта работы педагогов ДОУ);

Работа с детьми

(игры, беседы, мероприятия, экскурсии по теме и др.)

Работа с родителями

(беседы, консультации, совместные мероприятия)

Изготовление пособий, игр, картотек и др. для группы и методического кабинета

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании Российской Федерации»,  ФГОС дошкольного образования, других нормативных документов

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Мониторинг качеств и умений детей

Поиск анкет для родителей

Картотека пальчиковой гимнастики «Будут пальчики дружить»

Октябрь

 Подбор литературы по теме самообразования. Консультация для педагогов по теме самообразования.

Работа с разрезными картинками

Анкетирование родителей, анализ результатов

Создание наглядных пособий для детей (разрезные картинки, карточки, схемы)

Ноябрь

Презентация для педагогов «Игры с детьми для развития мелкой моторики рук»

 

Игра "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

Выступление на родительском собрании с результатами мониторинга и анкетирования

Папка передвижка «Игры с шариками из салфеток»

Декабрь

Папка передвижка для педагогов «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»

 

"Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

 

Разработка картотеки игр с шнуровкой, пуговицами.

Январь

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»

 

Пальчиковый театр «дикие животные»

Оформление папки – передвижки на тему «Пальчиковые игры дома»

Дидактическая игра "Угощение для птиц" - сортировка семян

 

Февраль

Подготовка презентации  по теме «Развитие моторики».

Самомассаж ладоней, работа со шнуровкой

«Круглый стол» сродителями выразившими желание показать пальчиковые игры, проводимые с детьми дома

Оформление фото – выставки «Пальчиковые игры дома»

Март

Мастер класс для педагогов Аппликация "Цветы" (цветы скомканы в комочки, педагоги разворачивают их и приклеивают на картон)

 

Изготовление подарков для мам из шариков бумаги

Совместная работа родителей и детей:  создание фруктов из пластилина

Разработка  картотеки  игр по теме «Пальчиковые игры».

Апрель

Семинар по теме «Что такое мелкая моторика  и почему так важно её развивать?» для воспитателей

 

«Недошитое платье» (украшение трафарета пуговицами и бусинами)

Домашнее задание: подготовить материал для работы.

Выступление с презентацией на педсовете.

Май        

 

Отчет по самообразованию

Мониторинг детей

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе

Оформление   опыта работы (папка – передвижка «итоги»)

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема «…» (месяц)
  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  • Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  • Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Перспективный план по самообразованию

Учебный год

Тема самообразования

Выход, результат 

2018-2019

2019-2020

Анализ работы по теме за год.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Система работы педагогов по самообразованию:

 

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

Изучают необходимую литературу. 

 Посещают МО, для обогащения опытом работы.

 Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
  • Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  • Активное участие в работе методического объединения района;
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Ф,ИО, должность ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г.

Литература, изученная по данной проблеме:_______________________________________________

Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам:

______________________________________________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

г) другое______________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темысамообразования

______________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию:

а) составление списка литературы, ее изучение ______________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________

октябрь

Сентябрь – октябрь

Литература:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
  2. Алексеева Л.И Самообразование педагога (Интернет - презентация), Методист УДО ММЦ г. Оса. http://www.edunet.uz/
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Мн.: «Хелтон», 1998.
  4. Рыбакова В.И.Инновационная деятельность как фактор развития творчества педагогов: http://www.yspu.yar.ru/
  5. Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ
  6. http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatelya-v-dou-temyi-po-fgos.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области

C:\Users\Home\Downloads\логотип без фона.png

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Подготовила:

                     старший воспитатель МДОБУ

                    «Детского сада «Боровичок»

         п. Колтубановский

                                  Дильмухаметова А.М

06.10.2022

Слайд 1

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад.

Слайд 2

По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии – одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Слайд 3

Суть самообразования – это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Слайд 4

В        условиях реализации ФГОС ДО основы повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность педагога. Большую роль в развитии профессионализма играет межаттестационный период. В связи с этим, каждому педагогу желательно разработать        индивидуальную программу своего профессионального роста развития.

 Слайд 5

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

  • анализ возрастных особенностей группы;
  • выявление проблем;
  • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Слайд 6

Формы самообразования педагога детского сада

Самообразование воспитателя дошкольной организации – многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

  • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
  • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • личностное самосовершенствование.

Слайд 7

Выбор темы самообразования воспитателя детского сада

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

У каждого педагога должно быть направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание – это, так называемая, методическая тема или тема по самообразованию. При прохождении аттестации методическая тема обязательно указывается, раскрывается ее содержание. Желательно провести самоанализ данного направления.

Прежде всего, необходимо правильно сформулировать тему. Формулировка должна быть четкой, ясной, методически грамотной.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Слайд 8

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Слайд 9

В настоящее время, исходя из требований ФГОС ДО, определились приоритеты в развитии детей дошкольного возраста. На основании этих приоритетов педагог может выбрать себе актуальную тему по самообразованию или скорректировать уже имеющуюся. Можно применять новые формулировки из «Закона об образовании в РФ». Например, не «дошкольник», а «воспитанник»; не «дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)», а «дошкольной образовательной организации (ДОО)».

Итак, приоритеты и темы:

1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Формулировки тем по самообразованию могут быть следующие:

– «Развитие личностных качеств воспитанников ДОО в процессе нравственного воспитания».

– «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной (изобразительной) деятельности».

– «Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к социокультурным ценностям».

2.Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог.

Тема должна отражать цель педагогической деятельности и средства, с помощью которых педагог будет ее достигать. Цель формулируйте с учетом основных положений ФГОС ДО, средствами ее достижения могут быть методы, приемы, педагогические технологии и разные виды детской деятельности.

Формулировки:

– «Развитие познавательной активности воспитанников ДОО в проектной деятельности».

– «Формирование естественнонаучных представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации в исследовательской деятельности».

–«Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации»

3. Стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи как «создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Формулировки:

– «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

– «Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

– «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

4.Физическое развитие и оздоровление детей всегда было одним из основным направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. В Стандарте дошкольного образования одной из задач является «формирование ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств ребенка».

Формулировки:

– «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни».

– «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий».

Конечно же, это далеко не все приоритеты ФГОС ДО. При внимательном прочтении документа Вы сами сможете их найти и сформулировать тему по самообразованию.

Следующий этап – формулировка цели и задачи по методической теме

Готовясь к аттестации педагогу необходимо определить ориентиры не только относительно своей профессиональной деятельности, но и сформулировать цель и задачи работы с детьми по своей методической теме (часто её называют «тема по самообразованию»).

Что такое цель? Это предполагаемый результат Вашей деятельности. Цель должна быть диагностируемой.

Формулировка цели будет похожа на формулировку методической темы, потому что цель уточняет Вашу тему. В этом ничего страшного нет, так как в грамотной формулировке темы также «виден» предполагаемый результат.

Например:

1.«Развитие личностных качеств воспитанников в различных видах деятельности».

Цель: «Развивать активность и самостоятельность у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

2. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края».

Цель: «Формировать у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края».

Затем эту цель следует разложить на конкретные задачи. Как это сделать? Необходимо задать себе вопросы (по порядку):

1. Что мне поможет в достижении цели? (То есть, выбрать средства и условия, которые помогут прийти к результату).

2. Как мне нужно действовать, чтобы добиться результата? (То есть, определить способы деятельности).

Не надо писать много задач, напишите основные три-четыре. Конкретные задачи у Вас будут в планах.

Основными задачами могут быть такие:

1.Создать условия для … (например, для познавательного развития воспитанников).

2. Дальше можно написать одну обучающую и одну развивающую задачу.

Обучающая может начинаться так: «Формировать навыки и умения дошкольников для … (освоения, развития, обогащения опыта)».  Знания, навыки и умения необходимо формировать во всех видах деятельности, даже если у Вас тема про развитие творческих способностей.

Развивающие могут звучать так:

– Развивать способность дошкольников осознавать свои действия и формулировать результаты своей деятельности.

– Развивать интерес у воспитанников к … деятельности.

Если у Вас тема по воспитанию, то лучше написать воспитательную задачу (Можно даже без обучающей и развивающей задач, их Вы озвучите при планировании). Например: «Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, гордости за ее достижения».

3. Последнюю задачу желательно написать о взаимодействии с родителями. Например:

– Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах…

– Объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе

Таким образом, у Вас должна быть сформулирована тема, цель и три-четыре основные задачи относительно работы с детьми

Слайд 10

Этапы работы по самообразованию

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в себя:

– Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

– Изучение периодической печати.

– Посещение онлайн библиотек.

– Знакомство с работами других педагогов.

–  Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический этап.

На данном этапе педагог может:

– Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

– Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

– Разработка конспектов занятий.

– Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

– Подготовить консультации по теме.

– Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

– Разработать проект.

– Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

– Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

– Создать собственные методические пособия, атрибуты.

– Участвовать в работе конференций, семинаров.

современные подходы к деятельности педагога по теме самообразования

1) Включение темы по самообразованию в целостный образовательный процесс.

Деятельность по теме не должна быть «оторвана» от общей педагогической деятельности воспитателя. Необходимо интегрировать тему в образовательный процесс. В большинстве дошкольных учреждений используют комплексно-тематическое планирование. Данное планирование позволяет органично включить задачи своей темы в общую тематику с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга. Единое комплексно-тематическое планирование повлияет на качество педагогического процесса в целом.

2)        Различные подходы к представлению своей темы.

Выступая на педсоветах, методических объединениях, конференциях и других мероприятиях с популяризацией своего опыта, педагогу желательно менять формулировки выступлений по теме. Именно формулировки выступлений, а не самой темы.

Например, у педагога тема по самообразованию – «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности». Один раз он может выступить с формулировкой «Театрализованная деятельность как условие речевого развития дошкольников», второй раз - «Этапы развития речевой активности детей дошкольного возраста», третий - «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная позиция не только обогатит знания педагога по теме, но и покажет окружающим, что педагог изучает свою тему по самообразованию под «разными углами», при помощи различных подходов и с различных точек зрения.

3)        Знакомство с опытом других коллег по аналогичной тематике.

В        настоящее время приветствуется тот факт, когда педагог изучает опыт коллег по аналогичной теме самообразования (на уровне города, региона, страны). Рекомендуется в выступлениях и при написании отчетов давать ссылку (из Интернета или книжных публикаций) на данный опыт, с указанием фамилии, имени, отчества и формулировки темы. Ничего зазорного не будет, если педагог скажет, какие методы, формы организации, игры и т.д. были взяты из другого опыта, как это заимствование обогатило собственную тему и образовательный процесс. Однако педагогу необходимо будет подчеркнуть, что элементы чужого опыта не просто скопированы, а модифицированы под специфику условий своей группы.

Опыт работы для того и популяризируется, чтобы другие учились и перенимали его.

Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

– Презентация проекта.

– Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

– Мастер – классы.

– Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».

– Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

– Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

– Неделя педагогического мастерства.

– Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

– Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования

Слайд 11

Примерный титульный лист ведения плана по самообразованию

Слайд 12

Пояснительная записка, в которой вы можете отразить цели, задачи, инструментарий

Слайд 13

Примерная структура пояснительной записки

Слайд 14

Изученная литература (другие источники

Слайд 15 Слайд 16

Примерное перспективное планирование

Слайд 17

Выход темы

Слайд 18

Анализ работы по теме

Слайд 19

Примерный план отчёта по самообразованию

Слайд 20

6)        Соответствие собственных профессиональных компетенций требованиям Профессионального стандарта педагога и ФГОС ДО

На основании требований Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) и ФГОС ДО, педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Компетенции отражают специфику работы педагога ДОУ и необходимы не только для обеспечения реализации Программы ДОУ, но и для эффективной реализации темы по самообразованию.

И еще раз давайте вспомним педагогический стандарт

Основные компетенции педагога ДОУ:

уметь организовывать виды детской деятельности раннего и дошкольного возраста (предметная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктивная; создавать широкие возможности для развития свободной игры детей на основе конструктивного взаимодействия с воспитанниками разного возраста, непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;

– активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

При директивном подходе педагог – главное лицо

Недирективный подход - направленность на активность ребенка

– применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации;

– выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

– проектировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями и потребностями воспитанников, с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– проводить педагогическое наблюдение индивидуального развития воспитанников, связанное с оценкой эффективности педагогических действий и решением образовательных задач;

– выявлять и отражать в образовательной программе дошкольного образования специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и        детей-инвалидов);

– осуществлять самостоятельный поиск, анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий и ее адаптацию к особенностям педагогического процесса в дошкольной образовательной

– организации;        выбирать        методическую        литературу        и        применять        в профессиональной деятельности дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

– владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Особое внимание хотелось бы уделить таблице по результативности деятельности педагогов дошкольного образования, претендующих на присвоение первой и высшей квалификационной категории. (изменения вносятся с 1 апреля 2017 г), которая включает в себя следующие пункты: из примерных рекомендаций по составлению портфолио воспитателя на категорию таблиц:

– стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

– выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности;

– участие в конференциях, совещаниях, семинарах, педагогических чтениях;

– разработка и апробация модифицированных/ экспериментальных программ/ программ дополнительного образования;

– разработка учебно-методического комплекта к программам (проектам), в том числе электронных методических и дидактических материалов;

– результативность участия в профессиональных конкурсах;

– диссеминация опыта деятельности и практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный (доаттестационный) период (Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Вся эта информация поможет вам в прохождении аттестации и быть заранее готовыми.

Спасибо за внимание.

Сейчас передаю слово Мороз О.А. из опыта работы своей темы самообразования.

Заключение

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов.

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

Хочется закончить наше метод объединение словами:

Николая Александровича Рубакина. Русского книговеда

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области Подготовила: старший воспитатель МДОБУ «Детского сада «Боровичок» п. Колтубановский Дильмухаметова А.М 06.10.2022

Слайд 2

Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится

Слайд 3

Самообразование – это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К АТТЕСТАЦИИ

Слайд 6

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания Изучение учебной и научно-методической литературы Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений Формы самообразования Изучение новых программ и педагогических технологий Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии Повышение общекультурного уровня.

Слайд 7

ТЕМАТИКА САМООБРАЗОВАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ОПЫТУ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СТАЖУ Для молодых специалистов Для воспитателей, работающих свыше 5 лет Для опытных, творчески- работающих воспитателей Для педагогов без специального образования

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ актуальность

Слайд 9

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Слайд 10

Этапы самообразования Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный) Практический этап Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает. Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования. Разработка конспектов занятий. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. Подготовить консультации по теме. Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся. Разработать проект. Разработать опросники для диагностирования обучающихся. Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог. Создать собственные методические пособия, атрибуты. Участвовать в работе конференций, семинаров Итоговый этап (отчет) Презентация проекта. Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. Мастер – классы.

Слайд 13

Примерная структура пояснительной записки: Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы). Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели. Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность). Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»). Этапы и сроки реализации самообразования:

Слайд 14

ИЗУЧЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ) № Наименование раздела Литература Срок исполнения Коррекция 2019 – 2020 год 1 Нормативные документы министерства образования и науки РФ 2 Познавательное развитие 3 Ознакомление с миром природы 4 Познавательно-исследовательская деятельность 5 Музыкально-художественная деятельность 6 Интернет ресурсы, энциклопедии 19 Художественная литература Для детей Для педагога

Слайд 15

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Слайд 16

Учебный год Тема самообразования Выход, результат 2019-2020 2020-2021 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Слайд 17

ВЫХОД ТЕМЫ Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема «…» (месяц) Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц) Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…» Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц) Сборник консультаций для родителей. Тема «…» Отчёт о проделанной работе за учебный год. Литература: Автор, название, год издания, издательство.

Слайд 18

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ЗА ГОД Памятка для анализа процесса самообразования Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.) Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…) Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Слайд 19

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Слайд 20

План отчета педагога по теме самообразования Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?) Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы. Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта. Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.) Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно). Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО? Проекция на будущее (предлагаемый результат). (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?)

Слайд 21

Памятка для осуществления самоанализа 1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа? 2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая , научная и др. 3. Практические выводы после проработки каждой темы. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами. Другими педагогами). 4. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность сдетьми старшего дошкольного возраста» путм самообразов...

Методическая разработка на тему: "Самообразование педагогов в ДОУ №8"

В работе отражены подходы к организации самообразования воспитателей в ДОУ №8 "Огонек"...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей старшей и подготовительной группы...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей средней группы...

Самообразование - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности

Самообразование  - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности...

Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."

Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."...

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...