Консультация как вид работы старшего воспитателя
методическая разработка

Консультация - одна из форм методической работы старшего воспитателя. Данная разработка показывает как нужно проводить консультции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_vid_raboty_starshego_vospitatelya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Однако порой не хватает квалифицированных, образованных специалистов. Отсутствие мер по социальной защите работников дошкольного образования приводит к оттоку из государственных ДОУ в другие сферы деятельности. Одновременно в дошкольные учреждения приходят сотрудники, не имеющие педагогического образования. В результате резко снижается общий профессиональный уровень

 В существенных изменениях нуждается система переподготовки. Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. А в первую очередь он должен любить работу с детьми. Профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь связан с коммуникативной компетентностью – умением общаться  и играть. Важно, чтобы педагог владел содержанием и методикой работы с детьми.

Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической и психологической информации, в научных инновациях.

Старший воспитатель – одна и ключевых фигур в коллективе дошкольного учреждения. Можно сказать, что старший воспитатель обеспечивает не только целостность педагогического влияния на коллектив детей, родителей, педагогов, но и отвечает за оптимальное распределение сил их расстановку. Т.е. выступает как организатор. Потому основой работы старшего воспитателя с педагогами становится непрерывный процесс повышения их квалификации.

Зная свой коллектив, его достижения и недостатки, возможности каждого, старший воспитатель разрабатывает годовой план, намечает задачи, планирует разные формы работы.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность стали консультации.

При планировании консультаций старший воспитатель ориентируется на возможности своего учреждения, уровень работы, индивидуальные особенности  педагогов. Он отбирает такие темы консультации, которые помогают педагогам расширить и углубить знания.

Содержание консультации прежде всего зависит:

- от годовых задач, стоящих перед учреждением (плановые);

- интересов педагогов;

- трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

К проведению консультаций старший воспитатель может подключать опытных компетентных педагогов, способных поделиться опытом работы с коллегами.

В некоторых случаях целесообразно проводить ситуативные, кратковременные консультации. Старший воспитатель может увидеть небольшие огрехи в работе воспитателя и сразу, деликатно объяснив и показав, помочь понять ошибку.

Консультации проводятся как индивидуально, так и в группе. Групповые консультации более длительны по времени. Это связано с тем, что чаще всего их содержание предусматривает знакомство с теми или иными достижениями, открытиями, инновациями, на что требуется достаточное количество времени.

Длительность индивидуальных консультаций во многом будет зависеть от того, кто обратился за помощью – опытный педагог со стажем или молодой специалист. Для опытного педагога консультация может носить вербальный характер. Молодому специалисту объяснения иногда не бывает недостаточно и требуется показ на практике.

При проведении консультаций старший воспитатель учитывает индивидуальные особенности педагога. Одному можно просто порекомендовать нужную литературу, с другим – вместе придумать, спланировать занятия, с третьим разобрать и обсудить статью.

Можно разделить воспитателей на небольшие группы.

  1. Опытные воспитатели и молодые специалисты.
  2. Воспитатели с высшим или средним специальным дошкольным образованием.
  3. Воспитатели без специального образования.

Для каждой группы определить свои формы и методы преподнесения материала. После проведения консультаций старший воспитатель контролирует, как усвоено содержание и что применено на практике. Цель контроля - не подловить воспитателя, выявить недостатки в его работе, а добиваться лучших результатов.

Традиционное место проведения консультаций – методический кабинет. Там достаточно систематизированной литературы, много различных пособий, создана удобная атмосфера. В методическом кабинете больших размеров можно спокойно проводить как индивидуальные, так и групповые консультации. Если площадь кабинета мала, групповые занятия организуют в любом другом помещении, например, в музыкальном зале или группе.

Некоторые консультации удобно проводить в группе, где старший воспитатель не только рассказывает, но и показывает способ действия.

Старшему воспитателю нужна не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Ему необходима широкая осведомленность в разных областях науки, культуры, искусства, этики. Он должен следить за новинками педагогической литературы, работать над ростом своего профессионального мастерства.

Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Хорошо проводить консультации в виде ролевых игр: старший воспитатель, рассказывая как проводить. Например, занятие по пересказу художественного произведения, дает возможность воспитателям представить себя детьми.

  Используются формы: консультация-диалог, экспресс-консультация, ситуативные задачи. Очень важно умение руководителя вести себя свободно, владеть основами ораторского искусства, при этом необходимы такие качества, как гибкий ум, твердая  память, контактность, сдержанность и терпимость. Если педагоги нервничают или стесняются, непринужденность руководителя успокоит их.

Проверка эффективности консультационной работы

  Чтобы определить, способствуют ли консультации старшего воспитателя повышению квалификации воспитателей, исследовался состав педагогов (по стажу, образованию, заинтересованности).

  В ходе индивидуальных бесед изучалось отношение воспитателя к проведению консультаций, к разнообразным их формам.

 Хочется отметить, что педагоги относятся к консультациям положительно, это всем интересно и доступно. Но, к сожалению, не все педагоги имеют представление, что такое «Деловая игра», «Педагогический ринг», 2Консультация-диктант» и т.д.

 Были разработаны и проведены разные по форме и содержанию консультации:

  • Игра «Алло, справочное педагогическое бюро»;
  • КВН «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями, изобразительного искусства» и др.

Можно сделать вывод, что консультации являются одной из наиболее эффективных форм методической работы, поскольку они:

- способствуют росту профессионализма педагога;

- расширяют кругозор педагогов, углубляют их знания;

- помогают преодолеть трудности в работе;

- делают работу творческой.

Консультации, как форма работы старшего воспитателя, будут способствовать повышению квалификации педагогов, если:

- проводятся систематический;

- содержание соответствует задачам развития ребенка;

- учитывается профессиональный уровень и индивидуальные особенности каждого воспитателя;

- разработана система взаимосвязанных консультаций, разных по форме и содержанию.

Требования к проведению консультаций

  1. Точно обозначить тему, цель и задачи, определить результат проведения консультации: дальнейшее изучение темы, внедрение опыта, выработку рекомендаций.
  2. Тщательно спланировать ход консультации:

- выбрать наиболее целесообразную последовательность рассмотрения проблемы;

- выделить вопрос, способный вызвать оживленную дискуссию;

- подумать, как придать дискуссии нужное направление;

- придумать заранее, как втянуть в обсуждение даже самых инертных и немногоречивых.

3. Убедиться в том, что участники знакомы (хотя бы примерно) с фактами, которые будут обсуждаться. Можно до начала консультации предоставить педагогам, материалы для самостоятельного изучения.

4. Известить о консультации заранее: о ее теме, цели, возможных вариантах беседы.

5. Заранее продумать, в каком помещении будет проходить консультация, как будут размещены присутствующие, какие необходимы материалы. Каждый участник должен иметь возможность без труда видеть и слышать выступающего и все происходящее.

  В последнее время в практику входят активные формы проведения консультаций, что позволяет повысить их эффективность. Но, увлекаясь игровыми методами, не следует забывать о конечном результате.

  Каждая консультация завершается принятием решений, способствующих улучшению воспитательно-образовательного процесса.

  Не надо гнаться за количеством участников: 3-4 человека – это нормальная группа для работы.

Активные методы консультирования

  Психологами доказана зависимость усвоения материала от метода его сообщения. Процесс запоминания имеет свои особенности. При чтении лекции слушателя усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – до половины, а при разработке конкретных ситуаций – почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают готовый материал, а открывают новое, информация становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

Кроме классического проведения консультаций в виде выступления используются и другие активные методы.

Консультация-диалог

Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения. Рассматривая темы, они излагают свои аргументы по каждому тезису, а слушатели выбирают точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками (для педагогов с большим опытом работы).

Цель – обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты предложенной проблемы, повысить активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не более 10), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на бумаге по двум колонкам: слева достоверный, справа ошибочный. Затем проводится анализ. Могут быть получены три варианта результатов проверки.

  1. Обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы.
  2. Ошибками могут быть названы правильные положения. В этом случае необходимо разъяснить и уточнить эти положения.
  3. Отмечены не все ошибки, тогда требуется повторно объяснить суть вопроса.

Экспресс-консультация. Для проведения могут быть предложены задания

  1. Из нескольких ответов, записанных после вопроса, выбрать правильные.
  2. Заполнить пропуски в тексте.
  3. Дать перечень каких-либо упражнений: физическая культура, игры (развитие речи, математика и т.п.)
  4. По фотографии определить правильность организации детей на различных играх.
  5. Показать отдельные упражнения, движения.
  6. Принять участие в аукционе загадок, считалок, игр, упражнений.

Также используются ситуационные задачи:

  1. Ситуация-иллюстрация: на конкретном примере показаны действия воспитателя и детей; воспитателя и родителя; воспитателя и заведующего.
  2. Ситуация-оценка: предлагается описание конкретного случая и принятых мер. Задача слушателей – назвать действия, оценить их причину.
  3. Ситуация-упражнение: после изучения положения участники выбирают план действий (проект, прогнозы конечного результата).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.

Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.

Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...

Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы

Мой опыт работы  старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...

Анализ работы старшего воспитателя по выполнению плана методической работы за период сентябрь 2019- июнь 2020 год.

Анализ работыстаршего воспитателяпо выполнению плана методической работы  за период сентябрь 2019- июнь 2020  год....

Представление опыта работы на тему: Инструменты тайм-менеджмента в работе старшего воспитателя

Требования к знаниям, умениям и навыкам к современному старшему воспитателю кардинально поменялись.Сейчас мало только знаний методики дошкольного воспитания, старший воспитатель должен уметь отлично в...

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Выступление из опыта работы «Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»

Выступление из опыта работы«Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»...