Перспективный план обучения детей 6-7 лет типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Филатова Екатерина Анатольевна

Перспективный план обучения детей  6-7 лет типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план обучения детей  6-7 лет типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем

Прием

фантазирования,

этапы работы

Задачи

Методы и приемы

Взаимосвязь с другими

видами деятельности

Увеличения-Уменьшения

I

II

III

  1. Познакомить детей с приемом увеличения – уменьшения всего объекта.
  2. Учить детей объяснять наличие отрицательного (плохого) и положительного (хорошего)  в преобразованном объекте.

  1. Знакомство детей с приемом увеличения-уменьшения части объекта.
  2. Продолжать учить детей анализировать новый объект с позиции отрицательного и положительного.

  1. Закрепить способы работы с ТПФ: увеличения – уменьшения через художественную литературу.
  2. Познакомить детей с приемом схематизации сказки.

Приход в группу волшебника Увеличения-Уменьшения.

Тренинг преобразования размера объекта.

Игра «Хорошо-плохо».

П/и «Гномы и Великаны».

Разбор проблемных ситуаций преобразований Волшебника Увеличения – Уменьшения.

Тренинг преобразования части объекта.

Игра «Хорошо-плохо».

Анализ  художественных произведений

Совместное сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схематизирования

Чтение художественных произведений: «Дюймовочка», «Репка», «Крошечка – Хаврошечка».

Чтение художественных произведений: «Буратино», «Карлик нос», отрывки из «Алисы в стране чудес».

Чтение художественных произведений: «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», отрывки из «Алиса в стране чудес».

Изобразительная деятельность: «Сказочные герои»(увеличения – уменьшения части).

Дробления – Объединения

I

II

III

  1. Познакомить детей с приемом дробления – объединения на примере соединения частей разных игрушек в одно целое.
  2. Упражнять в создании новых объектов из разных частей, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам.

  1. Учить создавать новый объект из

 простой геометрической формы, побуждать

2.   Упражнять в составлении рассказа о животном,    учить  придумывать место обитания, способ питания, защиты от врагов и характер.

  1. Закрепить способы работы с ТПФ: дробления – объединения через художественную литературу и преобразование объектов окружающего мира.
  2. Учить «расшифровывать» схему сказки.

Знакомство с Волшебником Дробления – Объединения.

Д/и «Угадай, от какой игрушки?»

Тренинг деления и объединения объекта на составляющие.

П/и «Я и крылья самолета».

Игра «Изобретатели».

Моделирование игровых ситуаций с Волшебником Дробления – Объединения.

Игра «Придумай необычное животное».

Игра с кругами Луллия «Что получится?»

Анализ  художественных произведений с  Волшебником Дробления – объединения.

Сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем.

Чтение художественных произведений:

«Русалочка», «Змей Горыныч и Василиса».

Изобразительная деятельность: «Фотография необычного животного».

Математическое развитие:

«Выкладывание из однородных геометрических форм».

Оживления и Окаменения

I

  1. Познакомить детей с приемом оживления объектов окружающего мира.

Приход в группу Волшебника Оживления.

Тренинг оживления объекта.

Чтение художественных произведений:

«Федорино горе», «Чиполино»,

«Колобок», «Буратино», «Иван царевич и серый волк».

Изобразительная деятельность: «Нарисуй город».

 Чтение художественных

произведений:

 «Морозко», отрывки из

«Алисы в стране чудес».

II

III

  1. Упражнять детей в оживлении неживых объектов ближайшего окружения, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам.

Познакомить с приемом окаменения (оледенения)

  1. Закрепить умения  преобразовывать живые объекты с помощью приема окаменения.
  2. Продолжать учить детей анализировать новый объект с позиции отрицательного и положительного.

П/и «День – ночь»

Игра «Хорошо – плохо».

 Знакомство с Волшебником Окаменения.

Тренинг окаменения объекта.

П/и «Замри».

Решение ситуативных задач.

Преобразование

признаков

времени

I

II

II

III

IY

Y

Наоборот

I

II

III

Специализации

 и Универсализации

I

II

III

  1. Учить детей преобразовывать часть объекта с помощью волшебников Оживления и Окаменения.
  2. Учить детей преобразовывать статичные объекты, в еще более статичные; динамичные объекты в еще более динамичные.

  1. Познакомить с приемом «преобразованием признаков во времени»
  2. Упражнять в применении приема убыстрения и замедления минут.
  3. Учить детей объяснять наличие положительного и отрицательного в преобразованном объекте.

  1. Познакомить детей с приемом перепутывания времени.
  2. Упражнять в применении приема перепутывания времени.

  1. Познакомить детей с приемом обратное время.
  2. Упражнять в применении приема  обратного времени.

  1. Познакомить детей с приемом перемещения во времени.
  2. Упражнять в применении приема перемещения во времени.
  3. Продолжать учить детей понимать и «расшифровывать» схему сказки.

  1. Познакомить детей с приемом остановка времени
  2. Упражнять в приеме остановки времени
  3. Закрепить способы  работы с ТПФ: изменения времени через художественную литературу.

  1. Познакомить детей с приемом наоборот
  2. Продолжать учить детей объяснять наличие положительного и отрицательного в создаваемых объектах.
  1. Упражнять детей в выявлении определенного признака (его значения)в объекте и замене их на противоположные.

  1. Закрепить способы работы с ТПФ: прием наоборот через художественную литературу.
  2. Учить сочинять сказку по алгоритму

  1. Познакомить детей с приемом специализация
  2. Продолжать учить детей анализировать новый объект с позиции отрицательного и положительного.

  1. Познакомить детей с приемом универсализация
  2. Учить детей ограничивать универсальность по количеству, качеству или потере объекта.

  1. Закрепить способы работы с ТПФ: специализация и универсализация через художественную литературу.
  2. Упражнять детей в сочинении сказки; рассказывании по зарисованной схеме.

Приход в группу Волшебников Оживления и Окаменения.

Тренинг оживления и окаменения части объекта.

Игра «Хорошо – плохо»

Сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем.

 Знакомство с Волшебником Быстрых и медленных минут.

Тренинг преобразования объектов во времени

Игра «Хорошо – плохо»

Приход в группу Волшебника Перепутывания времени

Тренинг перепутывания времени

Игра «Хорошо – плохо»

Знакомство с Волшебником

 Обратного времени

Тренинг преобразования объектов во времени.

Игры: «Хорошо – плохо», «Машина времени», «Зеркало времени»

Приход в группу Волшебника Перемещения во времени

Тренинг преобразования  объектов во времени.

Игра «Хорошо – плохо»

Знакомство с Волшебником Остановки времени

Тренинг преобразования объектов во времени

Игра «Хорошо – плохо»

Сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем.

Приход в группу Волшебника Наоборот.

Тренинг преобразование объекта

Игра «Хорошо – плохо»

Игры с Волшебником Наоборот

Д/и «Скажи наоборот», «Замена»

Решение ситуативных задач

Приход в группу Волшебника Наоборот.

Сочинение сказки и запись ее содержания в виде схем.

Приход в группу Волшебника Специализация (Могу только)

Игры «Хорошо – плохо», «Что можно делать?»

Приход в группу Волшебника Универсализация

Тренинг преобразования объекта

Игра «Хорошо – плохо»

Приход в группу Волшебника Специализации и Универсализации.

Сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем.

Музыкальное развитие:

оживление объектов в пластических этюдах

( танец цветов, куклы и т.д.).

Изобразительная деятельность: зарисовка преобразованных объектов.

Чтение художественных произведений: «Двенадцать месяцев», «Спящая красавица».

Изобразительная деятельность:

« Каким я был маленьким».

Изобразительная деятельность:

« Когда я буду взрослым».

Математическое развитие:

Моделирование «Младенец – малыш – школьник – взрослый».

Конструирование из строительного материала домов страны «Наоборотии».

Изобразительная деятельность: зарисовка преобразованных объектов.

Чтение художественных произведений:

«Красная шапочка», «Буратино», «Царевна лягушка».

Изобразительная деятельность: зарисовка специализированных объектов.

Чтение художественных произведений:

«По-Щучьему велению». «Цветик - Семицветик», отрывки из «Старика Хотабыча».

Изобразительная деятельность:  зарисовка универсальных предметов.

Конструирование универсального объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые приемы фантазирования (ТПФ).

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов...

Фантастические преобразования объектов, по какому-либо признаку - типовые приемы фантазирования

Учить детей выделять в сказках приемы фантастических преобразований....

Фантастическое преобразование объектов - типовые приемы фантазирования

Цель ТПФ: научить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку....

План по самообразованию по теме: "Фантастическое преобразование объекта по какому-либо признаку - типовые приемы фантазирования".

Фантастические преобразования объектов по какому-либо признаков - типовые приемы фантазирования....

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

В практике дошкольных учреждений, работающих по ОТСМ-ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов: 1. Прием "Увеличени...

Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость ...