Конспект открытого мероприятия "Кейс-технология в работе с педагогами ДОО"
методическая разработка

Конспект открытого мероприятия "Кейс-технология в работе с педагогами дошкольных образовательных организаций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                              «Центр развития ребёнка - детский сад № 54   «Золотой ключик»

город Рубцовск, переулок Гражданский, 32,  телефон (838557) 4 – 75 - 53

К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Кейс-технология в работе с педагогами

дошкольных образовательных организаций»

Из опыта работы

Педагога-психолога

Еруниной Анны Сергеевны

г. Рубцовск

Цель:

Представление опыта по использованию активных форм работы: «кейс-технологии», «интеллект-карт» с  педагогами дошкольного образовательного учреждения, закрепление собственных  навыков по их подготовки и проведению.

Задачи:

  • Охарактеризовать особенности использования активных методов обучения: «кейс-технология», «интеллект-карта» в дошкольных образовательных организациях.
  • Стимулировать  познавательные и профессиональные мотивы и интересы воспитателей к процессу внедрения профессионального   стандарта «Педагог».
  • Обучать навыкам коллективной мыслительной и практической работы, развивать умение индивидуального и совместного принятия решений.
  • Воспитывать ответственное отношение к общему делу, уважение ценностей и установок коллектива.
  • Получить обратную связь от участников мероприятия, по поводу актуальности выбранной темы,  для корректировки и дальнейшего использования в работе с коллективом.

Предварительная работа:

  • Организация изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение и реализацию профессиональных стандартов. 
  • Ознакомление педагогических работников ДОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: организация обсуждения на педагогических, методических советах, городских методических объединениях.
  • Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании профессионального стандарта на основе аналитического отчета по результатам тестирования (семинар «Изучаем документ «Профессиональный стандарт педагога»).
  • Анализ трудовых функций профессионального стандарта «Педагог» методом «интеллект-карт».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,  доска, бумага А3, столы, стулья для всех участников., карточки с ключевыми словами,  бумага А3, клей, ножницы, маркеры, цветные карандаши.

Планируемые результаты:

  • Формирование у воспитателей образа педагога, соответствующего требованиям профессионального стандарта «Педагог».
  • Отработка навыков группового взаимодействия.
  • Активизация творческой деятельности и познавательной активности воспитателей  по внедрению профессионального стандарта «Педагог».
  • Презентация и распространение собственного педагогического опыта.

Организационный момент, начало

описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия педагогов в работе

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

Примечание

Добрый день, коллеги! Посмотрите сколько сегодня гостей собралось в нашем детском саду, давайте поздороваемся с ними.

Сегодня на наше мероприятие я пришла не с пустыми руками. Я пришла с кейсом. У меня там много, нужных, необходимых для занятия  предметов.

Первое, что я извлекаю из кейса – это вот такие разноцветные круги. Как думаете для чего они нужны?

Совершенно правильно, для того чтобы разделится на группы.

Кругов из бумаги хватило не на всех, но вы не расстраивайтесь в моем кейсе есть еще необходимые предметы, для нашей дальнейшей работы.

Самое главное в нашей жизни  - это время. Поэтому очень важно ценить его и не растрачивать впустую. Для это нужно соблюдать регламент.

В нашей педагогической деятельности мы часто обращаемся к словарям и справочникам,  поэтому сегодня мы не обойдемся без него и в течении нашего мероприятия периодически будем заглядывать в него, чтобы вспомнить, или получить знания.

Итак, казалось можно идти дальше, но, нет,  у нас не все рабочие места заняты. Коллеги предлагаю вам присоединиться к нашей работе. Посмотрите внимательно на спинки своих стульев и стульев, ваших соседей,  у кого на спинке стула есть синий круг, приглашаю пройти за этот стол.

Педагоги обращают внимание и приветствуют гостей

Отвечают на вопрос

Каждый педагог берет круг.

Педагоги объединяются в группы, и занимают места за столами

Педагог, которому не хватило бумажного круга, принимает будильник, и берет на себя роль хранителя времени.

Второму педагогу, которому не хватило бумажного круга, отдается справочник.

Зам. зав по ВМР у кого на стульях оказались круги синего цвета занимают место за третьем столом

2 мин

Получилось 2 подгруппы.

2. Основная часть занятия.

   Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

Примечание

Тема нашей встречи «кейс – технология в работе с педагогами ДОО».

Обратимся к справочнику.

Непосредственная цель метода совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.  

В современном дошкольном (и не только) образовании существует проблемная ситуация, которая требует тщательного анализа и выработки основных направлений выхода из этой ситуации. Как вы, думаете, о чем я сейчас говорю?

Действительно, речь идет о внедрении ПСП.

Итак, обратимся к справочнику и вспомним, что такое ПСП.

Таким образом, мы сегодня рассмотрим ПСП с помощью  «кейс-технологии», которая предполагает работу в несколько этапов. Первый - это ознакомление с проблемой. Это мы уже сделали. Второй это  - аналитический. Теоретический анализ ПСП мы с вами, уже делали, т.е. изучали нормативные документы, содержание и структуру самого стандарта. Чтобы перейти к практическому анализу, предлагаю освежить теоретические знания с помощью тестирования. Заглянем в справочник и вспомним что это такое?

Начнем тест, который позволяет проверить Ваши знания профессионального стандарта, позволяет проверить

Молодцы! С этим заданием мы справились.

Переходим к следующему этапу работы в рамках «кейс -технологии» - это практический анализ. Так как данная технология предполагает использование, других методов, то мы включили для более детального, наглядного анализа ПСП, метод который называется – «составление интеллект - карт». Что это такое, посмотрим в справочнике.

Цель метода  «интеллект-карт» — структурировать информацию, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

 Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие. Скажите, пожалуйста ключевое понятие, образ, идея ПСП это что?

На самом, деле, центральный образ ПСП это педагог соответствующий стандарту.

Обратимся к справочнику, вспомним определение педагог.

Чтобы узнать какой же это педагог предлагаю составить его образ с помощью «интеллект-карт». Еще раз напомню, это схематичное изображение, в центре которого изображена главная тема(образ, слово), которая является отправной точкой. Для его обозначения используйте рисунок, картинку или запишите печатными буквами.

От центра идут ветви первого уровня. Это ключевые слова, характеризующие главный образ. Они должны вызывать ассоциации с центральным образом. Далее от ветвей первого уровня идут более тонкие ветви второго, третьего  четвертого уровней и далее.

Работа с «интеллект-картами» предполагает работу в подгруппах над одной проблемой, а потом ее обсуждение.

У нас 3 подгруппы, одно задание – составить портрет педагога соответствующего ПСП, одинаковый набор материалов, но портрет у каждой подгруппы получится свой.

Итак, на каждом столе находится ватман, есть уже обозначенный центральный образ – педагог – найдите у вас  в комплекте материалов и расположите на ватмане, так чтобы это образ занимал центральное место.

Теперь обратимся к стандарту и вспомним, что каждый педагог в соответствии со стандартом должен выполнять определенные трудовые функции, в рамках  каждой функции владеть трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями. Так вот эти действия, умения и знания будут ветвями первого уровня. У вас на столах есть карточки с напечатанными словами действие, умение, знание и саморазвитие нужно распределить их вокруг главного образа, так чтобы каждая ветвь первого уровня имела свой цвет.

От ветвей первого уровня, отходят ветви второго уровня, сколько их будет определите самостоятельно, главное чтобы они конкретизировали ветви первого уровня. Для определения ветвей второго уровня можно воспользоваться извлечением из проф.стандарта, которые есть на каждом столе, есть перечень знаний умений и действий. Только нужно выбрать ключевые фразы, которые отражают самую суть. На каждом столе есть стикеры можете воспользоваться ими для обозначения ветвей второго уровня.

Ветви третьего уровня, мы изобразим графически, т.е. с помощью рисунков или значков. Ветви 3 уровня будут изображать те предметы, без которых не возможно воплощение действий, умений, знаний(т.е. ветвей 2 уровня).

 Следующим этапом работы с «интеллект-картой» является подготовка к презентации своей карты. Для презентации своей карты, нужно ответить на следующие вопросы:

  • Ваш портрет педагога в соответствии с ПСП
  • Как проходила работа в группе
  • Что было легко?
  • Что было сложно?
  • Что осталось не понятным?
  • В чем особенность вашей карты от остальных?

Итак, следующий этап – это непосредственно презентация полученного результата. Надо сказать,  что в рамках работы «кейс-технологии», также идет представление полученного результата, т.е. здесь у нас идет совпадение этапов.

Перейдем непосредственно к презентации «интеллект-карт».

От каждой группы выходят представители или представитель, опираясь на схему, которую мы записали представляет свою работу. Будет очень хорошо если добавите творчества и креативности в презентацию своей работы.

На последний вопрос в плане презентации отвечают по очереди, после того как, все представили свой работы.

У наших групп, было одно, задание, одинаковый набор материалов, но какие разные у нас получились портреты педагогов, соответствующих стандарту.  Т.о. мы не просто составили портреты педагога в соответствии с ПСП, а выработали алгоритм действий, для того чтобы соответствовать ПСП.

Хотелось бы подвести итог, нашей встречи сегодня. Мы познакомились сегодня с таким методом работы как «кейс-технология», который позволяет проанализировать проблемную ситуацию, с разных сторон и выработать практическое решение по данной ситуации и выработка  оптимального выхода из сложившейся ситуации.

 


Педагог со словарем дает справку

Педагоги дают предполагаемые ответы.

Педагог со словарем дает справку

Педагог со словарем дает справку.

Педагоги отвечают на вопросы теста.

Педагог со словарем дает справку.

Педагоги дают предполагаемые ответы.

Педагог со словарем дает справку.

.

Педагоги работают в подгруппах

Педагоги располагают слово «педагог на ватмане»

Педагоги располагают слова  ветви «действия», «умения», «знания», «саморазвитие» на ватмане

Ветви второго уровня педагоги пишут на стикерах и располагают на ватманах так, чтобы конкретизировать ветви первого уровня.

Педагоги схематично на ватмане изображают ветви третьего уровня

Педагоги отвечая на вопросы, готовятся к презентации своей карты.

Каждая группа представляет свою интеллект-карту

Каждая группа отмечает уникальность своей карты.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.  Объединяет ролевые игры, метод проектов, ситуативный анализ. Кейс-технология – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Профессиональный стандарт «Педагог» – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Тестирование это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам, путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Тест представлен в мультимедийной презентации, но может быть и представлен на бумажном носителе.

Интеллект-карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Педаго́г- Человек, профессиональнозанимающийся преподавательской и воспитательской работой 

Слово «педагог», уже распечатано на карточке

Время выполнения

3-5  мин

Слова ««действия», «умения», «знания», «саморазвитие», уже распечатаны на карточке

Время выполнения

3мин

Время выполнения

15 мин(+5)

Время выполнения

10 мин

Время выполнения

10 мин

Время выполнения

3-5 мин

 на группу

3. Заключительная часть занятия:

Ведущий подводит итог проделанной работы. Ведущий  обеспечивает  возможность для каждого педагога высказать свое мнение по отношению к мероприятию.

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

Примечание

Хотелось бы подвести итог, нашей встречи сегодня. Мы познакомились сегодня с таким методом работы как «кейс-технология», который позволяет проанализировать проблемную ситуацию, с разных сторон и выработать практическое решение по данной ситуации и выработка  оптимального выхода из сложившейся ситуации.

 Сегодня мы проблемной ситуацией было внедрение ПСП, мы проанализировали теоретически используя тестирование(знание содержания ПСП), Для практического анализа мы воспользовались методом создания «интеллект-карт», что позволило нам графически, визуально увидеть какой должен быть педагог в соответствии с ПСП, и наметили пути, что нужно делать что бы  1к 01.09.2019 года соответствовать этим требованиям.

Уважаемые коллеги, мне очень бы хотелось  получить обратную связь, по поводу актуальности выбранной темы. Предлагаю, вам мини-копию кейса, то что понравилось возьмите себе, а то что осталось не понятным оставьте в кейсе.

Я возьму себе …..

Я оставлю в кейсе……

Спасибо за работу, коллеги!

Педагоги заполняют «мини интеллект карты»

Литература:

  1. Бордовский, Н.В. Современные образовательные технологи/Н.В. Бордовский.- Учебное пособие. М:2010.-389с.
  2. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения/ С.А. Мухина.- М,2008.-200с.
  3. Методические разработки Волосовец Татьяны Владимировны, директора ФГНУ «Института психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования.
  4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т./ Г.К. Селевко.- М.:НИИ, 2006.- 250с.
  5. Сайт  Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Сайт  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
  6. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения/Т.С. Панина.- М.: Академия.2007.-200с.
  7. Руденко, И.В. Образовательные  технологии в вузе: учеб. пособие / И.В Руденко.- Тольятти: ТГУ, 2011. – 247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лепке (работа с соленым тестом) «Осеннее «Чудо-дерево»

Программные задачи: - помочь увидеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира,;- проявлять свои чувства в практическом применении через лепку;- учить  лепить из нетрадиц...

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

План-конспект открытого занятия "Волшебные тени". Работа с готовыми формами. Рисование способом отпечатков листьев различных деревьев"

На занятии детям предлагается использовать готовые формы для создания изображений, в данном случае, деревьев и их отражений в воде с помощью отпечатков листьев. Дети работают вместе с родителями....

Конспект открытого занятия "В стране песочных игр" педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает опыт рефлексии, он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать ...

Конспект открытого занятия по кружковой работе в средней группе Тема: Гусеница. Печатание на пластилиновой основе.

занятие по художественному творчеству (лепка) в нетрадиционной технике: печатание на пластилиновой основе...

Конспект открытого занятия Аппликация коллективная работа "Корзина грибов" средняя группа

Конспект открытого занятияАппликация коллективная работа "Корзина грибов" средняя группа ...

Конспект открытого просмотра результатов индивидуальной работы с одаренными воспитанниками

Конспект открытого просмотра результатов индивидуальной работы с одаренными воспитанниками в процессе деятельности опорной площадки МАДОУ "Детский сад № 5 "Колокольчик" по теме "Ре...