Особенности применения PR – технологий в формировании имиджа ДОУ
статья

Щемелева Светлана Вячеславовна

О необходимости целенаправленного формирования имиджа образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piar.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения PR – технологий

 в формировании имиджа ДОУ

Реформы, проводимые в области образования в России, отражаются и на сфере деятельности дошкольных образовательных организаций.

Дошкольная образовательная организация выполняет очень важную функцию в системе разностороннего развития личности: помогает ребенку социализироваться в обществе, получить набор необходимых знаний, умений, навыков, учит общению со всеми категориями людей, и, соответственно выполняет важный социальный заказ. Дошкольное образовательное учреждение выступает как объект PR-деятельности, так как выполняет важные функции во взаимодействии всех категорий потребителей данной услуги. Целевой аудиторией, потребителями образовательных услуг являются в первую очередь дети, воспитанники дошкольного учреждения, их родители, ну и в какой-то мере педагоги, которые данную образовательную услугу реализовывают. Если рассмотреть желание родителей на получение их ребенком качественного образования – то дошкольная образовательная организация является первой, и самой главной ступенью в этой структуре. Задача учреждения - выстроить свою PR-деятельность в таком ключе, чтобы качественно удовлетворить потребность основных целевых аудиторий.

Появилась необходимость целенаправленного формирования имиджа образовательного учреждения.

Перед дошкольным учреждением встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему. Педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, направленным, прежде всего на интересы ребенка, с одной стороны, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными партнерами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество различных сегментов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни.

В настоящее время тема «имиджа детского сада» становиться все более актуальной. Так как дошкольное учреждение с благоприятным и устойчивым имиджем будет иметь ряд преимуществ. Во-первых, учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования, а также платежеспособных и готовых к оказанию помощи детскому саду родителей.

Во-вторых, позволит заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся в ДОУ), сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально - психологического климата.

В-третьих, продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям, оценивающим качество работы учреждения при лицензировании и аттестации) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность работы детского сада.

Опираясь на точку зрения Е.А. Петровой, можно сказать, что внутренний имидж любой организации, в том числе и дошкольной представляет собой восприятие и психологическое отношение к учреждению ее сотрудников (всех категорий), учредителей, составляющих внутреннюю среду компании. Очень важной ступенью в дошкольной организации, влияющей на внутренний имидж, является мнение педагогов о ней, а также младшего обслуживающего персонала. Именно эти люди могут дать оценку учреждению – как положительную, так и отрицательную. Если человеку комфортно работается в коллективе, своевременно выплачивают заработную плату, он сможет реализовать свой потенциал более качественно, а также рассказать и дать положительную оценку учреждению вне стен детского сада. Это является не менее важным, нежели имидж во внешней сфере. Через друзей, знакомых, случайных собеседников можно очень многое узнать об организации и создать или изменить свое мнение о ней. Именно поэтому внутренний имидж является одним из важных факторов, воздействующих на внешний образ организации. Внешний имидж дошкольного учреждения, подтвержденный положительными отзывами прессы, социальных сетей, клиентов, закрепляет уверенность в коллективе и качество внутреннего имиджа компании в целом. Успешность деятельности современной организации во многом зависит от сплоченности персонала, доверительных, заинтересованных отношений между руководителем и его коллегами, от надежности вертикальных и горизонтальных связей. Очень многие родители, выбирая дошкольную образовательную организацию для своего ребенка, ориентируются на отзывы о ней в социальных сетях. Как правило, они пишутся довольными или недовольными родителями, которые выкладывают туда свое мнение. Заинтересованные сотрудники также могут дать очень много полезной информации, в первую очередь для самой организации. Отсюда можно сделать вывод о том, что внутренний и внешний имидж дошкольного учреждения, составляют единое целое и являются неразрывными

Основные компоненты имиджа образовательного учреждения:

Позитивный образ руководителя - персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования учреждения).

Качество образовательных услуг - вклад организации в развитие образовательной подготовки обучающихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования.

Образ персонала - квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников.

Особое внимание тут уделяется непосредственно имиджу педагога. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогическая эрудиция, импровизация, общение.

Сущность PR-деятельности дошкольной образовательной организации заключается в следующем:

1. Выстраивание положительных взаимоотношений с вышестоящими инстанциями. Не секрет, если организация не будет положительно настроена на взаимодействие с вышестоящей организацией, то ее репутация не будет положительной в глазах учредителя.

2. Организация взаимовыгодных отношений с внешней общественностью. В данном случае таковой выступают родители воспитанников. Если имидж организации высок, родители с удовольствием приведут своего ребенка в такое дошкольное образовательное учреждение. И в свою очередь, будут оказывать необходимую финансовую, воспитательную, организационную поддержку.

 3. Организация положительных внутрикорпоративных отношений между сотрудниками. Если в коллективе сложилась положительная, устойчивая атмосфера, то это напрямую передастся детям. Педагоги в спокойной обстановке смогут донести до своих воспитанников требования и необходимую информацию, а дети – более точно ее воспринять. Родители воспитанников в такой ситуации будут довольны и им не придется быть неудовлетворенными оказываемыми услугами.

4. Выстраивание положительных взаимоотношений между другими учреждениями в своем районе или городе. Каждая организация старается показать себя с лучшей стороны. Разными формами являются, например, районные метод объединения, мероприятия районного и городского уровня (концерты, конкурсы и другие), районные педагогические чтения, фестивали.  5. Налаживание внутриорганизационных связей между сотрудниками учреждения, детьми и родителями. Это и проведение совместных открытых мероприятий, родительские собрания с приглашенных специалистов (например, по безопасности дорожного движения), общий субботник и другие. PR-деятельность заведующего дошкольной организацией заключается в умении выявить наиболее «слабые места» организации и принять управленческое решение, какими средствами и инструментами PR будет повышаться имидж организации. После этого он делегирует ряд организационных функций своему непосредственному помощнику, заместителю заведующего по воспитательной работе. PR-деятельность данного специалиста в дошкольной образовательной организации, представляет собой подготовку и организацию PR-мероприятий для повышения имиджа ДОУ. Заместитель заведующего подготавливает основу для планируемого действия: разрабатывает основные положения для проведения PR деятельности, планирует основной этап и предполагает конечный результат. При этом основной этап деятельности, он впоследствии может делегировать воспитателям своей организации, либо специалистам. В свою очередь, эта категория сотрудников, является непосредственными исполнителями PR-кампании, можно сказать – «техническим элементом». Для формирования мнения общественности об организации и создания ее высокой репутации специалисты в области PR, например, непосредственно руководитель дошкольной образовательной организации или его заместитель, используют сообщения и специальные события. Иначе говоря, воздействуют на аудиторию словом и делом.

Категории PR технологий, которые чаще всего применяются в ДОУ. Первая категория — это публикации. Это ежегодные публикуемые отчеты, брошюры, научные статьи специалистов ДОУ, информационные бюллетени, печатные материалы об инновационной деятельности, практические пособия из опыта работы. С помощью статей, написанных руководителем и педагогами ДОУ, привлекается внимание к учреждению, опыту работы специалистов.

Вторая категория это - мониторинг. Необходимо осуществлять систематическое непрерывное слежение за отношением общественности к ДОУ, фиксировать изменения общественных ценностей.

Третья категория - это фирменный стиль. Его компоненты - это логотип, шрифт, герб, флаг, фирменный цвет, буклет, визитная карточка, сайт, тетради, форма, значки, бланки для документов, благодарственные письма, грамоты, слоган, спортивная форма, бейджики, шторы, брендбук.

Следующая категория PR - технологий, формирующих имидж образовательных учреждений - это организация специальных мероприятий, организация утренников, родительских собраний, концертов, приуроченных к определенным датам, организация методических объединений, участие педагогов в конкурсах. Сюда же можно отнести организации выставок внутри ДОУ.

Одна из важнейших категорий PR - технологий это работа со средствами массовой информации. СМИ в настоящее время - это самый массовый канал, охватывающий громадную аудиторию. Это установление контактов с журналистами и блоггерами, создание информационных поводов, рассылка пресс - релизов, организация пресс - туров и пресс - конференций, комментарии специалистов.

Системный подход к организации PR кампании:

  1. Исследование
  2. Постановка цели
  3. Стратегия
  4. Программа действия
  5. Ресурсы
  6. Оценка успешности

Пример проведения PR-кампании организации дополнительных образовательных платных услуг в учреждении

Критерии

Содержание работы

  1. Исследование

Анкетирование родителей с целью выяснения следующих вопросов:

-будут ли востребованы в учреждении дополнительные образовательные платные услуги

-какие направления дополнительных образовательных платных услуг вызывают наибольший интерес у родителей

  1. Постановка цели

-Удовлетворение родительского спроса на дополнительные образовательные платные услуги

  1. Стратегия

-Создание правовой базы и формирование экономического механизма развития дополнительных образовательных платных услуг 

- Создание списка дополнительных образовательных платных кружков востребованных родительской общественностью

  1. Программа действия

-Разработка программ дополнительного образования детей художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной направленностей

-Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам

-Проведение открытых мероприятий по результатам работы кружка

  1. Ресурсы

- Реклама платных кружков в группе ГБДОУ в ВК

-Повышение квалификации персонала

-Приобретение необходимого оборудования для реализации программ дополнительного образования

  1. Оценка успешности

-Анкетирование родителей об их удовлетворенности проведением дополнительных образовательных платных услуг

- Отзывы родителей в группе ВК

-Анализ посещения воспитанниками дополнительных образовательных платных кружков, в процентном соотношении от общего количества воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование имиджа воспитателя детского сада

Описание работы с воспитателями по формированию имиджа....

Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"

Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"...

Особенности применения PR - технологий в формировании имиджа ДОУ.

Статья раскрывает основные понятия имиджа ДОУ, его компоненты.Рассматриаются основные PR технологии,которые приминяются в ДОУ....

Проект «Разработка и внедрение модели формирования имиджа дошкольного учреждения»

Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристикамии призванный оказывать психологическое вли...

Статья «Роль старшего воспитателя в формировании имиджа ДОУ в условиях современного образования»»

В статье говориться о  значении повышения  имиджа дошкольного учреждения в целом и роли старшего воспитателя в проводимой работе...

Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого во...