Особенности применения PR - технологий в формировании имиджа ДОУ.
статья по теме

Статья раскрывает основные понятия имиджа ДОУ, его компоненты.Рассматриаются основные PR технологии,которые приминяются в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИМИДЖ23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения PR - технологий в формировании имиджа ДОУ.

Реформы, проводимые в области образования в России, отражаются и на сфере деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с ростом заработной платы, растут требования к педагогам и, как следствие, повышается качество образования. Новые методы преподавания, компьютеризация учебных заведений, повышение эргономичности помещений предполагают и новые методы социального взаимодействия внутри учреждения. Появилась необходимость целенаправленного формирования имиджа образовательного учреждения.

Перед дошкольным учреждением встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему. Педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, направленным, прежде всего на интересы ребенка, с одной стороны, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество различных сегментов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни.

Еще лет пять назад сочетание слов «имидж детского сада» звучало, по меньшей мере, необычно, и многие руководители даже не задумывались о целенаправленном формировании имиджа своего ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). А сейчас эта тема становиться все более актуальной. Так как дошкольное учреждение с благоприятным и устойчивым имиджем будет иметь ряд преимуществ. Во-первых, учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования, а также платежеспособных и готовых к оказанию помощи детскому саду родителей.

Во-вторых, позволит заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся в ДОУ), сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально - психологического климата.

В-третьих, продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям, оценивающим качество работы учреждения при лицензировании и аттестации) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность работы детского сада.

Важную роль в формировании имиджа играет PR - работа по связи с общественностью. В ее рамках происходит исследование общественного мнения, анализ статистических данных, изучение документов и публикаций, контакты с журналистами, подготовка аналитических записок, информационных материалов, информирование общественности на пресс-конференциях, совершенствование отношений с потребителями, реклама, информационное воздействие на органы власти и управления.

Слово «имидж» английского происхождения (image) и переводится как образ, облик, представление. Первыми с понятием «имидж» начали активно работать экономисты занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, что это был американский экономист Болдуинг. Именно он ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания.

Далее «имидж», как специфический феномен, стал рассматриваться специалистами в сфере политологии, они увидели в нем важное направление своей работы. Политологам уже были известны работы Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано научно - прикладное обоснование практической ценности этого феномена.

Сегодня имидж представляется одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней и ее товару а, следовательно, является условием ее процветания.

Рассмотрим также определения имиджа образовательного учреждения.

Под имиджем образовательного учреждения понимают сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Пискунов М. С. рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения»

Рассмотрим основные компоненты имиджа образовательного учреждения .

Позитивный образ руководителя - это персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы).

Качество образовательных услуг - вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами.

Также очень важным компонентом имиджа ОУ (образовательного учреждения) является уровень цен на платные дополнительные услуги.

Уровень психологического комфорта подразумевает, уважение в системе взаимоотношений учитель - ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса.

Образ персонала - это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников.

Особое внимание тут уделяется непосредственно имиджу педагога. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогическая эрудиция, импровизация, общение. Кроме того имидж педагога можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это сам образ, некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека.

 Во-вторых, это внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду и т. д. В-третьих, составляющей выступает внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы. В-четвертых, существует процессуальный аспект, предполагающий, темперамент, эмоции, волевые качества. В- пятых, это ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, его установками, а так же его легендой. И, наконец, шестая составляющая включает в себя профессиональную репутацию педагога, к которой можно отнести наработанный опыт, профессиональные награды и премии  .

Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре; наличии и функционировании детских и юношеских объединений; визуальной самобытности образовательного учреждения; традициях; стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Внешняя атрибутика - подразумевает наличие фирменного стиля (символики); газеты, собственного сайта в сети интернет. Внешняя атрибутика и дизайн помещений.

Внешняя атрибутика так же включает в себя архитектурное решение образовательного учреждения, интерьер помещений, особые признаки, по которым можно отличить одно образовательное учреждение от другого.

Архитектурно - планировочное решение помещений для образовательного учреждения может быть более или менее удачным в плане эстетического восприятия, в зависимости от ряда условий: предназначены ли помещения специально для организации учебного процесса или только приспособлены для размещения учащихся (например, под детские сады или школы отдают старые купеческие дома и т. д.).

Теперь рассмотрим основные PR технологии, которые чаще всего применяются в ДОУ. Разделим их на несколько категорий.

Первая категория это публикации. Это ежегодные публикуемые отчеты, брошюры, научные статьи специалистов ДОУ, информационные бюллетени, печатные материалы об инновационной деятельности, практические пособия из опыта работы. Брошюры играют важную роль в информировании целевых клиентов о том, какие образовательные услуги предлагает ОУ, как они реализуются. С помощью статей, написанных руководителем и педагогами ДОУ, привлекается внимание к учреждению, опыту работы специалистов.

Вторая категория это - мониторинг. Необходимо осуществлять систематическое непрерывное слежение за отношением общественности к ДОУ, фиксировать изменения общественных ценностей.

Третья категория - это фирменный стиль. Его компоненты - это логотип, шрифт, герб, флаг, фирменный цвет, буклет, визитная карточка, сайт, тетради, форма, значки, бланки для документов, благодарственные письма, грамоты, слоган, спортивная форма, бейджики, шторы, брендбук.

В последнее время в один из самых популярных инструментов PR в сфере образования, превратился веб - сайт учреждения. Сайт решает многие задачи: позиционирование учебного заведения на рынке образовательных услуг, привлечение клиентов, спонсоров, партнеров, обеспечение узнаваемости «марки» учебного заведения. Помимо предоставления самой полной информации об учебном заведении и стимулирования потенциальных клиентов к приобретению услуги, сайт образовательной организации можно использовать для оперативного разрешения проблем, с которыми столкнулись настоящие и потенциальные клиенты, а также предоставлять обратную связь между покупателем и продавцом услуги. Одним из способов для этого могут стать специализированные форумы.

Следующая категория PR - технологий формирующих имидж образовательных учреждений - это организация специальных мероприятий, акций, семинаров, конференций, форумов, лекций, выступлений руководства и ведущих экспертов, а также участие в отраслевых мероприятиях, дни открытых дверей и т. д. Применительно к сфере дошкольного образования - это организация утренников, родительских собраний, концертов, приуроченных к определенным датам, организация методических объединений, участие педагогов в конкурсах. Сюда же можно отнести организации выставок внутри ДОУ.

Одна из важнейших категорий PR - технологий это работа со средствами массовой информации. СМИ в настоящее время - это самый массовый канал, охватывающий громадную аудиторию. Поэтому большинство образовательных учреждений стремятся сотрудничать со СМИ. Это установление контактов с журналистами и блоггерами, создание информационных поводов, рассылка пресс - релизов, организация пресс - туров и пресс - конференций, комментарии специалистов.

Основной принцип работы над имиджем в ДОУ, это использование имеющихся ресурсов. Многие руководители детских садов считают, что использование технологий PR для создания имиджа требуют больших материальных вложений. И они не могут себе этого позволить в силу обстоятельств и многих причин. На самом же деле, это конечно не так. Имидж есть у каждого ДОУ, и каждое ДОУ использует в работе над ним PR – технологии, просто не все над этим задумываются. Родительские собрания, утренники, выставки, опросы общественного мнения, публикации – все это PR – технологии, которые при грамотном использовании укрепляют имидж ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого воспитателя «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Широкое развитие информационных технологий и  их проникновение во все сферы жизни общества является тенденцией мирового развития. Использование современных технологий в образовательных программах...

Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты

Князева Ю.И., Ракитина И.В.Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной комнаты.Ключевые слова: сенсорная комната, образовательные...

Особенности применения мультимедийных технологий в дошкольном образовании

Данный материал представляет собой теоретический материал с анализом мультимедийных технологий, применяемых в дошкольном образовании и варианты использования медиа технологий в практической деятельнос...

Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.

Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ....

Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого во...

Особенности применения PR – технологий в формировании имиджа ДОУ

О необходимости целенаправленного формирования имиджа образовательного учреждения....