Формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями
статья

Котельникова Юлия Вячеславовна

Формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями»

Для того, чтобы выстроить грамотные взаимоотношения с родителями педагогу нужно быть хорошо подкованным в вопросах коммуникации.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. имя собеседника
  3. комплимент.
  • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
  • Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», «Здравствуйте, Анна Владимировна!».
  • В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). И мы с вами сейчас немного потренируемся.

Еще один из способов эффективного общения, это активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Приемы активного слушания.

1. Глухое молчание.

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).

4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?")

6. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно следующее:

«Не повторите ли вы еще раз?»

«Что вы имеете в виду?»

7. Перефразирование (парафраз) — формулирование той же мысли другими словами. В беседе парафраз состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами:

«Как я понял вас, вы считаете, что…»

«Как я понимаю, вы говорите о том, что…»

«По вашему мнению…»

8. Резюмирование — техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным. «Я внимательно вас выслушал. Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял…" (или «Вот, как я понял, что с вами произошло…«)

«Если теперь подытожить сказанное вами, то…»

«Из вашего рассказа я сделал следующие выводы…»

Далее вы буквально в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он рассказывал вам в течение нескольких минут.

8. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ.

9. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

10. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности педагогов как новая парадигма результатов методической работы ДОУ

В данной статье представлен опыт работы изучению и созданию эффективных условий для развития коммуникативной компетентности педагогов....

Формирование коммуникативной компетентности педагогов как новая парадигма результатов методической работы ДОУ

В данной статье представлен опыт работы изучению и созданию эффективных условий для развития коммуникативной компетентности педагогов....

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности педагогов»

Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Практикум на развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Практикум состоитиз 5 занятий, результатом которого является приобретение педагогами коммуникативного опыта....

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...