Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"
методическая разработка

Серебрякова Мария Юрьевна
Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогических технологий обучения дошкольников; совершенствования поиска и освоения новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательного учреждения; систематизирования знаний педагогов по проблеме использования современных педагогических технологий в практике работы с детьми. 
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала и направлено на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДО

«Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования»

Разработал: старший воспитатель 1 квалификационной категории

Серебрякова Мария Юрьевна

МАДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

Цель:

- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогических технологий обучения дошкольников;

- совершенствовать поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательного учреждения;

- систематизировать знания педагогов по проблеме использования современных педагогических технологий в практике работы с детьми.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей детей, творческо-поисковый компонент.

Изменения в дошкольном образовании связаны с вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, введением ФГОС дошкольного образования с 1 января 2015 года. Какие же именно перемены произошли? Давайте попробуем назвать. 

Дошкольное образование – первая ступень общего образования.
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
- Сотрудничество с семьей.
- Поддержка инициативы детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Индивидуализация образования.
Образовательная программа – основной нормативный документ, при реализации которой должны соблюдаться требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

С введением вышеперечисленных изменений возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Движущей силой развития дошкольной организации становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. 
Постоянный творческий поиск, освоение новых педагогических и информационных технологий - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. 

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. 

Педагогика должна дать направление этим случайностям

(В. Ф. Одоевский - писатель, мыслитель эпохи романтизма).

Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала и направлено на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Как уже было сказано, основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 Экспресс-опрос.

Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».

Уточнение понятий «метод», «методика», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».

- Вопрос: «Что такое метод?» (Метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).

- Вопрос: «Что такое методика?» (Методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте). 

- Вопрос «Что такое технология?»  (Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве(толковый словарь).

 - Вопрос: «Что такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).

Педагогические технологии классифицируются на:

традиционные и инновационные.

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.

Что же такое инновационные технологии?  – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.  

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

И мы с Вами, уважаемые коллеги, успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии, соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса.

Сегодняшний семинар посвящен не изучению современных образовательных технологий – вы их прекрасно знаете, а именно актуализации ваших знаний о них.

ЗАДАНИЯ. Итак, первая технология (открывается волшебный чемоданчик):

  • это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  (Здоровьесберегающие технологии)

Здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Без здоровья все другие ценности не в радость. Здоровье в человеке заложено природой. И задача каждого из нас сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

Перед вами лежит чек-лист по здоровьесберегающим технологиям, вам необходимо его заполнить формами.

Следующая технология:

  • Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (технология проектной деятельности).

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

  • Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения (ТРИЗ).

Основная задача использования технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером, позже была адаптирована к дошкольному возрасту.   

В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

  • Игровая технология.

Игра является основным способом знакомства с окружающим миром, поэтому по ФГОС инновационные игровые технологии в ДОУ должны оставаться основой воспитательной деятельности. Организованная игровая активность несет большой познавательный потенциал - в числе игр следует выделить те упражнения, которые позволяют дошкольникам: выделять отдельные признаки предметов, проводить простейшую классификацию («Найди лишнее», «Съедобное-несъедобное»); действовать в соответствии с заданными правилами, знакомясь с принципами социального взаимодействия (сюжетно-ролевые игры); отличать вымысел от реальности (творческие игры); развивать коммуникативные навыки, скорость реакции, внимательность (подвижные игры, игры на смекалку).

Также можно выделить игровые технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей:

-.«Сказочные лабиринты игры» В. Воскобович

- технология «Блоки Дьенеша»

- технология «Палочки Кюизенера»

ВЫВОД. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

  • Технология «Образовательное событие»

Событие – это всегда нечто уникальное, однократное, неповторимое. Отличительная черта образовательного события – яркие впечатления, которые помогают детям запомнить новую информацию. События могут быть спонтанными или запланированными, заменять некоторые занятия или дополнять их, проходить по инициативе детей или взрослых.

 Чем образовательное событие отличается от традиционного занятия

В идеале каждое традиционное занятие педагоги стремятся превратить в образовательное событие. Однако занятия представляют собой стройную педагогическую систему, содержание которой выстраивается от простого к сложному, что позволяет последовательно формировать у детей новые навыки. Отдельные образовательные события выходят из этой канвы. В отличие от занятий они позволяют в большей степени реализовать инициативы детей и взрослых и получить отклик на явления окружающей их жизни.

Если занятия проходят по плану, то события могут быть спонтанными. При этом, как и занятия, образовательные события можно проводить даже с детьми младшей группы. Главное, чтобы они были понятны и интересны воспитанникам.

Какова структура образовательного события

Образовательное событие состоит из четырех частей. Начинается оно с увлекательной информационной завязки. Затем идет содержательная информативная часть, когда дети узнают что-то новое. Далее дошкольники погружаются в творческую деятельность на тему события. Потом следует приятное завершение события.

Какими бывают образовательные события

Инициировать образовательные события могут и воспитатели, и дети. Не обязательно привязывать события, особенно спонтанные, к теме недели

Образовательные события могут быть спонтанными и планируемыми. Планируемые события делятся на традиционные, календарные и итоговые.

Спонтанные образовательные события. Спонтанные события возникают по инициативе детей или как реакция детско-взрослого сообщества группы на внешние явления. Завязкой спонтанных событий может стать любое изменение в группе, необычная история, новый опыт кого-то из детей.

Пример

Если кто-то из детей принес из дома интересную книгу и вы стали ее читать, изучать иллюстрации, знакомиться с автором или на прогулке вы увидели необычную улитку, или кто-то рассказал про новый опыт и всем захотелось побольше узнать об этом, это образовательное событие.

Чтобы спонтанных образовательных событий было в жизни группы больше, рекомендуйте педагогам внимательно наблюдать за окружением, чаще задавать детям вопросы об их жизни, размышлениях. Предупреждайте педагогов, если в ДОО будет что-то необычное для детей, на что им стоило бы посмотреть.

Образовательные события организуются их не чаще одного раза в неделю для подготовительных групп и не чаще одного раза в месяц для младших

Спонтанные события имеют преимущество перед планируемыми, потому что их нельзя перенести и важно прожить в тот момент, когда они происходят. Поэтому педагоги должны уметь встраивать спонтанные события в работу по плану.

Планируемые образовательные события. Планируемые события педагоги включают в перспективные планы работы. В детском саду – это фестивали, выставки, встречи с интересными людьми, за пределами детского сада – экскурсии в музеи, походы в библиотеку, кинотеатр, на концерт, спектакль. Некоторые события могут проходить ежегодно или с иной периодичностью, которую определяет коллектив. В этом случае события становятся традиционными.

Пример

Традиционными образовательными событиями могут быть: сезонные фотоэкспозиции «Мой любимый город...», театральная неделя, декабрьские музыкальные вечера, выставка «Симфония самоцветов», семейные проекты «Книжки для дочурок и сынишек».

Традиционные события можно приурочить к государственным и фольклорным праздникам, праздникам культурологической направленности. Календарные образовательные события педагоги должны планировать с учетом интересов и возраста детей.

Заключение:  

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе, а также профессиональную самореализацию педагогов.

«Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

(Ч. Диккенс)

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Список использованной литературы:

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
  2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Консультация для педагогов на тему: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"

Цели:- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогически...

Деловая игра по теме:« «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования».

Деловая игра  по теме:« «Внедрение инновационных  технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования»....