Презентация опыта работы "Модель инклюзивного образования"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Опыт работы опубликован в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Методика и практика современного образования и воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справникова Ольга Викторовна (заведующий ДОУ), Зубенко Олеся Владимировна, Шебалина Оксана Владимировна (старшие воспитатели)

МБДОУ № 52 «Веселый дельфин» г. Канска

Модель инклюзивного образования

Модель инклюзивного образования МБДОУ № 52 представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях ДОУ.

Основанием разработки модели являются нормативные документы РФ и локальные акты учреждения.

 Инклюзивное образование в нашем учреждении строится на следующих принципах:

 - Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

 - Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

 - Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников на основе партнерского взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, установление доверительных партнерских отношений всех участников.

 - Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

 - Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Целью инклюзивного образования нашего ДОУ является: создание специальных образовательных условий для получения доступного качественного образования детьми (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, успешной социальной адаптации в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

- способствовать формированию толерантного отношения детей и взрослых к детям с ОВЗ;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации АОП, учитывающих особые образовательные потребности детей;

-создать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС ДО, в том числе создать универсальную безбарьерную среду;

- способствовать успешной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный);

- организовать для детей, в том числе детей с ОВЗ, дополнительные образовательные услуги в ДОУ;

- повышать профессиональную компетентность педагогов в организации инклюзивного образования;

- обеспечить комплексную психолого-педагогическую помощь родителям детей (в том числе детей с ОВЗ) в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.

С детьми комбинированных групп работают воспитатели, учитель-логопед, педагог – психолог, учитель-дефектолог, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре имеющие специальное образование или курсы повышения квалификации соответствующего направления.

Для организации эффективной образовательной деятельности с разными категориями воспитанников необходима соответствующая материально-техническая база. В детском саду имеются  кабинеты специалистов, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. В группах организованны речевые уголки с соответствующим оборудованием и оснащением. В холлах созданы условия для реализации образовательных технологий и самостоятельной игровой деятельности.

Оценка результатов образовательной деятельности осуществляется педагогами и специалистами ДОУ через проведение педагогической диагностики, педагогического наблюдения.  Для детей ОВЗ по результатам диагностики проводится  корректировка АОП. Заседания  психолого-педагогической комиссии проводится не реже 3 раз в год. Также наш детский сад осуществляет взаимодействие с ЦДК и Краевым филиалом ПМСС по вопросу определения пути развития детей с ОВЗ.

Систему инклюзивного образования в нашем ДОУ мы представили виде модели (приложение), состоящей из нескольких компонентов.

Содержательно-технологический компонент модели отражает образовательную деятельность с детьми, которая  осуществляется по ООП ДО, разработанной с учетом программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко. Для детей с ОВЗ разрабатываются адаптированные образовательные программы, с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и на основе программы для детей с ТНР Н.В. Нищевой, методических пособий  для детей с ЗПР и УО Е.А. Стребелевой и Т.Г. Неретиной.

Для реализации образовательных программ педагогами используются разнообразные формы организации совместной и самостоятельной деятельности: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами;

совместная деятельность в режиме дня и игра в микро-группах с другими детьми; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); фронтальные занятия; детско-родительские группы; кружковая деятельность; праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, развлечения.

В своей деятельности педагоги реализуют следующие технологии: здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика); технология проектной деятельности, в результате которой раскрывается индивидуальность ребенка, реализуются его интересы и потребности; технология Н. П. Гришаевой «Клубный час»,  позволяющая эффективно сформировать и развить у детей саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Так же в детском саду организованы дополнительные образовательные услуги различной направленности, которыми пользуются 127 детей, из них 9 детей с ОВЗ.

Структурно-функциональный компонент модели отражает взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также их функции и взаимосвязи:

- Заведующий  (Разработка нормативно-правовых документов. Организация оценки образовательной среды в ДОУ на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования. Создание консультационного пункта. Повышение квалификации педагогов).

- Старшие воспитатели  (Координация деятельности педагогов в части реализации инклюзивного образования. Выявление затруднений и профессиональных проблем педагогов по вопросам инклюзивного образования. Методическое сопровождение инклюзивного образования).

- Воспитатели (Реализация инклюзивной практики. Участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Взаимодействие с родителями, специалистами. Выполнение рекомендаций специалистов).

- Специалисты (Осуществление коррекционно-развивающей  работы. Консультирование родителей, педагогов. Участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ).

- ППк (Совместная деятельность специалистов, направленная на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей детей и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи. Разработка, корректировка адаптированных образовательных программ. Мониторинг динамики в развитии детей).

- Родители (законные представители) (Участие в разработке и корректировке адаптированных образовательных программ. Взаимодействие с воспитателями и специалистами. Посещение консультаций, собраний, обучающих семинаров, мастер-классов, выполнение рекомендаций специалистов).

 -  Сотрудничество с социальными партнерами  строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Взаимодействие с медицинскими учреждениями, городской ПМК позволяет выявить особенности ребенка и определить для него дальнейший образовательный маршрут, а родителям получить консультации специалистов данных учреждений.   Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития, обогащения личности, успешной социализации ребенка. Взаимодействие включает в себя разработку и реализацию совместных проектов,  программ, мероприятий и др., которые рассчитаны на всех воспитанников ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ. 

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает комплексную оценку развития инклюзивного образования в ДОУ, включает проведение рефлексивно-аналитических, диагностических и мониторинговых процедур.

Представленная модель отражает систему инклюзивного образования в ДОУ, показывает взаимосвязь всех структурных компонентов и направлена на достижение поставленных задач.

                     Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин» Модель инклюзивного образования МБДОУ № 52 «Веселый дельфин»

Слайд 2

Нормативное обеспечение « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Н ациональный проект «Образование » Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда » Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 года, утверждённая Указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 года № 858-уг П исьмо Министерства образования Красноярского края от 11.03.2019 года № 75-2574 Практические рекомендации по построению муниципальных моделей развития инклюзивного образования Письмо УО администрации города Канска от 01.10.2019 года № 1463 «Об организации работы по построению модели инклюзивного образования » Положение о ППк ДОУ Приказ и положение о создании комбинированных групп

Слайд 3

Принципы инклюзивного образования Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников на основе партнерского взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, установление доверительных партнерских отношений всех участников. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания . Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Слайд 4

Цель: создание специальных образовательных условий для получения доступного качественного образования детьми (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, успешной социальной адаптации в условиях инклюзивного образования. Задачи : способствовать формированию инклюзивной культуры общества, в том числе через формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, учитывающих особые образовательные потребности детей; создать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС ДО, в том числе создать универсальную безбарьерную среду; способствовать успешной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный); организовать для детей, в том числе детей с ОВЗ, дополнительные образовательные услуги в ДОУ; повышать профессиональную компетентность педагогов в организации инклюзивного образования; обеспечить комплексную психолого-педагогическую помощь родителям детей (в том числе детей с ОВЗ) в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.

Слайд 5

ДОУ посещают 289 детей из них: 16 детей с ОВЗ : 1ребенок- с умственной отсталостью 4 ребенка- с ЗПР 11 детей – с ТНР 2 ребенка-инвалида 1 ребенок - с нарушением ОДА , 1 ребенок - с заболеванием сердца

Слайд 6

Речевой уголок для индивидуальных занятий в группе Кабинет учителя-логопеда Творческая мастерская в холле модель

Слайд 7

Предполагаемые результаты инклюзивного образования у большинства детей и родителей сформировано толерантное отношение к детям с ОВЗ; организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, учитывающих особые образовательные потребности детей; РППС организована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, и требованиями ФГОС ДО; успешная социализация детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный); осуществляются дополнительные образовательные услуги в ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ; педагогами и специалистами ДОУ пройдены курсы повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования; родителям воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) оказывается психолого-педагогическая помощь в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Современные технологии инклюзивного образования

В презентации представлены  основные Принципы развития инклюзивного образования...

Презентация для родителей "Инклюзивное образование"

Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принциппе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучен...

Презентация для родителей "Инклюзивное образование в ДОУ"

Иклюзивное воспитание и развитие детей дошкольного возраста актуальная тема для просвещения родительского сообщества. С введением инклюзии в общеобразовательные учреждение возникает немало вопросов и ...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация на тему: "Инклюзивное образование в ДОУ"

Презентация на тему: "Инклюзивное образование в ДОУ"...