Семинар «Преемственность в вопросах ФГОС дошкольного и начального образования»
материал

Волкова Ольга Николаевна

Семинар предназначен для педагогов детского сада, учителей начальной школы. На семинаре рассматриваются вопросы преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования, точки соприкосновения и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Преемственность в вопросах ФГОС дошкольного и начального образования»

Понятия.

СТАНДАРТ – совокупность требований

- нормативный технический документ, устанавливающий нормы, правила, требования к объекту стандартизации. Может содержать правовые нормы...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

- такое соотношение предшествующей и последующей стадий в процессе изменения того или иного объекта, в основе которого лежит сохранение тех или иных частей, свойств, характеристик объекта.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (Л.С. Выготский)

Преемственность трактуется как «опора на пройденное», дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, в процессе которых полученные знания закрепляются, а новые, включаясь в общую систему знаний, усваиваются сознательно и прочно.

Преемственность рассматривается как:

  • закономерная связь между различными этапами, ступенями развития,
  • закономерная связь между звеньями образования,
  • субъектами обучения и воспитания, что обеспечивает последовательность, непрерывность и эффективность педагогического процесса.

Преемственность ДО и НОО подразумевает под собой обеспечение плавного перехода от одного уровня образования к другому.

Основными линиями преемственности являются:

- цели и задачи дошкольного, начального и основного общего образования;

- планируемые результаты и инструменты их выявления;

- содержание образования;

- формы и методы воспитания, обучения и развития детей;

- условия реализации ООП.

В целом речь идет о преемственности в содержании основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Универсальные  предпосылки учебной деятельности:

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения;
  • умение фантазировать, воображать;
  • умение работать по образцу;
  • умение работать по правилу;
  • умение обобщать;
  • умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • владение языком, на котором ведется обучение в школе;
  • умение общаться со взрослым и сверстниками.

Практикум

Задача: найти сходство и различия в методологических подходах к реализации ФГОС

Психолого- педагогический методологический подход в ФГОСах ДО и НОО

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Форма организации обучения

Образовательная деятельность

Урок

Ведущая деятельность

Игровая

Учебная

Основа обучения

Деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа ФГОС НОО.

-опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребенка;

-опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребенка:

Способ организации

воспитанник-субъект

учащийся-субъект

Результаты освоения программы

Целевые ориентиры

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);

универсальные учебные действия.

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат  непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей (п . 4.7 ФГОС ДО)

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы[1] настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Оценивание результатов

-Нецензовый характер: формирование оценки и самооценки

- Не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

- Личностные (не подлежат индивидуальной оценке);

- Метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой оценке.

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

Позиция педагога

Партнерская форма

Учитель-наставник, тьютор

Позиция ребенка

-допускается «вход» и «выход» детей:

предоставляется право выбора участвовать-не участвовать .

Учащийся- участник урока (объект и субъект);

задача учителя- «замотивировать» ребенка на участие в учебной деятельности.

Продолжительность образовательного процесса

- в течение всего времени пребывания в детском саду (10,5ч)

- режимные моменты;

- организация образовательной деятельности;

самостоятельная деятельность.

- урок — 35,40,45 мин.;

-внеурочная деятельность:

- курсы, предметы по выбору;

-вовлечение в мероприятия по воспитательной работе:

- самостоятельная деятельность ( домашние задания).

Формы организации обучения

-индивидуальная;

- подгрупповая;

-фронтальная.

Могут сидеть на стульях, на полу, могут стоять, передвигаться.

-индивидуальная;

парная, групповая;

-фронтальная;

Основная форма - сидение за партой.

Содержание образовательной деятельности

-может быть интегрированной;

-определяется программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение;

- наличие физминуток;

-может быть интегрированной;

- определяется ООП НОО образовательной организации;

- наличие физминуток.

Структура формы обучения

Выделяются 3 основные части: начало, ход, окончание.

Этапы учебного занятия

1. Создание проблемной ситуации;

2. Целевая установка;

3.Мотивирование;

4.Проектирование решения проблемной ситуации;

5.Выполнение действий;

6.Анализ результатов в деятельности;

7.Подведение итогов.

1.Организационный этап.

2.Мотивационно - целевой этап.
3.Коммуникативный этап.

4.Содержательный этап.

5.Технологический этап.

6.Контрольно-оценочный этап.

7.Аналитико-рефлексивный этап

Последовательность, название зависит от типа урока

Предметные области (образовательные области)

1.Социально-коммуникативное развитие;

2.Познавательное развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

  1. Русский язык и литературное чтение;
  2. Родной язык и литературное чтение на родном языке;
  3. Иностранный язык;
  4. Математика и информатика;
  5. Обществознание и естествознание (окружающий мир) ;
  6. Основы религиозных культур и светской этики;
  7. Искусство;
  8. Технология;
  9. Физическая культура.

Если мы обратим внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметные области основной образовательной программы начального общего образования.

Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрена

Разработаны ФГОС для детей с ОВЗ

Проблемы преемственности

Отсутствие общности целей у педагогов  ДОО и начальной школы (ФГОС ДОО и ФГОС НОО)

Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности — для педагогов  ДОО характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе оценка качества результата деятельности

Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОО и начальной школы в  адаптационный период первоклассников

Смена стиля общения педагога с детьми

Перемена основного вида деятельности: с игровой —  на учебную

«Сведение» проблемы преемственности к разработке преемственных программ

Отсутствие при поступлении ребенка в  школу опоры на его предшествующий  опыт (знаниевый, социальный и проч.)

выдержка ФГОС ДО

Обязательная часть Программы

        Обеспечивает достижение воспитанниками         готовности к школе, а именно необходимый         и достаточный уровень развития ребенка         для успешного освоения им основных         общеобразовательных программ начального         общего образования.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер


Психолого- педагогический методологический подход в ФГОСах ДО и НОО

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Повышение роли семьи в работе образовательной организации

Форма организации обучения

Образовательная деятельность

Урок

Ведущая деятельность

Игровая

Учебная

Основа обучения

Деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа ФГОС НОО.

-опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребенка;

-опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребенка:

Способ организации

воспитанник-субъект

учащийся-субъект

Результаты освоения программы

Целевые ориентиры

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);

универсальные учебные действия.

Оценивание результатов

-Нецензовый характер: формирование оценки и самооценки

-Нецензовый характер в 1 классе;

- Оценивание формирования УУД

Позиция педагога

Партнерская форма

Учитель-наставник, тьютор

Позиция ребенка

-допускается «вход» и «выход» детей:

предоставляется право выбора участвовать-не участвовать .

Учащийся- участник урока (объект и субъект);

задача учителя- «замотивировать» ребенка на участие в учебной деятельности.

Продолжительность образовательного процесса

- режимные моменты;

- организация образовательной деятельности;

самостоятельная деятельность.

- урок — 35,40,45 мин.;

-внеурочная деятельность:

- курсы, предметы по выбору;

-вовлечение в мероприятия по воспитательной работе:

- самостоятельная деятельность ( домашние задания).

Формы организации обучения

-индивидуальная;

- подгрупповая;

-фронтальная.

Могут сидеть на стульях, на полу, могут стоять, передвигаться.

-индивидуальная;

парная, групповая;

-фронтальная;

Основная форма - сидение за партой.

Содержание образовательной деятельности

-может быть интегрированной;

-определяется программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение;

- наличие физминуток;

-может быть интегрированной;

- определяется ООП НОО образовательной организации;

- наличие физминуток.

Структура формы обучения

Выделяются 3 основные части: начало, ход, окончание.

Этапы учебного занятия

1. Создание проблемной ситуации;

2. Целевая установка;

3.Мотивирование;

4.Проектирование решения проблемной ситуации;

5.Выполнение действий;

6.Анализ результатов в деятельности;

7.Подведение итогов.

1.Организационный этап.

2.Мотивационно - целевой этап.
3.Коммуникативный этап.

4.Содержательный этап.

5.Технологический этап.

6.Контрольно-оценочный этап.

7.Аналитико-рефлексивный этап

Последовательность, название зависит от типа урока

Предметные области (образовательные области)

1.Социально-коммуникативное развитие;

2.Познавательное развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

  1. Русский язык и литературное чтение;
  2. Родной язык и литературное чтение на родном языке;
  3. Иностранный язык;
  4. Математика и информатика;
  5. Обществознание и естествознание (окружающий мир) ;
  6. Основы религиозных культур и светской этики;
  7. Искусство;
  8. Технология;
  9. Физическая культура.

Виды грамотности младших дошкольников:

- функциональная

- финансовая

- информационная

- коммуникативная

- читательская

- компьютерная

- грамотность действий в ЧС

- деятельностная

- грамотность при решении бытовых проблем

- естественно-научная

- математическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Реализация программы "Предшкола нового поколения" ( раздел "Развитие сенсорных эталонов и ЭМП") в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования.

Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, использование программы, реализующей ориентиры непрерывного образова...

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...

Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования СОРИПКРО.

Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший пре...