Проект "Я, ты, мы"по социально-коммуникативному развитию дошкольников
проект (подготовительная группа)

Актуальность

     Необходимость разработки проекта по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ty_my.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 19/1,

тел./факс: 8 (3499) 535758, E-mail: dmedvezhonok@nadym.yanao.ru

ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870 / 890301001




ПРОЕКТ

Я, ТЫ, МЫ:

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ


педагог-психолог Вижевитова Г.Н.

Актуальность

     Необходимость разработки проекта по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Современные тенденции ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием. Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированный подход к ребенку – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, эмоциональное благополучие. Формирование личности сложный процесс, который нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, о его дальнейшей самостоятельной жизни. Благополучие человека во многом зависит от того, как он будет воспринимать себя, какие качества у него будут развиты, как будут складываться его отношения с окружающими.

Последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического и речевого развития, эмоционально-личностные проблемы), а также возрастание количества детей с заболеваниями и нарушениями ЦНС. Все больше детей нуждаются в помощи психолога, потому что даже взрослые не всегда понимают и знают, ка выйти из той или иной негативной ситуации, все чаще рождаются жалобы взрослых, что ребенок неуправляем, агрессивен, капризен, склонен к истерикам, всего боится.

С этой позиции в центре работы по социальному развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Предлагаемый проект позволит комплексно решить задачи по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Структура проекта

 Проект состоит из трех основных разделов:

 «Уверенность в себе».

 «Чувства, желания и взгляды».

 «Социальные навыки».  

Первый раздел проекта - «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои особенности, понять, что он уникален, поверить в себя, свои возможности.

   Второй раздел проекта - «Чувства, желания и взгляды» - призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и чувства, а также других людей, адекватно реагировать на них согласно моральным нормам.

    Третий раздел проекта - «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Специфика проекта состоит в том, что он не ограничивается рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникших ситуаций, и могут потребоваться дополнительные объяснения, разбор ситуаций, привлечение соответствующей литературы. 

   Проект рассчитан на занятия с детьми от 6 до 7 лет. Занятия эффективно проводить 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:

  • 6-7 лет – 30 минут.

 Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия детей и их социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности.

 Задачи проекта:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
  3. Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
  4. Развитие осознанного восприятия и отношения к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
  5. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
  6. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
  7. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирование доверия к собеседнику.
  8. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Формы и методы работы с детьми:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);
  • беседы;
  • этюды;
  • импровизации;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй;
  • чтение художественной литературы;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • свободное и тематическое рисование;
  • рассматривание рисунков и фотографий.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Тематические выставки детских работ и совместно с родителями.
  4. Тематические консультации:
  • «Как на самом деле любить детей?».
  • «Влияние родительских установок на развитие детей».
  • «Родительские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье».
  • «Методы воздействия на ребенка в семье».
  • «Как мы ведем себя в обществе».
  • «Праздники в семье».
  • «Кризис трех лет».
  • «Кризис семи лет».
  1. Открытые занятия.
  2. Родительские клубы «Кроха» и «Первоклашка».

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта дети должны научиться:

  • пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;
  • эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;
  • анализировать собственные поступки и поступки окружающих;
  • проявлять потребность в общении;
  • пользоваться средствами общения адекватно ситуации;
  • учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
  • контролировать свое поведение в общении;
  • знать и пользоваться правилами этикета.

Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения программы «Мир открытий» по социально-нравственному направлению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 Старший дошкольный возраст

Тема

Кол-во занятий

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

1

2

Мой автопортрет

1

3

Каждый привлекателен по- своему

1

4

Ты и другие в зеркале

1

5

Ты и твои родители

1

6

Моя семья

1

7

Животное, которое тебе нравиться

1

8

Растение, которое тебе нравиться

1

9

Я хочу

1

10

Я могу

1

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Мимические признаки эмоций

1

2

Праздник

1

3

Чувства и предпочтения

1

4

Несовпадение настроений

1

5

Что тебя огорчает, и чему ты радуешься

1

6

Сказочные герои и ты

1

7

Плач, смех, испуг

1

8

Как называются эмоции

1

9

Музыка и эмоции

1

10

Как  поднять настроение

1

Раздел 3. Социальные навыки

1

Ты и другие в зеркале

1

2

Конфликты между детьми

1

3

Какие качества помогают дружбе

1

4

Внимательный, равнодушный

1

5

Правдивый, лживый

1

6

Смелый, трусливый

1

7

Щедрый, жадный

1

8

Порадуй своего друга

1

9

Один и вместе с друзьями

1

10

Давай познакомимся

1

11

Вредные привычки

1

12

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

1

13

Мальчики и девочки

1

14

Играем вместе

1

СОДЕРЖАНИЕ

Старший дошкольный возраст 

Тема

Задачи

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения 

2

Мой автопортрет

Развитие позитивного отношения к себе, внимания к себе, принятия себя 

3

Каждый привлекателен по- своему

Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную самооценку, развитие толерантности по отношению к другим людям 

4

Ты и другие в зеркале

Развивать представление о себе и своем отличии от других 

5

Ты и твои родители

Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека 

6

Моя семья

Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека 

7

Животное, которое тебе нравиться

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе 

8

Растение, которое тебе нравиться

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к растениям, воспитание любви природе.

9

Я хочу

Помочь детям оценивать их желания и предпочтения

10

Я могу

Помочь детям оценивать их желания и предпочтения и соизмерять их со своими возможностями 

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица 

2

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что, хорошее настроение во многом зависит от отношения с окружающими 

3

Чувства и предпочтения

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями 

4

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроения другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности 

5

Что тебя огорчает, и чему ты радуешься

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации  

6

Сказочные герои и ты

Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок 

7

Плач, смех, испуг

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины 

8

Как называются эмоции

Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях 

9

Музыка и эмоции

Учить детей распознавать настроение, которое вызывает различная музыка 

10

Как поднять настроение

Учить детей разным способам поднятия настроения себе и другим, развитие эмпатии, толерантности 

Раздел 3. Социальные навыки

1

Ты и другие в зеркале

Развитие представлений о себе и своем отличии от других, развитие эмпатии, толерантности 

2

Конфликты между детьми

Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки 

3

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их 

4

Внимательный, равнодушный

Обсудить с детьми качества внимательность и равнодушие, и их значение в межличностных отношениях 

5

Правдивый, лживый

 Обсудить с детьми качества правдивость и лживость, и их значение в межличностных отношениях 

6

Смелый, трусливый

Обсудить с детьми качества смелость и трусость, и их значение в межличностных отношениях

7

Щедрый, жадный

 Обсудить с детьми качества щедрость и жадность, и их значение в межличностных отношениях 

8

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения и дружбы 

9

Один и вместе с друзьями

Развитие понимания одиночества и дружбы, объяснить преимущество дружбы 

10

Давай познакомимся

Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства 

11

Вредные привычки

Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье 

12

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении 

13

Мальчики и девочки

Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек 

14

Играем вместе

Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника 

Методическое обеспечение

 Создание развивающей среды:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • атрибуты для игр-драматизаций;
  • фотоальбомы «Моя семья», «Наша группа»;
  • дидактические пособия:
  • «Какой ты?» (младший дошкольный возраст)
  • «Что тебе нравиться?» (средний дошкольный возраст)
  • «Мы все разные» (старший дошкольный возраст)
  • «Как вести себя» (средний и старший дошкольный возраст)
  • «С кем ты дружишь?» (старший дошкольный возраст)
  • дидактические игры:
  • Игра «Путешествие в мир эмоций».
  • Игра «Театр настроения».
  • Игра «Наши эмоции и чувства».
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
  • «Пиктограммы».
  • уголок настроения;
  • уголок уединения;
  • рисование на темы:
  • Моя семья.
  • Мой автопортрет.
  • Мое настроение.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб: Питер, 2009.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.  М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996.
  9. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М.: Прометей, Книголюб, 2003.
  10. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи.  М.: ТЦ Сфера, 2007.
  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.
  14. Филиппова Ю.В. Общение. Дети до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
  16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Детство – Пресс,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Доклад "Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...