План по профессиональному самообразованию
методическая разработка

Елена Ивановна Майбога

План по профессиональному самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_professionalnomu_samoobrazovaniyu.docx804.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУСАМООБРАЗОВАНИЮ

музыкального руководителя на 2020-2024 учебный год.

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста и эмоционально-познавательной сферы

через различные виды музыкальной деятельности»

http://dou12-ugansk.narod.ru/ocnachennost/khor_detej.png

Музыкальный руководитель       Майбога Елена Ивановна

г. Первомайск

МАДОУ «Светлячок» 2020г.

1

План работы по самообразованию

«Развитие творческих способностей и эмоционально- познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»

Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление и систематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

  1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
  2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
  3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды музыкального восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  4. Создать картотеку дидактических игр по развитию музыкальности у детей.

Актуальность

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность.

«Музыкальность - это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»). Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
  • Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
  • Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

2020-2021 уч. год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические

результаты

Сентябрь

  1. «Развитие эмоциональной сферы»

- информационно аналитическая деятельность.

  1. Проведение        диагностики музыкальных способностей.
  1. Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е.

«Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 –

№ 10.

  1. Провести диагностику.
  1. Консультация        для педагогов.
  2. Анализ результатов диагностики.

Октябрь

1. «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» -

информационно аналитическая деятельность.

1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок»

/под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г.

1.        Консультация        для педагогов.

Ноябрь

1.        «Эмоции        ребенка        через        виды музыкальной деятельности».

1. Изучить литературу: статья из опыта работы муз. рук-ля В.В. Герасимовой

Использовать практический материал в своей профессиональной

деятельности.

Декабрь

1.        «Эстетическое        воспитание дошкольника посредством музыки»

Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства».

Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г.

Доклад на педагогическом совещании.

Январь

1.        «Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника)

Разработать сценарий.

Праздник «Это розовое слово – привет!»

Февраль

1. Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок»

Разработать анкету, провести анкетирование.

Анализ        проведенного анкетирования родителей.

Март

1.        «Взаимодействие        детского сада и семьи»

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91.

Консультация        для родителей, выступление на        родительском собрании.

Апрель

  1. «Музыка как средство эстетического        воспитания дошкольника»
  2. «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)
  1. Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.
  2. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты»        (музыкально-эстетическое воспитание).
  1. Доклад        для педагогического совещания.
  2. Праздник        «В гостях у Феи красоты».

Май

  1. «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)
  2. Проведение        диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
  1. Просмотреть с детьми подготовительных групп   музыкальный   художественный    фильм

«Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.

  1. Проведение        диагностических исследований.
  1. Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
  2. Анализ результатов диагностики.

2021-2022 уч. Год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие музыкальных способностей»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

  1. «Музыкально-эстетическое воспитание в ДО»
  2. Проведение        диагностики музыкальных способностей.
  1. Разработать        конспект,        подобрать литературу, изучить.
  2. Провести диагностику.

1.        Анализ        результатов диагностики.

Октябрь

  1. «Музыкальная деятельность в ДО»
  2. «Осенины на Руси» - (сценарий        праздника        в подготовительных        группах),

«Осенний бал» - (сценарий для старших групп)

  1. Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.        Создать                папку- передвижку        для        родителей. Образовательная область «Музыка»
  2. Разработать сценарии к осенним утренникам для старших и подготовительных групп.
  1. Папка-передвижка для подготовительных, старших групп.
  2. Праздники «Осенины на Руси», «Осенний бал».

Ноябрь Декабрь

  1. Анкетирование воспитателей на тему: «Музыкальные потребности детей».
  2. Новогодние утренники (сценарий для старших групп).
  1. Разработать        анкету,        провести анкетирование.
  2. Разработать        сценарии Новогодних утренников.
  1. Анализ        проведенного анкетирования                среди воспитателей.
  2. Организация Новогодних утренников

Январь Февраль

  1. «Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости»
  2. «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей.
  1. Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Сообщение по теме.
  2. Оформить папку-передвижку, подобрать литературу.
  1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совещании.
  2. Папка-передвижка в группах старшего дошкольного возраста

Март Апрель

1.    «Роль          воспитателя        в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности» - консультация для

воспитателей.

1. Изучить публикации, используя интернет-ресурсы, решить вопрос по теме на форуме коллег. Составить конспект.

1.    Выступление        на педагогическом совещании с теоретическим сообщением по изученной теме.

Май

  1. «Развитие музыкальных способностей и интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС»
  2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Провести мониторинг.

  1. Мониторинг развития музыкальных        способностей детей дошкольного возраста.
  2. Анализ        результатов мониторинга в сравнении с началом года.

2022-2023 уч. год «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические

результаты

Сентябрь

  1. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»
  2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  1. Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения.
  2. Провести мониторинг.
  1. Мастер-класс

«Обучение                детей игре        на        детских шумовых инструментах».

  1. Анализ        результатов мониторинга, построение

диаграмм.

Октябрь

1. «Развитие музыкально- творческих способностей                детей старшего        дошкольного возраста через игру на детских                народных музыкальных инструментах».

1. Изучить литературу:  Программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,        М.А.        Васильевой.        Образовательная        область

«Музыка». Раздел «Игра на детских муз. инструментах». Составить конспект.

1.  Конспект        по изученной теме.

Ноябрь Декабрь

1.        «Игра        на        детских музыкальных инструментах»

1. Изучить литературу:

  • Журналы «Музыкальныйруководитель» за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
  • Журналы   «Музыкальная   палитра» за  2003г.,        2004г., 2005г., 2006 г.
  • Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г.
  • Зацепина М.Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. Уч. метод.пособие. – М.: Пед. общество России, 2004.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 6 –

7 лет. – М.: Сфера, 2006. Составить конспект по изученной теме.

1. Конспекты                по изученным        темам:

«Обучение                детей игре        на        ДМИ»;

«Ритмодекламация»;

«Разучивание музыкальных произведений»;

«Пальчиковые речевые игры и игры с палочками»; «Мир звуков        и        шумов»,

«Шумовые инструменты»

Январь

  1. «Развитие                творческих способностей дошкольников        в условиях        музыкально- театральной деятельности».
  2. «Игра        на        детских музыкальных инструментах                        – творческий                вид

музыкальной деятельности».

  1. Изучить литературу: «Музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет» Э.А. Тонкова, журнал

«Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г.

  1. Изучить литературу: Методика музыкального  воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.
  1. Консультация        для воспитателей.
  2. Доклад        для педагогического совещания.

Февраль

  1. Игра        на        детских музыкальных инструментах.
  2. «Использование игровых технологий на

музыкальных занятиях».

  1. Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С.Прокофьева.
  2. Изучить обобщение опыта по данной теме.
  1. Выступление детского оркестра на мероприятии, посвященному        23 февраля.
  2. Конспект.

Март

1. «Основные виды музыкально-дидактических игр»

Принять участие в педагогическом Интернет-форуме на Maam.ru, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для

обозначения частей музыки и длительности нот» и т.д.

Картотека музыкально- дидактических        игр.

Пособия        для

проведения        муз-но- дидактических игр.

Апрель

1. «Музыкальное воспитание в семье»

1.  Использовать        образовательные        интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал.

Папка-передвижка        по данной теме.

Май

  1. «Среда ДО как место музыкальной деятельности»
  2. Проведение

мониторинга        развития музыкальных  способностей                детей дошкольного возраста.

  1. Использовать        образовательных        интернет-ресурсов, конспектировать полученный материал.
  2. Провести мониторинг.
  1. Выступление                с теоретическим сообщением        на педагогическом совете.
  2. Анализ результатов мониторинга        в сравнении с началом года.

2023-2024 уч. год «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»
  2. Проведение мониторинга развития        музыкальных

способностей        детей дошкольного возраста.

  1. Разработать        анкету,        провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы)
  2. Провести мониторинг.
  1. Анализ результатов анкетирования.
  2. Анализ        результатов        мониторинга, построение диаграмм.

Октябрь

  1. «Педагогические технологии        в        организации процесса восприятия музыки».
  2. «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей.
  1. Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г.

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект.

  1. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.
  1. Конспект по изученной теме.
  2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы)

Ноябрь

1.        «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки

- консультация для родителей.

1. Изучить материал из опыта работы

1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы).

Декабрь

1.        Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии)

1. Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников.

1.Праздники:    «Новый    Год»    гр р.возр;

«Заюшкина          избушка»        мл.группа;

«Ёлочкин сон» - средняя группа; «Новый Год в Африке» - старшая группа; «Под Новый  Год  в гости  сказка  к нам придет»

подг. гр.

Январь

  1. «Мир музыки и цвета» (конспект занятия).
  2. «Вокальное        развитие дошкольников»
  1. Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой.
  2. Подобрать, изучить литературу, составить конспект.
  1. Конспект занятия в средней группе

«Мир музыки и цвета».

  1. Конспект.

Февра ль

1. «Развитие песенного творчества        детей дошкольного возраста».

1.    Подобрать        методы,        приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег.

1. Консультация для воспитателей.

Март

  1. «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность        как        средство развития                творческих способностей детей».
  2. «Двигательное

творчество на музыкальных занятиях».

  1. Обобщить опыт работы коллег, составить конспект.
  2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую        музыку,        концерт соревновательного характера).
  1. «Музыкально-ритмическая        и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей». Конспект.
  2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях».Конспект

Апрель

1.        «Занимательные                звуки»                - Мастер-класс                        для воспитателей        ДО                по экспериментальной деятельности.

1.        Разработать        план-конспект мероприятия.

1. Мастер-класс - «Занимательные звуки».

Май

  1. Выпускной        праздник (сценарий)
  2. Проведение                мониторинга развития        музыкальных

способностей        детей дошкольного возраста.

  1.         Разработать        сценарий        к        выпускному празднику.
  2. Провести мониторинг.
  1. Выпускной праздник.
  2. Анализ        результатов        мониторинга        в сравнении с началом года.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне в течение отведенного времени:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
  2. Образовательная программа для детей  дошкольного возраста «Тутти» 2018 г.
  3. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
  4. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
  5. Школяр        Г.        Л.        Ребенок        в        музыке,        музыка        в        ребенке        (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
  7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
  8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990
  9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности  детей старшего дошкольного возраста. Метод.рекомендации. – М.,  АРКТИ, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...

План работы профессионального самообразования.

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4 лет.»Работа начата    01.09.2018г.Предполагается закончить     31.05.2019г Актуальность выбранной темы....

План индивидуального профессионального самообразования инструктора по физической культуре Сорокиной М.А. на 2021-2023 учебные года.

План индивидуального профессионального самообразованияинструктора по физической культуре Сорокиной М.А.  на 2021-2023 учебный год.Работа начата 01.09.2021г.Предполагается завершение 30.05.20...

План по профессиональному самообразованию воспитателя Дараган Е. Г.

Самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теор...