Особенности решения задач Рабочей программы воспитания с детьми раннего возраста
презентация

Хмелевская Лариса Владимировна

Выступление на ММО

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Особенности решения задач Рабочей программы воспитания с детьми раннего возраста

  1. Общая цель воспитания в дошкольной организации – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества.

Повышение доступности качественного воспитания является стратегической целью государственной политики в области образования.

3. Основная работа по построению эффективной системы воспитания в дошкольном образовании ведется в рамках реализации нормативных документов:

- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Национальный проект Образование.

4. Одна из ключевых задач национального проекта «Образования» - Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития» (П.1.4)

5. Общеизвестно, что в раннем детстве складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Поэтому крайне важно создать ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития, независимо от того, где происходит этот период детства — в семье или в детском саду.

6. Становление этих качеств требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Воспитание и развитие детей раннего возраста определяют требования к педагогу. Основные характеристики:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к детям;

- интеллигентность, духовная культура;

- владение новыми технологиями;

- способность постоянно повышать свое образование, умение работать вместе с другими.

Вся деятельность ребенка в раннем детстве подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

В дошкольном образовании цели воспитания реализуются в единстве с развивающими задачами.

6. Решение задач Рабочей программы воспитания с детьми раннего возраста содержит ряд особенностей.

Необходимость развития предметной деятельности, поскольку в раннем возрасте она является ведущей и охватывает основные направления воспитания. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре,  формируются речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность.

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений воспитания.

Во-первых, это развитие культурно нормированных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия направлены на овладение своим поведением. Ребёнок должен увидеть результат действий, почувствовать свою умелость, это даёт ему чувство самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, приучая детей к самообслуживанию оставлять им возможность самостоятельных действий и побуждать к ним.

7. Другим направлением является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. Роль взрослого здесь состоит в не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

8. Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Для формирования этого качества нужно использовать игры, которые требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей.

9. Необходимость личной обращенности к ребенку. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Педагог обеспечивает:

-  эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых;

- поддерживает у детей положительный эмоциональный настрой;

- содействует доброжелательным взаимоотношениям детей в группе;

- побуждает детей пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен; поддерживает каждое проявление ребенком доброжелательности;

- не допускает отрицательных оценок ребенка.

Также педагогу необходимо поддерживать индивидуальную работу ребёнка с предметами и создавать для неё все возможные условия.

10. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя.

Для успешной организации воспитательной работы с детьми раннего возраста необходимо учитывать особенность методики организации занятий.

С маленькими детьми не рекомендуется проводить организованные фронтальные занятия, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают».

Также в условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому следует проводить организованные занятия по подгруппам, объединяя несколько детей по одинаковому уровню развития. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно.  Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми по несколько раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

11. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями. И уже во второй половине года можно проводить занятия со всей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать), дети могут согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий.

Еще одна из важных особенностей воспитательной работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно - пространственной среды детского сада. Среда для маленького ребёнка является носителем информации, поэтому она может способствовать, или препятствовать развитию ребёнка. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие и воспитание.

Таким образом, понятие «обучение, воспитание» для ребёнка раннего возраста неотделимо от понятия «жизнь». Дети, играя, познают мир. Они стремятся узнать весь мир и научиться всему.

Задача воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи, т.е. необходимо эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включённость взрослого в нужные действия для передачи ребёнку интереса к новой деятельности. Такой подход позволяет воспитывать основные ценности, обозначенные в Рабочей программе воспитания.

Задачи воспитания детей раннего возраста в детском саду «Лукоморье» формируются в Рабочей программе воспитания на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы ДОУ.

Далее наши педагоги поделятся своим опытом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности решения задач Рабочей программы воспитания с детьми раннего возраста В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Общая цель воспитания в дошкольной организации – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества

Слайд 3

- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации » ; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - Национальный проект Образование

Слайд 4

Национальный проект «Образование» ФГОС ДО Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности « полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития » (П.1.4)

Слайд 12

1 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год

рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста.

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста....

Использование народных танцев, игр и песен для решения задач по театрализованной работе с детьми дошкольного возраста.

Народные игры и танцы, формируют творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятель...

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста «Ласточка» на 2022-2023 учебный год

Рабочая Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса  на уровне дошкольного образования в группе раннего возраста, включает обязат...

«Авторские игры и пособия по реализации социального направления программы воспитания с детьми раннего возраста»

Развиваем эмоциональную отзывчивость у детей, воспитываем сопереживание к героям литературных и анимационных произведений....