« Реализация идей инновационной программы « От рождения до школы»
статья

Дигурова Яна Олеговна

Опыт работы  сетевого сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sogpi.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для кафедры дошкольного образования СОГПИ

 « Реализация идей инновационной программы

 « От рождения до школы»

Выступление МБДОУ

Дигурова Я.О.

Тавитова Л.С.

Балаева О.В.

Дошкольное образовательное учреждение – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными социальными партнерами и институтами.

Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Отталкиваясь от этой проблемы педагоги нашего детского сада задумались, что нужно сделать, чтобы ребенок, став взрослым был уверенным, счастливым, успешным и подготовленным к обучению в школе.

Мы считаем, что сетевое взаимодействие - один из вариантов
педагогического сотрудничества, в котором присутствует прямое или косвенное влияние субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их
взаимопреобразование на принципах доверия и творчества.

Сетевая деятельность с образовательно- культурными организациями
позволила нам не только расширить возможности в области социализации детей, но и оптимизировать систему работы, получая при этом более качественныеобразовательные результаты. И поэтому, актуальным является вопрос о создании такой инновационной формы работы ДОУ, при которой, дети приобретают позитивный опыт взаимодействия с социумом.

Являясь инновационной проектной площадкой кафедры ЮНЕСКО
Международной Педагогической Академии дошкольного образования, наш
детский сад разработал проект «Партнерство социально-культурных учреждений в создании условий для успешной социализации детей старшего возраста»

В январе 2020 года из числа педагогов МБДОУ№65 была создана рабочая группа, по разработке дорожной карты по реализации проекта в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е.Вераксы; Т.С. Комаровой; Э. М. Дорофеевой).

Цель нашего проекта:

- создание системы сотрудничества ДОУ с социокультурными учреждениями для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели проекта были определены следующие задачи:

разработать систему организации сотрудничества с социально значимыми
партнерами;

- создать условия позитивного изменения дошкольного образованного
учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и инновационной
программы: «От рождения до школы»

-  осуществлять взаимодействия на основе равенства, законности, открытости и доверия;

-  способствовать формированию положительного имиджа дошкольного
образовательного учреждения в местном социуме.

Взаимодействие с социальными партнерами дает нам новые возможности для функционирования в режиме инноваций что способствует:

- повышению интеллектуального развития будущих школьников;

- повышению статуса учреждения, росту профессионального мастерства
всех специалистов детского сада;        

- повышению уровня социальной компетентности родителей.

Сетевое взаимодействие позволило нашим педагогам представлять
собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов.

Основным условием построения модели сетевого взаимодействия как части государственно-общественного управления образованием является участие в нашем проекте родителей, общественных организаций и социума.

В процессе проектной деятельности была создана вертикальная модель
сетевого взаимодействия:

  • с образовательными учреждениями
  • с учреждениями культуры;
  • с семьями воспитанников

МБДОУ№65 заключил договора со следующими учреждениями г.
Владикавказа:

1 .МБУК МДОУ центральная библиотека№4

  1. ГУК ТЮЗ «Саби»
  2. МОБУ ДО ДМШ№1 им. П.И. Чайковского
  3. АНО «Заботушка» (дом престарелых)

Сетевую модель взаимодействия детского сада, семьи и социума мы
выстраиваем таким образом, что учитываются и информационно-коммуникативная среда, и создание определенной инфраструктуры, и организация форм совместной деятельности. Детский сад стал открытой системой взаимодействия. Прежде всего, мы ставим перед собой цель - повышение качества образования, создание благоприятных условий для всестороннего развития детей, их способностей,
творческого потенциала, а также совершенствование процесса социального и
личностного развития.

В рамках реализации преемственности ДОУ и социальными партнерами проводятся семинары, практикумы с участием педагогов детского сада детей и родителей учителями музыкальной школы, артистами детского театра, сотрудниками библиотеки, которые направлены на совершенствование методов использования современных технологий обучения.

Выводы:

На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью
образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность
расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться
и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному
партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации
стандартов дошкольного образования.

Как говорилось выше,  наш детский сад является инновационной площадкой международной  педагогической  академии дошкольного образования,   что предполагает не только реализация проекта сетевого взаимодействия с социальными партнерами , но и внедрение в образовательный процесс  инноваций  которые введены в пятом издании программы « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года.

 Основные инновации пятого издания Программы:

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Главное нововведение пятого издания — это создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Термин  ПДР, противоположный понятию ЗБР.  Как вы знаете в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности;

если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

Более подробно предлагаю остановиться на нескольких технология, которые  нами уже  апробированы

Развивающий диалог технология для нас не новая, но все-таки она является инновационной в образовательном процессе, потому что в общении с ребенком мы должны создать условия, чтобы дети рассказывали о своих впечатлениях, приводили доводы своих рассуждений, и аргументировали свои высказывания.

Доводы и аргументы, это одно из сложных составляющих развивающего диалога, потому что сказать ребенку, что собака домашнее животное, потому что она живет в доме, это просто и эти знания мы даем на занятиях по развитию речи, по  ознакомлению с окружающим миром. Но соотнести бродячую собаку с тем, что она тоже домашнее животное и доказать, что даже бродячая собака, потому что она собака- домашнее животное ребенку сложно.

Поэтому мы используем  разные приемы, подходы для подготовки ребят к участию в развивающем диалоге.

Сегодня у нас разработаны разные темы, которые мы можем взять для развивающего диалога. Есть интеллект карты к ним, дидактические игры, лото, альбомы, которые содержат фотографии, рисунку, по теме диалога. Данный материал позволяет создать среду,  с которой ребенок в игре узнает, соберет свой опыт по данной теме, чтобы быть активным участником в ней.

Развивающий диалог мы начинали на утреннем круге и в свободной деятельности с детьми. Но увидели, что ребятам не просто доказывать свои мысли, отождествлять, объединять свои знания, свой опыт для  подтверждения своего суждения.

Например, Алан на одном из утренних кругов пришел с бурей эмоций и желанием поделится с ребятами тем, что на выходные вместе с родителями побывал в зоопарке и видел там огромного льва в клетке, который рычал на весь зоопарк. Но  Георгий его перебил, вспомнив, как вместе с мамой летом побывал в большом Московском зоопарке и видел там пингвинов в большом вольере, которым сложно было передвигаться на маленьких лапках по земле, зато в бассейне они плавали с большим удовольствием. Беседа детей была настолько эмоциональна, что у Алана быстро потерялся ход мыслей. И он больше не захотел ни чем делиться.

И тогда мы пошли по пути разработки интеллект карт. Перед началом развивающего диалога, создав  провокацию в виде большого глобуса, который обнаружили дети на утреннем круге стали беседовать об особенностях нашей планеты. Плавно разговор перешел на обитателей двух континентов: Африки и Северного полюса. Предложили ребятам собрать в группе предмета вспомогатели по данной теме. Расположили их на интеллект карте. Но ошибочно, а может быть и специально, несколько из животных оказались не в своей привычной среде обитания.  И вот здесь и возник тот самый провокационный вопрос:

А смогут ли выжить животные, если вдруг на Земле поменяется климат, и в Африке пойдет снег, а на Северном полюсе все растает?

Мы предложили ребятам самостоятельно  составить простые интеллект карты, в которых они обозначали 3-4  факта касающихся одного животного с доказательством их собственной позиции.

Дети приводили разные суждения  из своего опыта, рассказывали и доказывали свою позицию. Вспомнили о белом медведи, который выдерживает низки температуры и не впадает в спячку, а жирафы используют свои длинные шеи, чтобы добыть самые высокие листья на деревьях.  Рассказывали кто, что знает, но при этом у них не получалось сопоставлять из-за неподготовленности к теме.

И тогда  у нас возникла идея предложить родителям вместе с детьми составить интеллект карты доказательств ребенка.

Алан  смог доказать, что жирафу никак не выжить в холоде севера, так как ему не добыть свежих и сочных листьев которыми он питается и копыта его не приспособлены к снегу. Зато Георгий доказал что, лев сможет выжить, потому что его будет греть мохнатая грива, а благодаря лапам он легко и бесшумно подберется по сугробам за  добычей.

Такая форма помогла каждому ребенку увидеть, что развивающий диалог не просто рассказ, а аргумент, подтверждающий его позицию.

Отталкиваясь от полученного опыта, сейчас мы перед развивающим диалогом предлагаем родителям составить интеллект карты доказательств, позиции ребенка, опираясь на которые строим развивающий диалог.

И сейчас уже ребята имеют представление, что такое диалог, как нужно доказывать свои суждения.

Для решения конфликтов во время ведения диалога в группе были введены правила, которые возникли на основе разных ситуаций и обсуждались с детьми. Затем каждое из них прорисовывалось и размещалось  в рамке на говорящей стене. Таким образом, на основе правил, дети учились рассуждать и доказывать, уважая позицию другого.  

Обратили внимания, что в практику работы эту технологию стали вводить и специалисты детского сада.

Нами только приобретается опыт использования развивающего диалога, но дети уже сейчас стали разговаривать обоснованно, приводить аргументы, объяснять ту или иную ситуацию, конечно, не все, но работы продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» по образовательной области: «Речевое развитие» НОД «Развитие речи»

Данная учебная программа составленна на основании общеобразовательной программы " Отрождения до школы" для организации и проведения занятий поразвитию речи и художественной литературе во вто...

Изменения в инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание

В презентации указаны основные изменения в программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание. Приведен подробный перечень инноваций в программе....

семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...

Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»

Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....

программа воспитания и обучения в старшей группе на основе инновационной программы "От рождения до школы"

Программа воспитания и обучения в старшей группе составлена на основе инновационной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы "От рождения до школы"

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" младший возраст 2-3 года...