Стили управления в образовании
консультация

Пожидаева Ольга Николаевна

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономичных процессов в организации.

Менеджмент - важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

«Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов». Специалистам нового времени необходимы глубокие знания по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента.

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.

Стили руководства в образовании

Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. 

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 

Демократический стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц. Во многом противоположен авторитарному стилю демократический стиль управления.

Организации, в которых доминирует принцип демократического руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением.

Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе идей организации.

Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную».

В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

«Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в неё много новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, выгоды, которую могут получить сотрудники.

При этом первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненными от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации, не обращая особого внимания на мелочи.

Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется авторитетом личным. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинство, опыт и умение. Это формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнять примерно в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического. Но её качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее при более простых видах деятельности, ориентированных на количественные результаты, а демократический - при сложных, где на первом месте выступает качество.

Последующие разработки привели к обоснованию двух новых стилей, во многом близких к авторитарному и демократическому.

Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.) получил название ориентированного на задачу (инструментальный). Стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощи, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, поощряет профессиональный рост и т.п. получил название ориентированного на подчиненных (человеческие отношения).

Ориентированный на подчиненных стиль руководства близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность. Его применение снижает прогулы, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководству.

Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогично авторитарному. Они состоят в быстроте принятия решений и действий, строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, порождает их пассивность, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности работы.

Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет обязанности, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.

Обычно руководители используют либо демократический стиль, ориентированный на человеческие отношения, либо авторитарный - ориентированный на работу.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. 

Либеральный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных. 

Там же где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к своей работе, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для работы, определяет её правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.

Подчиненные, избавленные от назойливого контроля, самостоятельно принимают необходимые решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов. Они не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и пр.

В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, а строгий контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное мягкое управление, нацеленное на создание «управляемой автономии» подразделений, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при создании новшеств.

В то же время этот стиль может легко трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом делает вид, что власть находится в его руках, а на деле становится все больше и больше зависимым от своих добровольных помощников. Печальный пример этому - армейская «дедовщина».

В реальной жизни «чистого» стиля руководства не существует, поэтому в каждом из перечисленных в той или иной степени присутствуют элементы остальных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_upravleniyatablitsa.docx110.05 КБ

Предварительный просмотр:

Характерные черты

Стили управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение власти и ответственности в руках лидера. Личное установление целей и выбор средств их достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удерживанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях.

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации в основном осуществляются по горизонтали.

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата. Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профессионального уровня, слабой мотивации сотрудников

Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении.

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера.

Творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоятельности сотрудников.

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива. Нездоровый микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников.

Требуется много времени на принятие решений.

Группа может поменять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера. Низкие эффективность и качество работы в недисциплинированном коллективе.

Принятие решений

Единолично решает вопросы

Коллегиальное – перед принятием советуется с подчиненными

Выполнение решений вышестоящего руководства, либо решений собраний, совещаний

Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ.  В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать советы и предлагать другое задание

Руководитель представляет необходимые материалы по просьбе сотрудника

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, командует, распоряжается

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Принятие ответственности на себя

Распределение ответственности между исполнителями, делегирование полномочий

Снятие с себя любой ответственности

Отношение к инициативе подчиненных

Подавляет полностью

Поощряет, используя в интересах дела

Полная передача инициативы в руки подчиненных

Отношение к дисциплине

Установление формальной жесткой дисциплины

Установление разумной дисциплины на основе дифференцированного подхода к подчиненным

Установление формальной дисциплины

Дисциплина

Средняя

Высокая

Сознательная/ низкая

Предпочтительные сотрудники

Исполнительные, покорные

Квалифицированные

Инициативные, творческие

Характер отношений с подчиненными

Диктуется настроением

Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Стимулирование подчиненных

Использование преимущественно отрицательных стимулов, наказаний

Постоянное использование материальных и моральных стимулов

Отсутствие какой-либо системы стимулирования

Отношение к подбору кадров

Старается избавиться от квалифицированных работников

Подбирает деловых грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Подбор и увольнение кадров

Единолично

Советуется с командой

Поручает поиск кандидатур

Стиль общения

Держит дистанцию, необщителен

Дружески настроен, любит общение

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе/ отношение полного доверия

Атмосфера

Напряженная

Свободная

Свободная/ произвольная

Интерес к работе у подчиненных

Низкий

Высокий

Высокий/ никакого

Особенности процесса труда

Высокая интенсивность

Высокое качество

Творчество/ безразличие

Отношение к недостаткам собственных знаний

Все знает - все умеет

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания, поощряет это стремление у подчиненных

Отношение к повышению квалификации

Определяет единолично кому, где и когда повышать квалификацию

Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию

Команда определяет, кому, где и когда повышать квалификацию

Определение задач

Без участия подчиненных

Руководитель вместе с подчиненными

Подчиненные

Постановка задач

Через детальные инструкции, приказы

Через определение целей и сроков выполнения

Через определение направлений действий

Активизация

Через угрозу наказаний

Смешанными стимулами

Позитивными стимулами

Контроль

Действий

Конечных результатов и регламентированных действий

Заниженный самоконтроль

Оценка

Хороший результат – поощрение, плохой – наказание

Разнообразные формы оценки: поощрение, рекомендации по улучшению работы, санкции

Задание выполнено поощрение, не выполнено – апелляция к сознанию

Степень свободы подчиненных при выполнении задач

Никакой

Высокая

Неограниченная

Масштаб применения метода убеждения

Низкая

Применяется часто в совокупности со стимулированием

Основной метод

ВЫВОДЫ

Преимущества

Высокая скорость реализации решений, в том числе в критических ситуациях; стопроцентный контроль исполнения; максимальная эксплуатация ресурсов; низкие требования к уровню квалификации (дисциплина важнее).

Высокий моральный дух коллектива; низкая текучесть кадров; минимизация ошибок, за счет рассмотрения большого количества мнений и принятия коллегиального решения

Инициатива исходит только от работников; полностью раскрываются творческие способности сотрудников

Недостатки

Высокий риск принятия ошибочных решений, поэтому этот стиль неэффективен при решении сложных и коллективных задач; много сил и ресурсов руководителя тратится на контроль сотрудников; инициатива работников подавляется, из-за чего этот стиль не подходит для управления творческим коллективом и квалифицированными специалистами

Не оперативное принятие решений; возможность потери рычагов влияния на коллектив и перехода к анархическим явлениям

Фактически нет контроля, со временем возможна анархия; в коллективе возникают неформальные группы и лидеры; действующие в компании правила легко использовать в личных корыстных целях; эффективность работы организации низкая, компания медлительна, неповоротлива.

Стили управления в чистом виде встречаются довольно редко.

Лидерский стиль управления

Природа стиля

Искусство влияния на людей с тем, чтобы они добровольно стремились к достижению тех целей, которые не являются их личными целями.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить  прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя далеко не всегда реально дать) средства для удовлетворения их насущных потребностей, указать верный путь к цели.

Лидер влияет на людей двояко: личным авторитетом- члены группы признают преимущества лидера перед другими в силу его опыта, мастерства, образования и т.д.; личными качествами – человечностью, обходительностью, справедливым отношением к людям и т.п.

Основа власти

  • Лидер использует экспертную власть, помогающую лидерству вести последователей за собой, если они поверят в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они;
  • Власть примера,  являющаяся во многих случаях причиной признания лидера последователями.
  • Лидер имеет власть информации; принятия решения; вознаграждения и принуждения над ресурсами.
  • Власть лидера основывается также:
  • на хорошем знании подчиненных;
  • умении поставить себя на их место, понять их стремления;
  • способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные перспективы и последствия тех или иных действий;
  • понимании психологических особенностей окружающих (партнеров, руководителей, подчиненных) и умелом их использовании в официальных и неофициальных контактах;
  • возможности увлекать людей, вселять в них уверенность, вести за собой;
  • гибкости, настойчивости, упорстве;
  • обширных знаниях, эрудиции и многим другим.

Типичные черты

Инноватор, энтузиаст. Лидер в значительной мере определяет стиль и этику делового общения в организации: честность, порядочность, верность данному слову, выполнение принятых на себя обязательств, принципиальность.

Манера общения

Вдохновляет, использует эмоции доверяет,  

дает импульс движению.

Ответственность

Готовность брать на себя нелегкие обязанности, риск

Отношение к подчиненным

Полагается на людей

Принятие решений

Все делает правильно, превращает решение в реальность, работает по своим целям, видение- основа действий.

Восприятие лидера окружающими

Обожаем

 4 модели:

  • «один из нас» - образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает; жизнь приносит ему и удачу, и неприятности;
  • «лучший из нас» - лидер является примером для всех как человек, и как профессионал. Подчиненные стремятся подражать такому лидеру;
  • «воплощение добродетели» - лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать;
  • «оправдание ожиданий»- допускается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. он всегда должен быть верен своему слову и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Принципы современного стиля управления организацией"

Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируетс...

«Принципы современного стиля управления организацией"

Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируетс...

Личность менеджера, власть и стили управления

Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и ...

Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе

Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...

Стили управления коллективом

Стиль управления коллективом - это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятел...

Стили руководства. Разновидность стилей управления.

Руководство организацией и стили управления. Современный стиль управления....

«Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...