Главные вкладки

    Стили руководства. Разновидность стилей управления.
    статья на тему

    Табаринова Юлия Юрьевна

    Руководство организацией и стили управления. Современный стиль управления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stili_rukovodstva._raznovidnost_stiley_upravleniya.docx22.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Стили руководства.

    Разновидность стилей управления.

    Стиль управления — это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи. 

    Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате.

    Различают следующие стили управления:

    1. Ориентированный на задачу.

     При таком стиле руководитель:

    - порицает недостаточную работу;

    - побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

    - придает особое значение объему работы;

    - руководит железной рукой;

    - обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

    - побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;

    - требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.

    2. Личностно-ориентированный.

    В центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. Руководитель:

    - обращает внимание на здоровье сотрудников;

    - заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;

    - обращается со своими подчиненными как с равноправными;

    - поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;

    - заступается за своих сотрудников.

    Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он должен защищать интересы сотрудников.

    3.Авторитарный стиль управления.

    - При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

    - Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе.

    -  Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько.

    При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями.

    Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

    Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных.

    4.Демократический стиль управления.

    При демократическом стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

    - Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

    Преимущество демократичного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — демократичный стиль управления может замедлить принятие решений.

    5.Либеральный стиль управления.

    Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности организации.

    Преимущества управления методом делегирования:

    1) разгрузка руководителя;

    2) возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия;

    3)содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

    Недостатки управления методом делегирования:

    1) руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;

    2) могут быть утверждены иерархические отношения;

    3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

    4) установление иерархических отношений "по горизонтали".

    Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства.

    Современный стиль руководства

    Соучаствующее (партисипативное) управление — это  вариант современного стиля руководства. 

    Концепция партисипативного управления базируется на предпосылке, когда работник заинтересованно принимает участие в организации  и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно. Партисипативное управление открывает работнику частичный доступ к принятию решений по управлению предприятием в виде разнообразных форм самоуправления и «кружков качества». Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что в итоге сказывается на производительности и качестве.

    Партисипативное управление – управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие.

    В передовых организациях, где имеются традиции и высока доля творческих, трудолюбивых и исполнительных работников, можно говорить о логичной связи между самоуправлением и мотивацией работника.

    В мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать.

    Физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе.

    Нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей; ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении; обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому.

     Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

    Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям:

    работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять трудовую  деятельность по выполнению планового задания (гибкий график работы, личный контроль качества,  технология решения задач);

    работники привлекаются их непосредственным руководителем к принятию групповых решений по вопросам производства (проекты плановых заданий, использование ресурсов, формы оплаты труда и т.п.);

    работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;

    производственные и функциональные группы создаются с учетом пожелания работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.

    Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что влияет на производительность труда и качество. Открывая работнику доступ к принятию решений по вопросам его деятельности в организации, партисипативное управление, во-первых, мотивирует его к лучшему выполнению своей работы, во-вторых — способствует большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации. Таким образом, благодаря партисипативному управлению полнее задействуется потенциал человеческих ресурсов организации.

    Различают три степени участия: выдвижение предложений, выработка альтернативы, выбор окончательного решения.

    Выдвижение предложений не требует внесения значительных изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем.

    Выработка альтернативы предполагает создание в организации временных или постоянных комитетов и комиссий, которым поручается выполнять эту работу. Примерами таких образований являются конфликтные комиссии на отечественных предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы на американских фирмах, кружки качества в японских организациях.

    Выбор окончательного решения предполагает, что участие в управлении организуется в форме работы специальных советов: научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения таких советов могут быть обязательны для руководителей организаций, при которых они  создаются.

    Советы могут выполнять следующие функции:

    нести ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет;

    отвечать за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем, с деятельностью вышестоящих уровней управления;

    определять политику (правила и процедуры) подчиненных им подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.

    В отличие от большинства систем оплаты труда, построенных на признании индивидуального вклада работников фирмы, партисипативное управление базируется на признании взаимных интересов всех членов организации, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.

    Недостатки партисипативного управления:

    Передача наемным работникам прав принимать решения в политике фирмы способствует разрушению предпринимательских основ хозяйствования.

    Работники склонны к принятию решений, в которых меньше риска, а при распределении дохода ориентируются на увеличение зарплаты, а не на инвестиции.

    Работники избегают принятия инновационных решений.

    Работникам трудно связать собственные трудовые усилия с результатами деятельности фирмы.

    Преимущества партисипативного управления:

    Преодолевается отчужденность работников от результатов труда и укрепляется интеграция членов фирмы.

    Повышается информированность работников о деятельности фирмы, что способствует ее эффективности и устранению конфликтных ситуаций.

    Растет макроэкономическая и макросоциальная стабильность.

    Основными  чертами  партисипативного  управления являются
    - регулярные совещания руководителя с подчиненными; 
    - открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 
    - вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 
    - делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий; 
    - участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;         
    - создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и т.д.        
    Перечисленные выше черты соучаствующего стиля руководства весьма привлекательны и современны, но не следует забывать о выводе, сделанном исследователями традиционных стилей руководства: абстрактно лучшего стиля в руководстве нет, оптимальность же применения того или иного стиля определяется конкретной ситуацией. Ясно, что и соучаствующий стиль может быть очень эффективен, но, как и все остальные, лишь при определенных благоприятных условиях. И этих условий, кстати, должно быть больше, чем для традиционных стилей. При каких же условиях он должен сработать?         
    Очевидно, что в этом случае следует учесть, по меньшей мере, три ситуационных фактора: уровень квалификации и зрелости коллектива, характер решаемых задач, личность руководителя. Наверное, "соучастие" имеет смысл развивать в группах, характеризуемых достаточно высокой степенью квалификации, проявлением интереса к инновациям, стремлением к самостоятельности и пр. Задачи же, для которых оправданно применение этого стиля, скорее всего, должны быть сложными, требующими высокого профессионализма исполнения, предполагающими множественность решений. Справиться же со всем этим под силу лишь руководителю достаточно опытному, авторитетному, склонному к коллегиальным методам в работе. Таким образом, "соучаствующий" стиль руководства может показать свои преимущества лишь при определенном уровне производственной, организационной и управленческой культуры. 

    Но если руководитель настроен  работать на перспективу и есть желание пробовать применять подобный стиль руководства никому не возбраняется.  Ведь в конечном счете профессионализм и зрелость коллектива не появляются сами собой, в готовом виде — их надо долго и упорно взращивать. Да и  опыт  к руководителю приходит не сразу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА ДОУ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

    В основу системы работы с педагогическими кадрами положена диагностика и коррекция профессиональной деятельности педагогов, которая и позволяет:-    оценивать уровень профессиональной п...

    «Принципы современного стиля управления организацией"

    Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируетс...

    «Принципы современного стиля управления организацией"

    Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируетс...

    Личность менеджера, власть и стили управления

    Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и ...

    ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ

    Для эффективной и целенаправленной деятельности организации руководителю необходимо выбрать стиль руководства, который способствовал бы устойчивому развитию учреждения, создавал благоприятную атмосфер...

    «Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

    Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...