Управление персоналом. Стили руководства
статья на тему

Каталкина Римма Львовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_personalom.stili_rukovodstva.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Л. КАТАЛКИНА

Методист ГБОУ Школы № 967

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. СТИЛИ РУКОВОДСТВА.

     Современные взгляды на руководство коллективом тесно связаны с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений.

     Управление персоналом это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определённые группы. Современная концепция управления персоналом базируется, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.  

     Существует 3 основных и 1 комбинированный стили руководства.

     Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жёсткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях.

     Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного управления. Это хороший политик, дипломат, стратег, «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперёд, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам, т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников.

     Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда невольно становится марионеткой в руках «серого кардинала», который фактически управляет коллективом. Преимущество либерального стиля руководства заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, чёткой цели, глубоких знаний, слишком увлечён своими личными делами и интересами. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

     Смешанный стиль – предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стили могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Параметры взаимодействия руководителя с подчинёнными

Стили руководства

авторитарный

демократический

либеральный

смешанный

Методы принятия решений

Единолично решает вопросы

Перед принятием решений советуется с подчинёнными

Ждёт указаний от высшего руководства или решения совещаний

Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит

Просит, даже упрашивает

Исходя из ситуации приказывает, предлагает, согласовывает

Распределение ответственности

Берёт на себя или перекладывает на подчинённых

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчинёнными

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдаёт инициативу в руки подчинённых

Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных людей

Подбором кадров практически не занимается

Подбором кадров занимается нерегулярно  и без чёткой системы

Стиль общения

Держит дистанцию, необщителен

Дружески настроен, любит общение

Вступает в контакт с подчинёнными только по их инициативе

Преимущественно коммуникабельный

Характеристика отношений с подчинёнными

Жёсткий, диктует настроением

Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Преимущественно доброжелателен

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной, жёсткой дисциплины и строгого распорядка

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпелив к нарушениям

Поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает» нарушения

Отношение к моральному воздействию на подчинённых

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Использует различные виды наказания и вознаграждения

Чаще всего использует вознаграждение

В зависимости от ситуации и уровня подчинённых применяет разные способы

     

     После приведённой выше характеристики различных стилей управления вполне можно попробовать протестироваться самому руководителю с целью определения своего стиля руководства, а точнее, соотношения в нём демократического и административного факторов.

     Приведённые 40 утверждений отражают различные элементы стиля руководства. Любой руководитель коллектива, определив, как он относится к каждому утверждению, должен поставить ту или иную букву напротив него.

С – систематически (80-100%)

                                         Ч – часто                   (60-80%)

                                         И – иногда                (40-60%)

                                         Р – редко                   (20-40%)

                                         Н – никогда               (0-20%)

Утверждение

Личная оценка

1. В коллективе, которым я руковожу, проводятся (собственными специалистами или внешними консультантами) обследования социально-психологического климата, мнений, настроения людей.

2. В работе коллектива используются, где это необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.

3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива, если убеждён в его справедливости, перед вышестоящими руководителями.

4. Тщательно планирую работу по управлению.

5. Прилагаю все усилия, чтобы добиться от подчинённых выполнения плана.

6. Мои подчинённые чётко знают свои и общие задачи, стоящие перед учреждением.

7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения поставленных целей, предоставляя подчинённым исполнительские функции.

8. Допускаю в работе подчинённых проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.

9. Мне, как руководителю, приходится отступать от установленного графика и организовывать работу по выходным дням и сверхурочно.

10. Допускаю корректировку целей при условии, что эта корректировка не подменяет важность самой основы корректируемой цели.

11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы подчинённые информировали меня о проделанной ими работе.

12. Допускаю, чтобы подчинённые устанавливали свой темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах.

13. Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с подчинёнными.

14. Стараюсь поддерживать в коллективе определённый деловой этикет, стиль отношений и поведения, слежу, чтобы подчинённые придерживались его.

15. Планирую служебный рост подчинённых так, чтобы они знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого.

16. Считаю, что в условиях научно-технического прогресса лучшие результаты в производственном труде и управлении (качество, надёжность, точность и т.д.) достигаются, когда человек и коллектив работают в условиях принудительного режима, задаваемого извне технологией или общей организацией трудового процесса.

17. В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.

18. Информирую коллектив о событиях, происходящих в нём, и общем положении дел в системе управления.

19. Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне.

20. Оплата и стимулирование труда в коллективе осуществляется в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат.

21. Как руководитель я провожу в жизнь долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике известных коллективу принципов найма, продвижения, увольнения работников).

22. Анализируя работу подчинённых, прихожу к выводу, что они недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости, других деловых качеств.

23. В руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчинённых и создать благоприятный психологический климат в коллективе.

24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.

25. Создаю условия, при которых подчинённые имеют благоприятные возможности выражать своё мнение и оказывать практическое влияние на управленческий процесс.

26. В руководстве использую делегирование полномочий (оставляю за собой решение лишь важных вопросов, а второстепенные передаю на нижние уровни).

27. Читаю книги и другие публикации о том, как руководить людьми.

28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми.

29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства, приказы, регламенты, инструкции), а на втором плане должны находиться социально-психологические факторы (доверие, морально-психологический климат, сознательность и др.).

30. Производственные результаты коллектива, которым я руковожу, бывают высокими.

31. Как руководитель, я создаю условия для обеспечения физического здоровья подчинённых на работе, в быту, побуждаю их укреплять своё здоровье.

32. Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества и инициативы.

33. Требую от подчинённых точных обоснований при формировании производственных планов и мероприятий по совершенствованию методов и форм работы и управления.

34. Ради производственной необходимости приходится отодвигать на второй план решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение социально-психологического климата, поддержание общего порядка в организации труда и т.п.

35. Прилагаю усилия, чтобы добиться от подчинённых обеспечения высокой трудовой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.

36. Работа коллектива осуществляется на основе чёткого баланса прав, обязанностей, функций, ответственности и справедливого распределения их между подразделениями и членами коллектива.

37. Для достижения высоких качественных результатов в коллективе осуществляется профессиональная учёба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации.

38. Большое внимание, как руководитель, я уделяю контролю действий подчинённых, поддержанию высокого темпа и качества работы.

39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий социально-психологический климат.

40. Стиль руководства которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на высокие показатели в работе коллектива.

Результаты тестирования:

1. Необходимо ответить на все 40 утверждений.

2. Обведите порядковые номера следующих утверждений опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34.

3. Проставить I рядом с теми обведёнными порядковыми номерами, на которые даны ответы «Р» или «Н».

4. Проставить I рядом с теми необведёнными порядковыми номерами, на которые даны ответы «С» или «Ч».

5. Обвести не порядковые номера, а те единицы, которые проставлены рядом со следующими порядковыми номерами: 1, 2, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39.

Если рядом с какими-то номерами единицы не окажется, то ничего обводить не надо.

6. Подсчитать число обведённых единиц и записать: Л=…….

7. Подсчитать число необведённых единиц и записать: П=…….

(Значение Л количественно отражает ориентированность руководителя в процессе руководства на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на человеческий фактор, людей).

(Значение П количественно отражает ориентированность руководителя на достижения производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководства).

8. Нанести полученные значения Л и П на соответствующие оси графика, провести из этих точек перпендикуляры к осям и найти точку пересечения этих перпендикуляров на графике.

9. Вычислить значения: Сл = Лх5__________

                                         Сп = Пх5__________

     Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведённых на графике от полученных тестируемым руководителем значений Л и П, указывает на конкретное значение количественной оценки стиля руководства тестируемого.

Л

Л

20

           20х0

15

         20х20

10

5

          10х10

   0х0

0

         0х20

                     5             10           15            20           П

Интерпретация результатов оценки.

Стиль 0х0             При этом стиле руководитель проявляет мало заботы как о       достижении целей собственно производства, так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустил её на самотёк и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчинённым и наоборот.

Стиль 20х20         Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким стилем в равной и притом максимальной степени проявляются ориентированность на достижение высоких результатов работы и на заботу о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.

Стиль 20х0           Данный стиль присущ чаще всего руководителям-автократам, которые заботятся только о работе, выполнении производственно-хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в погонялу и действует по принципу «давай-давай», который со временем перестаёт приносить успех и в достижении производственных целей.

Стиль 0х20           При таком стиле руководства «управленец» мало заботится о производственных задачах. Всё внимание руководителя здесь направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских отношений с подчинёнными. Создаётся такой социально-психологический климат, где все расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив, отодвигается на второй план решение производственно-хозяйственных задач. В конечном счёте такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение качественных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может привести к утрате руководителем авторитета лидера.

Стиль 10х10         Этот стиль присущ руководителям, которые проявляют в равной мере ограниченную заботу как о достижении высоких производственных результатов, так и о нуждах и потребностях работников. Они добиваются некоторых средних достижений по обеим составляющим руководства.

    Если Л и П отражают ориентированность конкретного стиля конкретного руководителя по соответствующим составляющим в абсолютных единицах, то относительные значения представлены величинами Сл и Сп. Они показывают, какой процент от идеала в ориентации на людей и производство представляет собой индивидуальный стиль руководства коллективом. В идеальном случае (стиль 20х20) и Сл, и Сп равны 100%.

    Каждому руководителю просто необходимо оценить свои личные фактические результаты по такому тесту. Сколько не хватает до идеала?

По каким составляющим стиля руководства следует совершенствоваться? Можно провести тестирование и среди «подчинённых» руководителя, сравнить их результаты с личными, определить, влияет ли стиль управления руководителя на линию поведения «подчинённых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философия управления персоналом

Организация работы с персоналом в образовательном учреждении....

методические рекомендации по управлению персоналом в ДОУ

методические рекомендации по управлению персоналом в  ДОУ...

Особенности управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении и его правовое обеспечение

Статья раскрывает задачи  правого обеспечения управления персоналом,  регулирование трудовых отношений между работодателем и работниками,методы управления персоналом в зависимости от принято...

Стили руководства. Разновидность стилей управления.

Руководство организацией и стили управления. Современный стиль управления....

«Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...