Опыт работы уполномоченного по правам ребенка
презентация

Круглова Наталья Евгеньевна

Опыт работы уполномоченного по правам ребенка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт деятельности Уполномоченного по правам ребенка в МКДОУ детский сад №6 «Ласточка» Коллегия Управления образования администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Март 2022

Слайд 2

“На свете – бездна родителей , – писал В.Г.Белинский , – множество, но мало отцов и матерей”. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!» (Л.Н.Толстой) Почему появляются неблагополучные семьи? Почему родители пренебрегают детьми? Почему в семьях складываются тяжелые ситуации и как дети их переживают? Как семья превращается в неблагополучную? Как происходит психическое развитие ребенка в неблагополучной семье? Чем можно помочь семье «группы риска»? Какова методика работы с неблагополучными семьями?

Слайд 3

Согласно Федеральному Закону от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей , находящихся в социально - опасном положении , и оказание им помощи в воспитании детей.

Слайд 4

Факторы социального риска в семье : 1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска); 2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами); 3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями, опекаемые); 4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями); 5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители); 6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры). 7. семьи, в которых родители постоянно проживают вдали от ребенка 8. опекаемые семьи

Слайд 5

Понятие семьи группы риска : « раннее неблагополучие » - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска , являются сложные жизненные обстоятельства. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска» , подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать . Это понятие, позволяет выделять категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Слайд 6

Цель: формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ. Задачи: Предупреждение и профилактика семейного неблагополучия Выявление причины факторов неблагополучия Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей Формирование гармоничных детско-родительских отношений

Слайд 19

Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и организации ведомственного учета семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации, в Родниковском муниципальном районе Общие положения Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999), Законом Ивановской области от 09.01.2007 № 1-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области» и определяет последовательность действий муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП), органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – субъекты профилактики) и подведомственных им организаций, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – организации, подведомственные субъектам профилактики), при выявлении, учете и организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями (несовершеннолетними), находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), и ведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями (несовершеннолетними), находящимися в трудной жизненной ситуации. Субъекты профилактики и организации, подведомственные субъектам профилактики, указанные в ст. 4 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ, осуществляют выявление, учет и индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями в рамках компетенции, определенной ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ, нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности субъектов профилактики и организаций, подведомственных субъектам профилактики.

Слайд 20

Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец ”.



Предварительный просмотр:

Опыт деятельности Уполномоченных по правам ребенка в МКДОУ детский сад №6 «Ласточка»

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ

“На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский,

– множество, но мало отцов и матерей”.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!»

(Л.Н.Толстой)

Почему появляются неблагополучные семьи?

Почему родители пренебрегают детьми?

Почему в семьях складываются тяжелые ситуации и как дети их переживают?

Как семья превращается в неблагополучную?

Как происходит психическое развитие ребенка в неблагополучной семье? Чем можно помочь семье «группы риска»?

Какова методика работы с неблагополучными семьями?

Согласно Федеральному Закону от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями, опекаемые);

4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

7.  семьи, в которых родители постоянно проживают вдали от ребенка

8. опекаемые семьи

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная, с плохими жилищными условиями). Это семья с низким уровнем жизни.

Если в семье обнаружены такие факторы социального риска как распитие спиртных напитков, аморальный образ жизни, безработные родители, невыполнение санитарно-гигиенических норм, в этом случае можно рассматривать такую категорию семьи как семья группы риска. Данные категории семей   состоят  на внутрисадовском  учете.

Понятие семьи группы риска«раннее неблагополучие» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это понятие, позволяет выделять категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Мы считаем, что основная цель работы с семьями группы риска в ДОО -

формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Задачи:

  1. Предупреждение  и профилактика семейного неблагополучия
  2. Выявление   причины факторов неблагополучия
  3. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
  4. Формирование  гармоничных детско-родительских отношений

Мы уверены, что необходима система работа в данном направлении.

В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.

Особое внимание  педагоги обращают на социально-психологические факторы. Это характер отношений в семье, взаимодействие родителя и ребенка, уровень правовой и педагогической компетентности родителей.

Мы уверены, что изучение семьи, является одним из важнейших моментов выявления причин неблагополучия, оно становится  эффективным, когда поведение педагогов при посещении семей происходит не  для галочки, не для отчета, не с целью очередной нотации.  Оно эффективно, когда педагоги постепенно выстраивают доверительные отношений с семьями воспитанников, когда  родители доверяют педагогу, видят его добрые намерения. Используя тесты, проективные методики, анкеты,  опросники, наблюдение и беседы, педагоги анализируют микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье). 

Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые приводят к возникновению проблемы. Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни)… Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи. Что же тогда мы можем?

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей педагогами нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. В нашем детском саду в работе с семьями "группы риска" широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, индивидуальные формы работы, участие семей в районных спортивных мероприятиях.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Особенно хочется отметить работу нашего семейного клуба «Ласточка», который с удовольствием посещают семьи «группы риска». Возможность взаимодействовать вместе с ребенком, узнавать, что - то новое, общаться, встречи с интересными людьми помогают данную форму работы считать одной из самых эффективных…

Хочется отметить, что 70% детей из данной категории семей, вовлечены в систему дополнительного образования. Это творческие объединения, которые функционируют на базе ДОУ.

Семьи  детей, с особенностями развития  активно вовлекаются в социально значимую деятельность ДОУ.

Главная роль в сопровождении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия, а также, Уполномоченному по правам ребенка в ДОУ, который контролирует, организует и прогнозирует стратегию взаимодействия с семьями обучающихся, а именно разрабатывает План индивидуального сопровождения, исходя из имеющихся проблем конкретной семьи, где прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада.

Хотелось бы особо подчеркнуть важность заинтересованности данным направлением работы администрации образовательной организации. Систематический контроль, помощь в реализации запланированных мероприятий все это залог успеха.  

В нашем саду большое внимание уделяется просвещению педагогического коллектива по вопросам работы с семьями   «группы риска», в рамках которого  рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Тесно взаимодействуя со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства мы формируем и реализовываем систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Эти случаи в нашей практике единичны, но имеют место быть. В этом случае мы руководствуемся Порядком межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и организации ведомственного учета семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации, в Родниковском муниципальном районе.

Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы сознания и эмоциональной сферы законных представителей.

Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец”.  

Исходя из этого, мы выстраиваем комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех субъектов.

Организация взаимодействия с семьями «группы риска», неблагополучными семьями  - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

D:\фото проф\DSC_2404.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: "Как помочь ребенку в период адаптации"

Данный материал помогает воспитателю в самый тяжёлый адаптационный момент помоч ребёнку....

Уполномоченный по правам ребенка

информация для родителей...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование навыков правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»

Профилактика детского  дорожно-транспортного  травматизма всегда была  актуальна, к сожалению, она  остается актуальна  и на сегодняшний  день.Одной   из пробле...

Уполномоченный по правам ребенка в Оренбургской области

Уполномоченный по правам ребенка в Оренбургской области...

Реквизиты Уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области

Информация о реквизитах Уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области...

Педагогический опыт работы по изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах наших населенных пунктов быстро возрастают и будут прогрессировать и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения...