ПРОГРАММА «Игралочка».
рабочая программа

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по развитию интеллектуальных способностей детей "Игралочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Игралочка"298.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №79 «Голосистое горлышко»

ПРОГРАММА

дополнительной платной образовательной услуги

проведения занятий по развитию интеллектуальных способностей детей

с использованием компьютерных технологий

        

           Руководитель: воспитатель

                               Р.Р.Имамалиева

Нижневартовск, 2017г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы

3

1. Пояснительная записка

5

1.1.Цели и задачи Программы    

6

1.2.Планируемые результаты

6

1.3.Объем образовательной нагрузки

6

2. Содержание Программы

7

3. Организационно-педагогические условия

16

3.1.Учебный план

16

3.2.Расписание занятий

17

3.3.Календарный учебный график

17

3.4.Программно-методическое обеспечение

17

3.5.Материально-техническое обеспечение

17

4. Мониторинг        

18

5. Список литературы

24


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование дополнительной платной услуги

Программа платной дополнительной образовательной услуги по проведению занятий по развитию интеллектуальных способностей детей с использованием компьютерных технологий «Игралочка»

Основание для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; 

- Авторская программа В.П.Новиковой «Математика в детском саду»

- Приказ «Об утверждении тарифов на платные услуги, предоставляемые МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 с 14.12.2015 от 11.12.2015 № 284»

Заказчик Программы

МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко», родители (законные представители) воспитанников

Руководитель Программы

Имамалиева Расмия Рамазановна

Целевая групп

Дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет)

Цель Программы

Формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.

Задачи Программы

- формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения.

- развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие, воображение, творческие способности.

- развивать интерес к познавательной деятельности.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» и родителями (законными представителями) детей старшего  дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

- итоговые занятия;

- слайдовые презентации;

- участие в конкурсах интеллектуальной направленности различного уровня;

- дни открытых дверей;

- отчет о реализации Программы.

Меха  Механизм реализации Программы

Администрация ДОО:

- анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы,

- вносит предложения по ее корректировке,

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Краткое содержание Программы

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.

Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с использованием компьютерных игр математического содержания, фонотеки, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз.

Программа направлена на развитие у детей  интереса к  умственной деятельности, способствует интеллектуальному  развитию, формированию навыков умственной деятельности и подготавливает ребёнка к успешному обучению в школе.


1. Пояснительная записка

Актуальность.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в познавательной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено дополнительным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Содержание программы раскрывается в аспекте требований ФГОС и основывается на Законе РФ «Об образовании», на «Конвенции о правах ребенка», «Правилах внутреннего распорядка дня в организации».  

1.1. Цели и задачи

Целью Программы является формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.

Задачи Программы:

1. Формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения.

2. Развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие, воображение, творческие способности.

3. Развивать интерес к познавательной деятельности.

1.2. Планируемые результаты

В ходе реализации Программы ребенок научится:

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- овладеет математической терминологией и графическими навыками (написание цифр, рисование геометрических фигур);

- у него сформируются познавательные интересы, психические функции, коммуникативные умения.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме открытых занятий «Умники и умницы», КВН.

Сроки реализации Программы – 1 год.

Стоимость занятий утверждена Постановлением администрации города от 11.12.2021г № 100 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 46 «Кот в сапогах» и составляет 63 рублей за одно занятие, в месяц 504  рубля.

1.3. Объем образовательной нагрузки

Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Количество детей в группе – 8 человек.


2. Содержание Программы

Учебная неделя

Тема

Программное содержание

Методические приёмы

1, 2 неделя -  педагогическая диагностика

3,4

1

Геометрические

фигуры

Закреплять названия геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, четырехугольник); умение классифицировать предметы по разным признакам (цвету, форме, величине); упражнять в счете в пределах 10; закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве.

Упражнение «Разложи фигуры».

Игры:

«Считай дальше», «Наоборот».

5

2

Величина

Развивать умение создавать образ предмета, конструируя его из палочек: сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения; упражнять в счете в пределах 10; закреплять умение отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счете на ощупь.

Загадки про слона, горох. Создание образа по словесной инструкции.

Игры:

«Игра со стручками гороха», «Чудесный мешочек».

6

3

Ориентировка в пространстве

Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции.

Упражнение «Сделай фигуру».

Игры:

«Что, где?», «Живая неделя».

7

4

Тетрадь

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением; закреплять название геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 10; учить различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?

Работа в тетради.

Игра «Найди пару». Моделирование фигур по словесной инструкции.

8

5

Тетрадь в клетку

Учить ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции; закреплять названия дней недели, знания о том, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра, называть «соседей» данного числа.         

Упражнение «Нарисуй клетку»

Игры:

«Назови соседей», «Назови скорей»

9

6

многоугольники

Познакомить с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами; упражнять в сравнении предметов по разным признакам, закреплять умение обозначать словами результат сравнения.

Упражнение «Назови фигуру».

Игры: «Сложи узор». «Назови предмет».

10

7

Деление на равные части

Познакомить со способом рисования многоугольника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; упражнять в делении предмета на равные части, уметь показать заданную часть; упражнять в счете на слух.

Рисование многоугольника в тетради.

Игры: «Назови число». «Игра с яблоками» Моделирование предмета.

 

инструкции

11

8

Количество и счет

Упражнять в счете в пределах 10; учить составлять число из единиц; различать количественный и порядковый счет; сравнивать предметы по высоте и обозначать словами результат сравнения.

Упражнение «Какой столбик выше?».

Игры: «Отгадай», «Живые цифры».

12

9

Состав числа 3

Познакомить с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию.

Упражнение «Составь число 3».

Игры: «Игра с яблоками», «Какой цифры не стало?».

13

10

Измерение

Учить измерять протяженность с помощью условной мерки, показывать 1/5, 2/5 и т.д.; закреплять умение понимать количественные

отношения между числами; классифицировать предметы по разным признакам.

Упражнение «Что больше?». Игры: «Бегите ко мне», «Найди столько же».

14

11

Деньги

Познакомить с деньгами, их достоинством и назначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги; ставить точки на пересечении линий; уметь двигаться по заданному маршруту.

Работа в тетради.

Игра «Найди спрятанную игрушку».

Беседа.

15

12

Состав числа 4

Учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете, учить составлять фигуры из счетных палочек.

Упражнения: «Составь число 4», «Сделай фигуру». Игры: «В какой руке сколько?», «Игра с кубом».

16

13

Деньги

Дать представление о деньгах вчера, сегодня, завтра; упражнять в счете в пределах 10; учить составлять предмет из определенного количества деталей, расширять кругозор.

Беседа.

Игра с кубом.

Упражнение «Сделай дом».

17

14

Измерение

Упражнять в измерении с помощью условной меры; в прямом и обратном счете; в счете на слух.

Проблемная ситуация «Чья лестница длиннее». Игры: «Считай дальше», «Считай— не ошибись».

18

15

Состав числа 5

Познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; учить считать по составной мерке; называть дни недели от любого дня.

Упражнения:

«Составь число 5», «Сколько получится». Игры: «В какой руке сколько?», «Живая неделя»

19

16

Далеко, близко

Учить составлять силуэты различных предметов из 8 прямоугольников, прикладывая их друг к другу; упражнять в счете на слух, в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; закрепить знание своего адреса; расширять кругозор.

Моделирование предмета по собственному желанию. Беседа.

Игры: «Поговорим по телефону»,

«Где звенит колокольчик?»

20

17

Измерение

Учить измерять одно и то же количество крупы ложками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.

Проблемная ситуация «Сколько риса в миске?» Игры: «Живые цифры», «Считай— не ошибись».

21

18

Состав числа 6

Учить составлять число 6 из двух меньших чисел; составлять фигуру из счетных палочек; закреплять название геометрических фигур; уточнить, сколько у фигур сторон, вершин.

Упражнения: «Составь число 6», «Измени фигуру». Игры: «В какой руке сколько?», «Назови предмет».

22

19

Ориентировка на плоскости

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять умение увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на один.

Работа в тетради. Игры: «Найди соседа», «Увеличь число».

23

20

Состав числа 7

Учить составлять число 7 из двух меньших чисел; закреплять названия дней недели; систематизировать знания о сутках, формировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи.

Упражнение «Составь число 7».

Игры: «В какой руке сколько?», «Живая неделя».

24

21

Измерение

Продолжать учить измерять сыпучие величины; следить за полнотой мерки, понимать, что от этого зависит результат измерения; уменьшать числа на один в пределах 10; познакомить со знаком «минус».

Проблемная ситуация «Сколько птичек накормили?» Игра «Назови правильно». Упражнение «Уменьши число».

25

22

Состав числа 8

Учить детей составлять число 8 из двух меньших чисел, называть «соседей» данного числа.

Упражнение «Составь число 8». Игры: «Ручеек», «Покажи соседей».

26

23

Геометрические

фигуры

Упражнять в умении уменьшать число на один, пользоваться цифрами и знаками, составлять геометрические фигуры из счетных палочек; закреплять названия геометрических фигур; умение классифицировать фигуры.

Упражнения: «Поставь знак», «Хвойный бор», «Измени фигуру».

Игра «Отгадай число».

27

24

Состав числа 9

Учить составлять число 9 из двух меньших чисел; закреплять названия дней недели; упражнять в счете по составной мерке.

Упражнения «Составь число 9», «Сколько получится». Игры: «В какой руке сколько?», «Лови, бросай, дни недели называй!»

28

25

Измерение

Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; составлять число 9 из двух меньших чисел; закреплять временные представления.

Проблемная ситуация «Сколько воды в банке?». Игры: «По порядку стройся!», «Ручеек».

29

26

Состав числа 10

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел, различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; закреплять временные представления.

Работа в тетради. Упражнение «Составь число 10».

Игры: «В какой руке сколько?», «Когда это бывает?».

30

27

Второй десяток

Познакомить с образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; классифицировать фигуры по цвету, форме, величине.

Упражнение «Давай посчитаем».

Игры: «Кто знает —пусть дальше считает!», «Пройди и не упади».

31

28

Счет до 20

Продолжать знакомить с образованием и записью каждого из чисел второго десятка; учить называть слова противоположные по смыслу.

Упражнение «Составь числа до 20». Игры: «Наоборот», «Гаражи».

32

29

Часы

Познакомить с часами и их назначением; упражнять в счете в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «впереди», «рядом», «слева» и т.д.

Беседа.

Игры: «Что, где?», «Отгадай число».

33

30

Время

Упражнять в счете в пределах 20; в составлении числа 10 из двух меньших чисел; в определении времени по часам с точностью до часа.

Упражнение «Составь числа». Игры: «Найди ошибку», «Ручеек», Подбери пару».

34

31

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; в умении задавать вопросы друг другу, используя слова: «слева», «справа», где и т.д.; в счете в пределах 20; закреплять названия месяцев.

Упражнение «Вопросы и ответы». Игры: «Посчитай», «Какое слово подходит?».

35

32

Ориентировка во времени

Учить составлять силуэт из равнобедренных треугольников: закреплять умение ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», и т.д.; закреплять название месяцев; развивать воображение.

Моделирование

предмета.

Загадывание загадок.

Игра «Двенадцать месяцев».

36

33

Календарь

Познакомить с календарем. Уточнить знания о годе как временном отрезке, формировать представление о необратимости времени: продолжать учить считать до 20, составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

Беседа.

Игра «Двенадцать месяцев».

Упражнение

«Составим число».

37

34

Получас

Продолжать знакомить с часами: учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать местоположение предмета: слева, справа, сбоку, между; двигаться по заданному маршруту.

Упражнение «Покажи на часах».

Игры: «Кто куда убежал?», «Найди спрятанную игрушку».

38

35

История часов

Познакомить с историей изобретения часов, умение узнавать время по часам, упражнять в счете в пределах 20; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Беседа.

Игры: «Назови скорей», «Который час?».

39

36

Задачи

Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки; моделировать часы; определять время по часам.

Знакомство с задачей. Игра «Который час?». Моделирование часов из цветных счетных палочек.

40

37

Решение задач

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; упражнять в счете по осязанию; закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Решение задач.

Игры: «Игра с яблоками», «Посмотри вокруг».

41

38

Счет двойками

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции; считать двойками; упражнять в измерении протяженности.

Пальчиковая гимнастика. Рисование узора по клеткам.

Игра «Завяжем, развяжем».

Упражнение

«Скажи сколько».

42

39

Часы в быту

Упражнять в счете двойками; закрепление умения находить сходство и различие между предметами; определять время по часам; соотносить число с цифрой.

Беседа.

Игры: «Сколько жильцов в квартире?», «Считай двойками».

43

40

Решение задач

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; познакомить со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20.

Решение задач.

Игры: «Назови соседей», «Какой цифры не стало?». Упражнение «Составь число».

44

41

Деление на равные части

Упражнять в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми; уметь составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников; упражнять в ориентировке на плоскости.

Упражнение «Деление на равные части». Моделирование предмета.

45

42

Измерение

Упражнять в счете двойками; в счете до 20; совершенствовать умение измерять протяженность разными мерками.

Упражнение «Считай двойками». Игра «Часы». Эксперимент «Чей шарф длиннее».

46

43

Решение задач

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; упражнять в счете в пределах 20; закреплять последовательность названий дней недели от заданного дня.

Решение задач.

Игры: «Назови скорей», «Живая неделя». «Парная игра».

47

44

Сантиметр

Упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить с единицей длины— сантиметром; с линейкой и ее назначением; упражнять в счете в пределах 20.

Упражнение •Что длиннее?». Игры: «Ручеек», «Мы идем, идем».

48

45

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, умение классифицировать геометрические фигуры по разным признаками; измерять протяженность разными мерками.

Упражнение «Проведи дорогу к дому».

Игры: «Считай двойками», «По порядку стройся!»

49

46

Геометрические

фигуры

Закреплять название геометрических фигур; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «впереди», «далеко», «около»; закреплять состав числа 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 20.

Упражнение «Отгадай загадку». Игры: «Ручеек», «Считай дальше».

50

47

Измерение

Упражнять в счете в пределах 20; закреплять счет двойками; упражнять в измерении длины с помощью линейки; умение составлять целое по словесной инструкции; развивать пространственную ориентировку.

Работа в тетради.

Игра «Назови пропущенное слово». Упражнение «Сделай сам».

51

48

Отрезок

Учить чертить отрезки и измерять их, составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру; упражнять в счете до 20.

Работа в тетради.

Игра «Отгадай число». Решение задач.

52

49

Счет

по заданной мере

Упражнять в счете в пределах 20; в счете по заданной мере, умение чертить отрезок определенной длины; преобразовывать фигуры; развивать воображение.

Работа в тетради «Измеряем отрезок». Упражнение «Сколько получится?».

Игры: «Считай — не ошибись!», «Какой цифры не стало?».

53

50

Решаем задачи

Учить составлять и решать простые задачи по числовому примеру; упражнять в измерении составной меркой, в счете; развивать мелкую моторику.

Решение задач.

«Игра с кубом».

Упражнение «Сделай поезд».

54

51

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги), упражнять в составлении числа 10 из двух меньших чисел; в счете на ощупь; умение сравнивать предметы по величине и цвету.

Работа в тетради. Игры: «В какой руке сколько?», «Чудесный мешочек».

55

52

Ориентировка во времени

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; перерисовывать рисунок, рассказывая о том, как нужно ориентироваться на листе; закреплять представление о днях недели; счет в пределах 20; умение называть последующее и предыдущее число.

Работа в тетради.

Игры: «Живая неделя*. «Какой цифры не стало?» «Игра с мячом».

56,

57

53

Измерение

Упражнять в измерении жидкости; познакомить с новыми единицами измерения— литр, пол-литра; продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи в пределах 20; упражнять в составлении числа из двух меньших чисел.

Эксперимент «Сколько воды в банке?»

Игры: «Ручеек», «Разложи цифры по порядку». Решение задач.

58,

59

54

Ориентировка в пространстве

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания по словесной инструкции; закреплять названия месяцев; закреплять умение самостоятельно составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20.

Работа в тетради. Игра «Двенадцать месяцев». Решение задач.

60,

61

55

Повторение (интегрированное занятие)

Упражнять в составлении фигуры из 8 прямоугольников; в счете в пределах 20; закреплять название месяцев; расширять кругозор.

Упражнение «Строим дом». Игра «Круглый год».

62,

63

56

Измерение

Упражнять в ориентировке в пространстве в тетради в клетку; упражнять в счете по разным основаниям.

Работа в тетради. Игры: «Встань, где я скажу»,

«Найди свой домик». Упражнение «Сколько яблок?».

64,

65

57

Решение задач

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20; преобразовывать фигуры; развивать логическое мышление.

Решение задач. Игры: «Часы», «Повторяй за мной». Упражнение «Измени фигуру».

66,

67

58

Счет

в пределах 20

Упражнять в счете в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число; составлять фигуру из счетных палочек; закреплять название геометрических фигур.

Упражнение «Составь фигуру из палочек». Игры: «Мы идем, идем», «Назови соседей».

68,

69

59

Измерение

Упражнять в измерении жидкости с помощью жмени, горсти; закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнивания: длиннее, короче; упражнять в счете на ощупь.

Беседа.

Игры: «Игра с яблоками», «По порядку стройся!».

70,

71

60

Повторение

Закреплять умение чертить отрезки заданной длины; называть числа предыдущие и последующие названному числу; названия геометрических фигур.

Работа в тетради.

Игры: «Найди фигуру», «Назови число».

  1. Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

п/п

Наименование услуги

Кол-во занятий в неделю/месяц

Кол-во часо в неделю/ месяц

Форма проведения

1.

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей детей с использованием компьютерных технологий

2/8

60/240

фронтальная

Итого в год

72

2160

  1. Расписание занятий

Неделя месяца

Дни недели

Время

I- II-III-IV

Вторник

Четверг

17.00 - 17.30

3.3. Календарный учебный график

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Количество и счет

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Величина

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Форма

1

2

2

2

2

2

2

2

1

Ориентировка в пространстве

2

3

2

3

3

3

3

3

2

Ориентировка во времени

1

2

1

2

1

2

1

1

1

3.4. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Название программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей детей с использованием компьютерных технологий

«Игралочка»

Разработана на основе программы В.П. Новиковой «Математика в детском саду», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.5.  Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете дошкольного учреждения, расположенном на третьем этаже здания, воспитателем высшей квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.

Для работы с детьми составлен перспективный план в соответствии с лексическими темами.

Большинство занятий носит интегрированный характер, а математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии.

На каждом занятии проводятся компьютерные игры из электронного пособия М.В. Осьмаковой «Дошколята» в соответствии с планом, а также дидактические игры по формированию математических представлений из приложения к программе.

Используемые комплексы гимнастики для глаз и физкультурные минутки способствуют укреплению здоровья детей и поддержанию устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности.

  1. Мониторинг

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики, которая проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников на дополнительной образовательной услуге. Инструментарий для педагогической диагностического обследования позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого воспитанника в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой, познавательной, проектной и художественной деятельности; физического развития.

Диагностика уровня развития проводится два раза в год:

вводная – в сентябре 1-2 неделя, итоговая – в апреле (3-4 неделя).

Обследование дошкольников проводится с использованием методики В. П. Новиковой. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту познавательного развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.

Инструментарий для диагностического обследования

Методика №1 – выявление умений счёта.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика №2 выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9,6,3,7).

Методика №3 выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика №4 выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (семь).

Методика №5 – выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свёкла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счёту; считать по порядку.

Методика №6 – выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика №7 – выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками – 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задаёт вопросы. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика №8 – выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика №9 – выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика №10 – выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

Протокол обследования  уровня сформированности  элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)

Дата: _____________                                        Ф.И.О. педагога: Порубова Н. М.

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Уровни

Умение
считать

Знание
цифр

Соотнести
цифру с
количеством

Умение
отсчитывать

Умение
составлять
число из
единиц

Количественный
и порядковый
счет; отвечать
на вопросы

Считать
по порядку

Высокий

Средний

Низкий

На
единицу
больше

На
единицу
меньше

сколько

который

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Ф.И. ребенка

Величина

Пространство

Время

Уровни

Сравнение предметов по длине

Умение различать

Знание
дней недели по
порядку

Умение различать

Высокий

Средний

Низкий

Накладывает

Прикладывает

Раскладывает
по порядку

Лево

Право

Вчера

Сегодня

Завтра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка результатов

3 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

1 – низкий уровень развития.

Качественная характеристика уровней сформированности элементарных математических представлений

Высокий уровень  (от 45  до  54 баллов) – систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, Самостоятельно считает в пределах 10; правильно пользуется количественными и порядковыми числительными; сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливает, какое число больше (меньше) другого, уравнивает неравное число предметов; сравнивает предметы разной величины, размещая их в порядке возрастания (убывания) длины, высоты; различает форму предметов; выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; называет дни недели, последовательность частей суток. Осуществляет классификацию по одному – двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать.

Средний уровень (от 35 до 44 баллов) – самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач применяет с помощью взрослого. Выполняет задание с небольшой помощью взрослого; ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному, двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности.

Низкий уровень (от 18 до 34 баллов) – не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Ребенок выполняет задание неправильно или отказывается его выполнять, помощь не принимает.


  1. Список литературы

  1. Голубь В.Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 48с.
  2. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи: Тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с.
  3. Михайлова, З.А.  Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  4. Михайлова, З.А.  Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, Издательство Детство-Пресс, 2002 г.
  5. Михайлова, З.А.  Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  6. Минкевич, Л.В.  Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. Скрипторий 2003, 2010 г.
  7. Новикова, В.П.  Математика в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез 2003 г.
  8. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-2-е издание, Москва. Мозаика-Синтез 2009 г.
  9. Помораева, И.А.  Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, издательство Мозаика-Синтез, 2010 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективная программа "Игралочка"

Русские народные игры на оод по физической культуре...

Программа "ИГРАЛОЧКА". Игра как средство развития логического мышления

Использование педагогических ресурсов детской игры в качестве средства развития логического мышления. Полезность игры известна  не одно столетие. Игра формирует познавательную активность и развив...

Тематическое планирование по учебному пособию Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова по программе «Игралочка» (для детей 4-5 лет).

Тематическое планирование по учебному пособию  Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовапо программе «Игралочка» (для детей 4-5 лет)...

Конспект образавательной ситуации: Счет до четырех .Число и цифра 4 .По программе "Игралочка "Петерсон.

Возрастная группа детей 4-5 лет. На занятии используются игровизоры....

Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием программы «Игралочка» Л.Г.Петерсон 2-й год обучения

Цель : 1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединённых общим признаком; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководст...