"Формирование готовности дошкольника к саморазвитию на примере ФЭМП по программе "Игралочка""
консультация

Сочнева Юлиана Витальевна

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.02 МБ
Файл matem.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К САМОРАЗВИТИЮ НА ПРИМЕРЕ ФЭМП ПО ПРОГРАММЕ «ИГРАЛОЧКА»

Слайд 2

«Учиться надо весело! Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А. Франс ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КУРСА «ИГРАЛОЧКА» При подготовке ребёнка к школе основной акцент делается не на «натаскивании» к школьным предметам, а на развитии личностных качеств дошкольников и формировании у них предпосылок к учебной деятельности

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ИГРАЛОЧКА» - подчинено задаче общеинтеллектуального и общекультурного развития детей, формирования у них предпосылок математического стиля мышления, что станет фундаментом для развития умения учиться, изменять себя, способности к саморазвитию; - выступает как инструмент развития психических функций ребенка, формирования личностных качеств; -обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира и создает базу для построения содержания начального образования.

Слайд 5

Ж.-Ж. Руссо «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Технология «Ситуация» – педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий , лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Слайд 6

В чем состоит «механизм» самоизменения и какую роль в процессе его формирования играет дошкольная ступень? Что может стать пусковым механизмом для появления у человека потребности в самоизменении ?

Слайд 7

В чем состоит «механизм» самоизменения и какую роль в процессе его формирования играет дошкольная ступень? Что может стать пусковым механизмом для появления у человека потребности в самоизменении ? Потребность в самоизменении и самообразовании возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Слайд 8

В чем состоит «механизм» самоизменения и какую роль в процессе его формирования играет дошкольная ступень? Что может стать пусковым механизмом для появления у человека потребности в самоизменении ? Потребность в самоизменении и самообразовании возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом? «В затруднении содержится возможность» А.Эйнштейн

Слайд 9

Как можно результативно и наиболее надежно преодолеть затруднение?

Слайд 10

Как можно результативно и наиболее надежно преодолеть затруднение? Схема – аксиома «Рефлексивная самоорганизация» 2 1 2 4 3 6 5

Слайд 11

Лидер – д.психолог.н., профессор О.С. Анисимов ММПК 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению 2 – фиксирование затруднения («я не могу решить данную конкретную задачу …») 3 – выявление места затруднения (И – исследование ) 4 – выявление ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (К – критика ) 5 – построение проекта выхода из затруднения (П – проект ) 6 – реализация проекта 2 1 И 3 К 4 П 5 6 Схема «Рефлексивная самоорганизация» («Рефлексия»)

Слайд 12

В основу технологии «Ситуация» положен метод рефлексивной самоорганизации. 2 1 2 4 3 6 5 4 6 5 4 3 2 1 3

Слайд 13

ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» как инструмент организации образовательных ситуаций в детском саду

Слайд 14

Д.Дьюи (1859-1952) «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера."

Слайд 15

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ») ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний. 3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения. 4) «Открытие» нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения. 5) Включение нового знания в систему знаний и повторение. 6) Осмысление 4 6 5 4 3 2 1 3

Слайд 16

Затруднение в ситуации – ключевое звено в технологии «Ситуация»

Слайд 17

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: • понять, чего он пока не знает, не умеет; •научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи ; • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку ; •научиться выделять причинно-следственные связи ; •научиться правильно формулировать причины различных затруднений; •сформировать чувство ответственности за свои поступки .

Слайд 18

В результате у детей формируются следующие установки: - «Ошибаться – не страшно» - «Каждый имеет право на ошибку» - «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее и т.д.» - «Я имею право чего-то не знать, не уметь» - «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» - «В затруднении содержится возможность» и т.д . - «Я могу!» - «Я смею!» - «Я хороший, умный, сильный!!!» и т.д. - «Я заслуживаю уважения!» - «Меня принимают и любят таким , какой я есть»

Слайд 19

Переход от подготовки ребёнка к школе – к развитию его личности СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Один из главных векторов развития личности – формирование готовности к саморазвитию



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «БЕРЕЗКА» С.НИКОЛО-БЕРЕЗОВКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

Выступление на районном методическом объединении на тему "Формирование готовности дошкольника к саморазвитию на примере ФЭМП по программе "Игралочка""

Подготовила   Сочнева Ю.В.

с.Николо-Березовка, 2019

        (слайд) Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития

        В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).

        Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).

        (слайд)        В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

        Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

        Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей "детской" цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям.

        (слайд) Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка» является система дидактических принципов. Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени.         

        (слайд) Технология «Ситуация» – новый педагогическийинструмент, который позволяет поэтапно ипоследовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основемеханизмов саморазвития личности, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. 

        (слайд) Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

        (слайд) Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

        (слайд) Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями,  («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для  саморазвития на протяжении всей жизни.

        (слайд) Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

        (слайд) На сегодня известен наиболее короткий и эффективный путь достижения результата - так называемый метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации. Он заключается в следующем:

        - если возникло затруднение, вначале надо его зафиксировать, т.е. понять, что именно не получается (это всегда происходит в форме:"Я не могу сделать..." - и называется конкретное действие, которое не получилось);

        - потом нужно осмыслить не получившееся действие, а не продолжать делать наобум;

        - после этого - проанализировать выполненное действие и определить, где возникло затруднение (место затруднения);

        - понять, почему оно возникло (причину затруднения);

        - построить путь (проект) преодоления затруднения - поставить цель, найти способ и средства ее достижения;

        (слайд) Безусловно, в детском саду еще рано говорить о рефлексивной самоорганизации в полном смысле этого слова. Однако дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для приобретения первичного опыта выполнения действия по преодолению затруднений. Как справедливо заметила Марина Цветаева, человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу, что принесет тебе будущее…          (слайд) Именно поэтому в основу технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (для дошкольного уровня – технологии «Ситуация») положен метод рефлексивной самоорганизации, позволяющий поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы самоизменения, саморазвития и самовоспитания.

        (слайд) Задача педагога, работающего в технологии "Ситуация" является не объяснение новых знаний, а создание такой ситуации, в которой дети сами откроют для себя, а так же приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия

        (слайд) У педагога дошкольной образовательной организации  изменяются функции - он перестает быть информатором и транслятором знания, он становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной деятельности детей.

        В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:

образовательные ситуации «открытия» нового знания;

образовательные ситуации тренировочного типа;

образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).

        Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

        Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода (в младшем возрасте - спрошу у того, кто знает; придумаю сам; в старшем – придумаю, а потом проверю по образцу).

        (слайд ) В структуре занятий «открытия» нового знания в технологии "Ситуация"выделяют следующие этапы:

1) Введение в ситуацию.
2) Актуализация знаний.
3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения.

4) «Открытие» нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.
5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.
6) Осмысление

        На каждом этапе занятия предусматривается решение специфических для данного этапа общих задач.

        (слайд) Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.

        (слайд) В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. (слайд) Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

        В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.

        (слайд) Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.

Подготовка детей  к  обучению в начальной  школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный  и многогранный процесс во...

«Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению»

Консультация «Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению» способствует развитию  речевого общения дошкольников...

Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению

    Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование...

Формирования готовности дошкольников к обучению в школе, по средствам развития адекватной самооценки.

Одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него адекватной самооценки и необходимых мотивов обучения....

«Формирование готовности дошкольников к обучению в школе средствами конструктивной деятельности"

Для детей старшего дошкольного  возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архите...

Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...