Формирования готовности дошкольников к обучению в школе, по средствам развития адекватной самооценки.
статья

Одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него адекватной самооценки и необходимых мотивов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования готовности дошкольников к обучению в школе, по средствам развития адекватной самооценки.

Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а постепенно, в процессе общения, в игре, трудовой деятельности и дошкольном обучении. О ребенке, поступающем в школу, нельзя сказать, что он готовый ученик, можно лишь говорить о его психологической готовности или неготовности к новому этапу в жизни.

Подготовка к школьному обучению — важный шаг в воспитании и обучении ребенка в дошкольном учреждении.

Дошкольный  возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. 

Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Цель исследования: определить особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него адекватной самооценки и необходимых мотивов обучения: отношение к процессу обучения в школе, как к важному, ответственному делу, стремление к приобретению новых познаний, проявление интереса к различным учебным предметам.
   В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
          Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают воспитатели. Воспитатели оценивают реальную деятельность детей и их поведение. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие. Воспитатели так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я» [1-5].

С целью определения особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были проведены: Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн); Исследование самооценки. Тест «Лесенка»; Тест «Смешные человечки»[6,7].

Проведенное исследование позволило получить большой объем информации:

  • Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другую, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне других ребят, обратить на себя внимание;
  • Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху;
  • Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети тревожны, неуверенные в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

Библиографический список:

  1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
  2. Божович Л.И. Самооценка В кн. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х Т., Т. II// Ред. В.В. Давыдов и др. -М., 1999.
  3. Кон И.С. Открытие «Я». -М., 1978
  4. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М., 1968.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск. 1993.
  6. www.psychologos.ru
  7. http://www.yarkiedeti.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

«Формирование готовности дошкольников к обучению в школе средствами конструктивной деятельности"

Для детей старшего дошкольного  возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архите...

Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...

Сюжетно-ролевая игра,как средство коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе.

В статье говорится о вакжности и значимости сюжетно- ролевой игры в жизни дошкольников. О методах и разнообразии игровых моментов в соответсвии с ФГОС. А ,также ,какие дидактические материалы использу...