Процедура и механизмы мониторинга кадрового ресурса ДОУ
материал

Антонова Ольга Васильевна

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111monitoring_kadrovogo_resursa.docx74.73 КБ

Предварительный просмотр:

Процедура и механизмы мониторинга кадрового ресурса ДОУ

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:

  • Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
  • Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.

Содержание

Требования, аспекты и сущность мониторинга

Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:

  1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
  2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
  3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
  4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
  5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.

Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно- методических требований:

  • Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
  • Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
  • Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
  • Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.

Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.

Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:

  1. непрерывность (данные собираются постоянно);
  2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
  3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
  4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).

Получение информации

В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.

Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.

При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:

  1. сбор информации, фиксация текущих данных;
  2. учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.

Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:

  • Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
  • Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
  • Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
  • Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.

Мониторинг качества образования в ДОУ

Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).

При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.

Этапами сбора информации являются:

  • Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
  • Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
  • Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
  • Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
  • Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.

Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма:

  1. определить цели и задачи обучения;
  2. подобать критерии для определения результата;
  3. выбрать методику обучения;
  4. подготовить диагностический инструментарий;
  5. исследовать испытуемых;
  6. обработать результаты изучения и интерпретировать их;
  7. провести анализ, оценку результатов и обсудить их.

В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.

Система мониторинга

Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:

  • Качество процесса образования;
  • Качество обеспечения ресурсами;
  • Качество управления;
  • Качество результатов работы.

Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов. К ним

относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность. Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности.

Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного аспекта свойства качества.

Методическая работа на основе диагностики

Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.

Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.

Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.

Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно- теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.

Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

руководствуется нормативной базой федерального, регионального муниципального уровней.

На основании данных документов в МАДОУ был проведён ряд мероприятий по осуществлению перехода на современный уровень образования:

  • проведен анализ современных программ и технологий образовательного процесса и предметно-развивающей среды;
  • разработан план по реализации ФГОС, план обогащения предметно- развивающей среды ДОУ;
  • проведена подготовка к проектированию и разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  • организована работа по совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров, формированию профессиональной компетенций педагогов, соответствующих современному уровню качества дошкольного образования
  • проведены инструктивно-методические совещания по ознакомлению с нормативно- правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования. Работа в дошкольном учреждении велась по следующим приоритетным направленностям:
  • социально-коммуникативной направленности;
  • социально-педагогической направленности;
  • физкультурно-оздоровительной направленности;
  • художественной направленности;
  • речевой направленности

Основной раздел.

  1. Система мониторинга - как средства управления ДОУ

Мониторинг определяется как многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития (М.Р. Битянова).

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления.

До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминировала эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты. Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  • Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
  • Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.
  • Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.
  • Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
  1. Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

Целями системы оценки качества образования являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

Задачи мониторинга:

  • непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
  • осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
  • повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
  • вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к

аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;

  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
  1. Выделяют виды мониторинга:
  • Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.

  • Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
  • Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
  • Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками. Мероприятия по проведению управленческого мониторинга (творческая группа по проблеме “Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка”, модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития, оценка творческого потенциала педагогов)

Особенности мониторинга:

Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1–3–5 лет.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным результатом.

Методы мониторинга:

  • изучение продуктов детской деятельности;
  • игровые, тестовые задания;
  • проведение контрольно-оценочных занятий;
  • собеседование с педагогами, родителями и детьми;
  • анкетирование и опрос;
  • анализ документации;
  • наблюдение;

  1. Структура мониторинга в ДОУ

1-й блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности. 2-й блок Качество деятельности учреждения.

  1. й блок Результативность деятельности ДОУ.

Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.

  1. Служба мониторинга в ДОУ:

Старший воспитатель – осуществляет сбор информации, отслеживает соответствие состояния и результатов образовательного процесса государственным стандартам, выполнение реализуемой программы воспитания и обучения детей, взаимоотношения взрослых и детей, а также другие показатели качества образовательного процесса в ДОУ, осуществляет контрольную функцию, которая является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Воспитатели – отслеживают динамику усвоения дошкольниками программного материала, соответственно требованиям “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

Педагогическая диагностика позволяет решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ, аттестации ДОУ и педагогического коллектива.

Освоение специалистами ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

В детском саду действует медико-педагогический консилиум, который является одной из форм взаимодействия специалистов детского сада, объединившихся для сопровождения воспитанника с отклонениями в развитии. При запросе родителей осуществляется обследование ребенка специалистами П консилиума, решаются проблемные вопросы, даются заключения и рекомендации. В П консилиум входит: зам.зав по ВР, психологи, логопеды, дефектолог.

Медсестра – осуществляет отслеживание состояния здоровья воспитанников: физическое развитие, заболеваемость, посещаемость. Выявляет факторы, отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей.

Зам.зав по АХЧ  – выполняет мониторинг материально-технического обеспечения образовательного   процесса.

  1. Создание системы мониторинга в ДОУ
  • отбор диагностических методик, подготовка анкет, тестов, опросников, разработка критериев обучения работе с ними педагогов ;
  • проведение мониторинга;
  • первичное накопление информации;
  • качественная обработка данных или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта.

В групповых помещениях создана оптимальная развивающая среда. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творчеству, отображению познанного. Педагоги создают эмоционально-комфортные условия для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Представленная система мониторинга деятельности дошкольного образования позволяет на основе получения объективной информации принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех участников образовательного процесса в МАДОУ «Д/с № 22 «Город детства» разработано положение о

мониторинге, на основании которого проводятся различные виды мониторинга. Созданная в ДОУ система ежемесячного контроля определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

По каждой области исследования имеются соответствующие критерии, которые разрабатывались творческой группой педагогов, на основе изучения диагностической литературы. Сбор информации осуществляется с помощью анкет и опросников для педагогов, родителей; тестовых карт; диагностических карт по развитию ребенка.

Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в диагностических таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, вывешиваются в родительских уголках всех возрастных групп, используются при создании программы развития ДОУ, перспективных планов, авторских программ, могут оказаться полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов и ДОУ.

  1. В нашем дошкольном учреждении проводим мониторинг по разделам:

  1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов Образовательный уровень: в 2020–2022 учебном году педагогов с высшем образованием – 80%, среднее – специальное -20%. В сравнении с 2019–2020 учебном году: высшее образование имели – 75%,  среднее – специальное – 20%.

Квалификационный уровень:

В 2019–2020 учебном году высшую категорию имеют 26% педагогов, I категорию имеют 34% педагогов, в 2020-2021 учебном году высшую категорию имеют 26% педагогов, I категорию имеют       54% педагогов, в 2021-2022 учебном году высшую категорию имеют 30 % педагогов, I категорию имеют      84% педагогов.

Выводы: Педагоги ДОУ аттестованы – 80%.

  1. Мониторинг реализации программ в МДОУ .

В нашем детском саду реализуются типовая программа. Все разделы программ, реализуемых в МБДОУ, направлены на всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.

Так как ведущим видом деятельности является игра, весь педагогический процесс протекает через игру. Дети очень любят играть, проявляют своё творчество, смекалку. Показывают через игру умение устанавливать отношения со своими сверстниками, приобретают первый жизненный опыт.

Одной из составляющей в работе детского сада является непосредственно образовательная деятельность детей. В процессе этой деятельности решается приоритетная задача нашего детского сада по развитию познавательной деятельности дошкольников. В каждой возрастной группе, согласно возрасту детей, ежедневно проводятся разнообразные специально созданные развивающие ситуации.

С самого раннего детства дети соприкасаются с миром прекрасного на музыкальных занятиях, обогащают свой сенсорный опыт в процессе ознакомления с ближайшим окружением, учатся общаться со сверстниками и взрослым.

Более насыщено по своему содержанию, проходят занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с элементарными математическими представлениями, развивают речь, впервые познают структурные единицы русской речи. Также продолжают заниматься изобразительной деятельностью, ручным трудом, занимаются театрализованной деятельностью.

В рамках экологического воспитания дети приучаются к труду, учатся беречь и любить окружающий мир на территории детского сада.

В детском саду дети познают основы безопасности, одним из компонентов которого являются экскурсии на улицы города, с целью ознакомления правил поведения на дорогах.

В рамках реализации программы развития нашего учреждения одним из приоритетных

направлений является познавательное развитие. В течение учебного года педагоги создавали специальную развивающую среду, совместно с родителями, дидактические пособия математике, что способствовало улучшению восприятия рабочего материала. Это дало хорошие результаты. Рассмотрим результаты диагностики.

Диагностика по познавательному развитию

Анализируя познавательное развитие детей, следует отметить, что созданные в ДОУ условия позволяют интеллектуально развивать детей, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей . Это дает возможность более качественного воспитания и обучения детей.

Диагностика по социально-коммуникативному направлению

Педагоги стремятся в своей работе развивать у детей патриотические чувства, уважение в семье, приобщают к элементарным нормам общения со сверстниками и взрослыми, воспитывают ценностное отношения к собственному труду и труду взрослых. Большое внимание в детском саду воспитателем уделяется развитию у детей стремления к самостоятельности, развитию веры ребенка в собственные силы через трудовую деятельность, развитие культурно-гигиенических навыков.

Диагностика по физическому развитию

Весь коллектив детского сада работает так, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Педагоги развивают у детей физические качества, обогащают двигательный опыт, формируют начальные представления о здоровом образе жизни, прививают культурно- гигиенические навыки.

Диагностика по речевому развитию

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в детский сад, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Диагностика по художественно-эстетическому развитию

Не маловажное место во всестороннем развитии уделяется и эстетическому воспитанию. Стало традицией проведение досугов и праздников «Осенний», «Рождество»,

«Масленица» и другие. Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях.

  1. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.

В основе мониторинга по этому разделу лежит сбор информации о повышении квалификации педагогических работников, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы ее проведения.

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждые 3 года педагоги МАДОУ проходят курсы повышения квалификации, но в наше время этого недостаточно, т.к. рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если он занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Мониторинг повышения квалификации педагогов МАДОУ показал, что все воспитатели обучаются и повышают свой профессиональный уровень на различных дистанционных,  модульных, очных  курсах.

В последнее время уровень активности педагогов в рамках повышения своей квалификации значительно вырос. В этом учебном году доля педагогов прошедших курсовую подготовку от общего числа воспитателей составил 100%.

  1. Мониторинг эффективности самообразования педагогов.

Педагогическое самообразование воспитателя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. В детском саду педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально – методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

Мониторинг качества инновационной деятельности педагогов. Разработкой новых идей занимается каждый педагог МАДОУ, на сегодняшний день разработаны и внедрены 2 программы, 4 методические разработки: “Зачем учиться физкультуре?”, “Пора ли школу?”, “Растения и здоровье”, “Модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития” , 5 игр на развитие сенсорных способностей, элементарных математических представлений, ознакомлению с

окружающим миром: “Доберись до сюрприза”, “Обитатели нашей планеты”, “Улица полна неожиданностей”, “Путешествие на паровозике”, “Кто, где живет?”.

Мониторинг передового педагогического опыта педагогов.

В МАДОУ созданы оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

Успешная педагогическая деятельность позволяет педагогам делиться опытом работы с коллегами на районном и городском уровне.

В 2019–2022г. опыт своей работы педагоги МАДОУ представляли на районном уровне: Районное методическое объединение для музыкальных руководителей в 2019г.; Районное методическое объединение для инструкторов по физической культуре  руко в 2022г.»

 Педагоги МАДОУ приняла участие : Воспитатель года 2020;

Муниципальный традиционный открытый окружной конкурс «Рождество Христово-2019,2020,2021,2022»; Муниципальный традиционный открытый районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость-2019,2020, 2021,2022» Зональная площадка Регионального распределенного центра консультирования родителей-2022, Участники Регионального проекта «ПодмосковныйPRE–SCHOOL: стандарт детского сада-2022», Участники сетевой пилотной площадки по созданию центров раннего физического развития АНО «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» - 2022;  Финал III Всероссийского конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога-2022»  Всероссийский Национальный конкурс "Лучшее образовательное учреждение России".2022г.

  1. Мониторинг по использованию педагогами ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогают педагогам не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями. В ДОУ имеется информационно- техническая база: компьютер, создан официальный сайт ДОУ, имеется доступ в интернет, мультимедийный проектор, телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.

За 2019–2022 учебный год заметно выросло число педагогов, которые применяют ИКТ в образовательном процессе, работе с родителями .

В средней логопедической группе проведено открытое занятие с применением ИКТ. Консультации для родителей, семинары для педагогов также проводились с применением ИКТ.

  1. Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программного материала. С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития организована диагностика учебно-воспитательного процесса. По каждой области

исследования указаны соответствующие критерии. В каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Результаты диагностики обсуждаются на педсоветах, и на их основе разрабатывается  психолого-педагогическое   сопровождение каждого ребенка.

Для сбора информации данных о динамике усвоения дошкольниками программного материала соответственно требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду под ред. Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой.  использовались такие методы, как: контрольные    срезы знаний детей, беседы, наблюдения.

Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала реальной картины дел, потому что, исследовались отельные области, не проводилась аналитическая работа: “Почему именно такой результат?”, “От чего это зависит?”.

Поэтому возникла необходимость создания системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящее, но и влиять на них.

В результате общий уровень усвоения детьми программного материала по детскому саду составил в 2019–2022 учебном году 89%, что указывает на позитивную динамику роста, но тем не менее на результаты усвоения детьми знаний, умений и навыков повлиял контингент поступающих в ДОУ детей.

  1. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием медсестры. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико- педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, тетради посещений с указанием выводов и предложений. Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: бактерицидные лампы, ростомер, напольные весы, детский тонометр и т.д.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Заболеваемость детей по детскому саду в 2019-22 г. осталась на прежнем уровне 40%, улучшилась посещаемость детей, уровень физического развития детей возрос на 15% по сравнению с началом учебного года, что связано с улучшением качества физкультурно- оздоровительной работы.

Результаты работы по здоровьюсбережению детей подтверждают полученные грамоты и медаль за победу в районных спортивных соревнованиях .

Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактики и лечебных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости. Функционирует комплексная система закаливания детей, проводится дыхательная гимнастика, профилактика нарушения осанки и плоскостопия, осуществляется работа с часто болеющими детьми. В дошкольном учреждении  проводится квалифицированная коррекция речевого развития. Развитие речи является главной задачей, поэтому в ДОУ функционируют специализированные логопедические группы для детей с ТНР.Работа по развитию речи в этой  группе проводится во взаимодействии учителя-логопеда, дифектолога,воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре.

  1. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

Цель: выявить запросы на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ для учета при планировании развития ДОУ и работы с родителями.

  • Определение степени удовлетворенности семьи деятельностью ДОУ.
  • Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей.

Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем:

86 % родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.

Родители принимают участие в проектной деятельности, в смотрах – конкурсах, спортивных праздниках.

Выводы: Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ в 2019–2022 учебном году  89 %.

  1. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы.

Наши воспитанники разные и имеют разный уровень развития, но их успехами мы можем гордиться.

Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена в соответствии с требованиями программы.

Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы в 2019–2022 учебном году показал наличие устойчивой динамики уровней психологической готовности детей к школе за счет того, что детей с низким уровнем нет в течение нескольких лет.

  1. Анализ успеваемости детей в школе.

Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов, которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных , творческих и организаторских способностей. При этом необходимо отметить, что большинство детей посещают музыкальную и художественную школы, танцевальные кружки.

На основании всех имеющихся данных о выпускниках нашего ДОУ мы пришли к выводу о продолжении в учреждении деятельности по реализуемым программам. А значит, при планировании задач на будущее продолжать углубленную работу по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • развитие речи детей (во всех возрастных группах) и их познавательная деятельность;
  • игровая деятельность детей (особое внимание обратить на сюжетно-ролевые игры);
  • трудовое воспитание.
  1. Анализ творческих достижений педагогов.

Педагоги ДОУ активно участвуют во всевозможных конкурсах: районных, городских, областных, всероссийских.

Мониторинг творческих достижений педагогов ДОУ показал: повысилось число участвующих педагогов в различных конкурсах в сравнении с прошлым годом. У педагогов, с каждым годом, растет желание участвовать в разнообразных конкурсах и мастер-классах, делиться накопленным опытом с коллегами.

  1. Анализ творческих достижений воспитанников

Воспитанники ДОУ активно участвуют в различных конкурсах: на уровне района, города, а так же всероссийского уровня.

Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОУ показал: по результатам участия в конкурсах увеличилось количество призовых мест, в сравнении с предыдущими

годами, что способствует повышению имиджа детского сада.

  1. Заключение.

Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Создана предметно-развивающая среда: имеется компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр, мультимедийный проектор, имеется доступ в интернет, но недостаточно учебно-методических и дидактических пособий для качественной реализации образовательной программы.

Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет решать вопросы развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Мониторинг здоровья детей показал: в результате систематического проведения здоровьесохраняющих мероприятий и процедур получен результат 100% здоровьесохранения детей.

Деятельность руководителя по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить “точки роста”. Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Для этого создана система контроля. Сбор, анализ и систематизация информации необходима для осуществления коррекции и позволяет проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом. Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях.

Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.

Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ по сравнению с предыдущими годами.

Что такое качество дошкольного образования?

«Бытовое (обыденное, житейское) значение качества - полезность и добротность какого-то объекта. У каждого пользователя свое представление о добротности и полезности дошкольного образования, в том числе:- хорошие воспитатели, с которыми ребенок чувствует себя спокойно и комфортно;- современные (инновационные, престижные, интеллектуальные и др.) образовательные программы;- «видимые» достижения ребенка, например, что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал и т.п.»

Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием: - не присмотром и (или) уходом, а образованием;- не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;- не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...

Развитие и обновление кадрового ресурса ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО

В современных условиях залогом успеха любой организации, в том числе и образовательной, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность д...

статья "Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций как ресурс повышения кадрового потенциала"

На базе детского сада  № 398 «Ласточка» в 2018-2019 учебном году  проходили заседания сетевой программы «Потенциал культурного наследия и искусства в образовательной систем...

Статья "Формирование кадрового потенциала как основного ресурса системы дошкольного образования в дошкольной организации""

В статье рассматривается одна из актуальных задач образования - повышение его качества....

Мониторинг кадрового ресурса.

Наши воспитанники разные и имеют разный уровень развития, но их успехами мы можем гордиться.Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена...

Мониторинг кадрового ресурса

Наши воспитанники разные и имеют разный уровень развития, но их успехами мы можем гордиться.Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена...