Организация работы по переходу дошкольных групп на ФОП ДО
учебно-методический материал

В материале содержатся  ссылки на ФОП ДО и методические рекомендации Министерства просвещения. Сделан обзор нового, кратко освещены изменения содержания образовательных областей. Представлен шаблон плана-графика по внедрению в работу ФОП ДО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Система внедрения ФОП в работу ДОУ

 25 ноября 2022г был подписан приказ Министерства просвещения России №1028 «Об утверждении федеральной образовательной  программы дошкольного образования». С 01.09.203г все дошкольные учреждения обязаны перейти на ФОП.  Начать  вовремя и качественно  выполнить переход ОУ на ФОП поможет план-график по внедрению в работу ФОП. План-график не обязателен, но важен для тех, кто  хочет основательно проработать документ и по-настоящему внедрить его в работу.

Министерство просвещения Российской Федерации подготовило методические рекомендации (+ медиапрезентация). Ознакомиться с ними можно пройдя по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/id/3643 

  1. В методических рекомендациях по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования прописаны:  

- нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы;

              - Федеральная программа  как обязательная часть образовательной программы    

                  ДОО;

              - вариативная часть образовательной программы ДОО

              -  анализ соответствия  Программы обязательному минимуму содержания,  

                 заданному в     Федеральной программе;

               -  Приложение 1: Перечень нормативных правовых актов, на основе которых

                  разработана Федеральная программа;

               -  Приложение 2: Диагностическая карта соответствия образовательной    

                  программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в

                 Федеральной программе.

    2. Приказ об утверждении     федеральной    образовательной программы    

        дошкольного образования +ФОП   ДО                                                                                              

                http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 

  1. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования  

https://docs.edu.gov.ru/document/id/3516 

Коротко о важном

  1. ФОП определяет функции дошкольного образования:

- обучение и воспитание на основе российских ценностей;

- создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа;

- единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.

  1. Что нового?

- появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли;

- внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по  ФГОС, чтобы они не противоречили ФОП;

- добавлены ценности: жизни, милосердия и добра, а ценность знания преобразовалась в ценность Познания;

- новая аббревиатура: ФОП – «федеральная образовательная программа», ОП – «образовательная программа»,  а ООП – «основные образовательные потребности»;

- требования к содержанию и планируемым результатам полушкольные и имеют  обязательный характер.

- целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО;

 - планируемые результаты конкретизированы по годам;

- патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.

Изменения в содержании образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Много российского и патриотического.
  2. Указание на то, что ребенок должен уметь планировать свои действия, а надзорные органы должны увидеть, что ребенок это делает САМ.
  3. Указание на необходимость формирования инициативности ребенка.
  4. Новая формулировка – основа социальной навигации.
  5. Появилась цифровая образовательная среда.

«Познавательное развитие»

  1. В содержании данной области видим конкретные предметные результате о счете, величине, пространстве, времени и т.д.
  2. Появился запрос на конкретное обучающее действие от воспитателя, что должно найти отражение в рабочих программах.

          « Речевое развитие»

  1. Появилось понятие «пассивная речь».
  2. Появились требования к непросто знанию, а осмыслению информации.
  3. В арсенале воспитателя все инструменты, способствующие обучению грамоте.

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Существенно обогатилось содержание данной области, что влечет за собой увеличение нагрузки на воспитателя.
  2. Уделено огромное внимание формированию умения ребенка подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений.
  3. Появился запрос на формирование ассортимента художественных средств.

«Физическое развитие»

  1. Появились воспитательные моменты.
  2. Требование к овладению движений: ползанье, метание, лазанье.
  3. Появились требования к формированию глазомера и чувства равновесия.

План-график по внедрению в работу ФОП ДО

_____________________

Мероприятие

Срок

Исполнитель

Результат

1. Организационно-управленческое обеспечение

Организовать и провести педагогические советы, посвященные вопросам подготовки к применению ФОП ДО

__________________

__________________________

Протоколы

Создать рабочую группу по внедрению ФОП ДО

______

__________________________

Приказ о создании рабочей группы

Организовать ознакомление педагогического коллектива с методическими рекомендациями Министерства просвещения по реализации ФОП ДО

_____________

__________________________

Протоколы

Провести аудит образовательной программы детского сада на соответствие требованиям ФОП ДО в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения по реализации ФОП ДО

______

______________

Отчет

Мониторинг образовательных потребностей (запросов) для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений

______

______________

Справка по результатам мониторинга

Составить проект программы детского сада с учетом ФОП ДО

___

______________

Проект обновленной ОП

2. Нормативно-правовое обеспечение

Сформировать банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих внедрение ФОП

_______

___________________________

Банк данных нормативно-правовых документов

Изучить документы федерального, регионального уровня, регламентирующих введение ФОП

_______

______________

Листы ознакомления с документами федерального, регионального уровня, регламентирующими введение ФОП

Провести экспертизу локальных актов детского сада в сфере образования на соответствие требованиям ФОП ДО

____

__________________________________________________________________________

Отчет и по необходимости проекты обновленных локальных актов

Внести изменения в программу развития образовательной организации

______

_______________________________________

Приказ о внесении изменений в программу развития образовательной организации

Издать приказ об утверждении новой ОП ДО в соответствии с ФОП ДО и использовании ее при осуществлении воспитательно-образовательной деятельности

______

_______________________________________

Приказ

3.Кадровое обеспечение

Проанализировать укомплектованность штата для обеспечения применения ФОП. Выявить кадровые дефициты

________

_________________________________________________________

Аналитическая справка

Провести диагностику образовательных потребностей педагогических работников по вопросам перехода на ФОП

______

______________

Справка, график повышения квалификации

Проанализировать профессиональные затруднения педагогических работников по вопросам перехода на ФОП ДО

___________

________________________________________________

Опросные листы или отчет

Направить педагогических работников на обучение по программе повышения квалификации по вопросам применения ФОП ДО

____________

________________________________________

Приказ, документы о повышении квалификации

4. Методическое обеспечение

Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации ФОП ДО

_____________

_________________________________________________

Методические материалы

Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы

_____________

_________________________________________________

Методические материалы

Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации программы коррекционно-развивающей работы

_____________

_________________________________________________

Методические материалы

Обеспечить для педагогических работников консультационную помощь по вопросам применения ФОП ДО

_______________

______________

Рекомендации, методические материалы и т. п.

5. Информационное обеспечение

Провести родительские собрания, посвященные применению ФОП

______________

______________________________________

Протоколы

Разместить ФОП ДО на сайте детского сада

___________

_____________________

Информация на сайте

Оформить и регулярно обновлять информационный стенд по вопросам применения ФОП ДО в методическом кабинете

______________

_____________________________

Информационный стенд

6. Финансовое обеспечение

_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...