Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития детей согласно ФОП ДО
статья

Аникина Елена Викторовна

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФОП в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe.docx274.26 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития детей согласно ФОП ДО

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФОП в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФОП и ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Основные понятия, встречающиеся во ФОП ДО и непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников:
-познавательное развитие;
-познавательные интересы;
-познавательная деятельность;
-познавательные действия.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Интерес - это реальная и особо важная причина любых действий, в том числе и познавательных. Он является одним из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности.
Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства.  В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания. Познавательная деятельность, предполагает умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога. Ребенок стремиться к получению нового опыта и заинтересован в положительной оценке своей деятельности.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.
Цели и задачи познавательной деятельности.
Познавательное развитие в ДОО преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
  • Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФОП в ДОО, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Познание через игру. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. 
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.   
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. 
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Формирование элементарных математических представлений. 
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 
- Ознакомление с предметным окружением. 
- Ознакомление с социальным миром. 
- Ознакомление с миром природы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Содержание образовательной деятельности в области физического развития детей согласно ФОП ДО

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены ф...

Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Статья на тему: Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития.

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития. Ребенок – это неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интер...